Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и техника речи

Внешний вид педагога

 

Плохо как излишнее внимание к своей внешности, так и небрежное отношение к ней. Желательно, чтобы во внешности учителя не было элементов, отвлекающих внимание учащихся, мешающих им сосредоточиться. Но поскольку учитель является примером для детей во всем, и в одежде тоже, он обязан следить за модой, одеваться элегантно, но скромно. Костюм не должен мешать выполнению педагогических операций: работать с инвентарем, писать на доске, склоняться к учащимся, садиться и т.п. Одежда должна гармонировать с фигурой, обликом педагога, быть красивой и опрятной. Элегантно, красиво одетый учитель вызывает положительные эмоции учащихся, поднимает их настроение, побуждает следить за собой, воспитывает их вкус. Все в облике учителя - и прическа, и костюм, и косметика, и духи - должно быть подчинено воспитанию детей.

Учитель должен работать над своей внешностью до тех нор, пока не появится привычка всегда хорошо выглядеть, иметь свой стиль, образ, который включает не только внешний вид (одежда, украшения, прическа, макияж), но и умения пользоваться парфюмерией, говорить, двигаться, стоять и ходить.

Весь облик учителя должен гармонично дополнять его профессиональную деятельность, его индивидуальность, помогать в воспитании детей.

Учение о речевой культуре зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме, где в обществе чрезвычайно высоко ценилось ораторское искусство. Примером тому могут служить вошедшие в мировую истории выступления Цицерона, Сенеки, а также наследие по обучению риторике Квинтилиана и др. Устная речь, как основное средство педагогической деятельности, является важнейшим элементом мастерства. Словарный запас современного взрослого человека должен составлять 10-12 тыс. единиц.

Яркость и выразительность, точность и ясность - таким должен быть язык учителя для обеспечения внимания со стороны учащихся (Я.А.Коменский). Дети стремятся подражать учителю, а всегда ли его речь достойна подражания? Работа педагога над своей речью требует значительных усилий. Ведь очень часто подготовка сводится к усвоению теоретических сведений и методики, а в овладении педагогической техникой речи возникают проблемы. Поэтому свою задачу видим в том, чтобы дать элементы культуры и техники речи, а также ряд тренировоч­ных упражнений, которые помогут студентам в овладении этим важнейшим компонентом педагогической техники.

Культура речи - это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. Педагог должен владеть правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.п.

Культура речи - основа общей педагогической культуры. Ведь от уровня речевой культуры, характера речевого общения зависят и эмоционально-психологический фон занятия, и микроклимат в группе (В.Н.Гринева).

Речь - могучее средство формирования личности. Речь педагога, как и любого культурного человека, должна отвечать следующими требованиям:

правильность: соответствие нормам ударения и грамматики;

точность: соответствие мыслям говорящего и правильность отбора языковых средств выражения содержания мысли;

ясность: доходчивость и доступность для собеседников;

простота, доступность и краткость: употребление простых, неусложненных фраз и предложений, наиболее легких для восприятия учащимися;

логичность: построение композиции рассуждения так, чтобы все части его содержания последовательно следовали друг за другом, были взаимосвязаны и вели к его конечной цели;

чистота: исключение из употребления нелитературных слов (диалектных слов, жаргонизмов, профессионализмов, просторечной лексики, слов-паразитов и т.п.), уместность употребле­ния речевых средств;

выразительность: исключение из речи штампов и шаблонных словосочетаний, умелое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, афо­ризмов;

богатство и разнообразие по лексико-словарному составу: большой словарный запас и способность употреблять одно слово в нескольких значениях;

уместность выражений: употребление наиболее подходящих для данного случая стилистически оправданного языкового средства с учетом состава слушателей, темы диалога и его со­держания, решаемых задач;

языковая и речевая стилистика;

обращенность учителя к ученику.

Несоблюдение этих требований в процессе общения обычно ведет к снижению его эффективности. Так, паузы, вышанные неумением правильно распределять дыхание, случайные логические ударения, многоударность, неверные интона­ции приводят к тому, что смысл сказанного учителем понимается неверно, либо не понимается совсем. Например, рассмотрим предложение: «Завтра, в субботу, занятий на I курсе не будет». Если сделать ударение на «I курсе», то мы обращаем внимание на то, что занятий не будет только на I курсе. Если хотим подчеркнуть, что занятий не будет «завтра» или «в субботу», то делаем ударение на этих словах и т.д. Всего в этом предложении может быть четыре варианта логического ударения. (.)шибкой будет голосовой нажим на ударном слове. Выделить нужное слово можно паузой между словами, изменив ритм фразы и пр.

Речь без логических ударений воспринимается трудно, но еще труднее воспринимать речь, в которой подчеркивается каждое слово. Изменение логического ударения ведет к изменению смысла. Например:

Я сегодня хорошо провел время.

Для облегчения правильного построения устной речи, как учителю, так и учащимся, ознакомимся с логическими правилами устной речи:

1. Если во фразе есть противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова.

2. При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже.

3. Всегда выделяются однородные члены предложения.

4. Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется. Если же нужно подчеркнуть именно определение, следует прибегнуть к изменению принятого в грамматике порядка слов.

5. Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом.

6. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. При этом необходимо следить, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.

7. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем уда­рение падает на само слово: «ни тебе, ни мне», «как ни старайся, ничего у тебя не выйдет».

У неопытного педагога речь часто перегружена логическими ударениями, т.к. все в ней кажется ему важным. Иногда ударения расставлены верно, а смысл сказанного непонятен, т.к. фраза звучит в едином речевом потоке, что на слух плохо воспринимается. Поможет здесь смысловая группировка слов вокруг логических центров с тем, чтобы ученики воспринимали не отдельные слова, а смысловые блоки, называемые речевыми тактами.

Речевой такт объединяет слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу и произносимых как единое целое с логическим ударением на одном из слов. Подлежащее и сказуемое отделяются паузой и должны находиться в разных речевых тактах. Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются логическими паузами. Подготовка к занятию должна включать разбивку текста на речевые такты, постановку логических ударений и пауз, а в итоге - построение логической перспективы речи. Это поможет учащимся понять смысл сказанного учителем.

Качество речи снижает тавтология - повторение одного и того же разными словами: «бегать бегом» «играть в игру», «памятные сувениры» и т.п.

Большое значение для устной речи имеет интонация, которая бывает двух видов: логическая и эмоционально-экспрессивная. Цель первой - подчеркнуть смысловую нагрузку отдельных слов, выражений, второй - помочь учителю передать свои чувства, отношение к сказанному.

Особенно хотелось бы подчеркнуть вред «слов-паразитов» (ну, вот, так сказать, как говорится и т.п.), засоряющих речь, делающих ее маловыразительной. Все это усложняет восприятие информации. А звуки типа «э-э», «м-м» еще сильнее снижают выразительность речи.

В кругу общения специалистов в области физической культуры и спорта в их устной и письменной речи распространены жаргонные слова и выражения. Например, «сделать соперника», т.е. победить, «подвесить» - устроить на работу и т.п. Изъяны речи, небрежность в произношении, неправильные ударения отвлекают учащихся от содержания, т.к. они невольно обращают на это внимание, отвлекаясь от главного.

Сила воздействия слова педагога связана с уместностью речи, т.е. соответствием средств языка составу слушателей, теме разговора, его содержанию и решаемым учебно-воспитательным задачам. Ведь один и тот же текст может быть доступным старшеклассникам и не доступным для младших школьников. По-разному реагируют на замечания тренера и дети, обладающие различным характером, темпераментом, психическими процессами. С первых дней работы тренер должен внимательно изучать все особенности ребенка с целью последующего продуктивного общения с ним.

Исследования показали, что монотонный голос при изложении материала снижает его восприятие на 35-55%. Важно придать оттенок речи при одобрении или порицании поступ­ков учащихся. Следует отметить, повышение и понижение голоса помогает удержать инициативу в общении. Обычно разговор ведется спокойно, без повышения голоса, но в случае нарушений дисциплины, режима, проявлений эгоизма, «звездной болезни» в голосе педагога должны звучать оттенки возмущения, негодования. Однако никогда не следует употреблять оскорбительных слов и выражений, а тем более не высмеивать недостатки, которые ребенок не в состоянии исправить.

В условиях спортивной деятельности необходимо учитывать состояние спортсмена, его переживания. На соревнованиях тренер своей речью должен помочь ему преодолеть нервозность/тревожность, неуверенность, т.е. его голос должен быть уверенным, исключающим возможность поражения.

Культура речи педагога самым тесным образом связана с его двигательными умениями. Показ упражнения не должен нарушать плавность и выразительность речи.

Хорошо, когда педагог свои переживания, эмоции, чувства подкрепляет выразительной речью, насыщенной различными интонациями, что способствует развитию адекватных проявлений у детей.

Для становления речевой культуры учителя большое значение приобретает знание и владение разными речевыми стилями - бытовым, деловым, научным, художественным (В.Н.Гринева). В зависимости от аудитории, с которой общается, учитель должен выбрать и соответствующий стиль речи для обеспечения эффективного общения. Достигается это знанием языка и наличием речевых навыков, которые формируются в речевой деятельности, с опытом. Безусловно, речевая культура непосредственно зависит от языковой среды: чем выше уровень речевой культуры населения, тем большее влияние он оказывает на воспитание и формирование личности.

К сожалению, многие педагоги не владеют основами речевой деятельности, техникой речи: не знают анатомо-физиологических, психологических и грамматических основ речевой деятельности; не умеют правильно дышать; имеют невыразительный голосовой аппарат; у них отсутствует чувство темпа речи; они посредственно владеют дикцией, основами логики речи и пр. Невыразительный, тихий голос, отсутствие нужного темпа речи, плохая дикция ведут к непониманию и потере интереса учащихся к занятию. Такой учитель не способен зажечь учащихся, вдохновить их, пробудить интерес в обучении. И, наоборот, развитое речевое дыхание, совершенная дикция, поставленный голос придают слову педагога выразительность, которая позволяет передавать в речи богатство мыслей и чувств. Поэтому овладение техникой речи одна из главных задач педагогической техники в целом.

-

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Педагогическая техника | Понятие, сущность и нормативное закрепление принципов экологического права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.