Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы государственной экологической экспертизы




Принципы государственной экологической экспертизы в действующем российском законодательстве относительно хорошо проработаны и закрепле­ны, прежде всего, в Законе «Об экологической экспертизе» (ст. 3), выделяю­щем принципы:

1) Прин­цип обязательности, являющийся ведущим, гласит об обяза­тельности проведения государственной экологической экспертизы до приня­тия решения о реализации объекта экспертизы и обязательность учета тре­бований экологической безопасности. Он закрепляет нормы, касающиеся обязательного характера государственной экологической эксперти­зы и его исполнения (ст. 18): положительное заключение государственной эко­логической экспертизы является одним из обязательных условий финансиро­вания и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

2) Принцип научной обоснованности, объективности и законности заклю­чений государственной экологической экспертизы означает, что ЭЭ представляет собой научно - исследовательский процесс и должна производиться на совре­менном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и ме­тодов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом необходима не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработка рекомендации органам или лицам, при­нимающим решения, а также прогноз наиболее эффективных и экологически безопасных условий их реализации в действующих объектах.

3) Принцип презумпции потенциальной экологической опасности, любой наме­чаемой хозяйственной или иной деятельности и др.

4) Принцип гласности и участия общественности предполагает учет общественного мнения при ор­ганизации и проведении государственной экологической экспертизы, а также доступность информации о ходе проведения экологической экспертизы, при­нятых решениях; возможность общественных организаций и граждан полу­чать такую информацию и доводить до сведения принимающих решения лиц свою позицию и т.д.

 

2. Виды экологической экспертизы.

Существует несколько классификаций видов экологической эксперти­зы.

По критерию субъекта различают государственную экологическую экспертизу (на уровне Российской Федерации и субъекта РФ), а также общественную экологическую экспертизу.

По критерию времени и процедуры рассмотрения выделяют первичную экологическую экспертизу и повторную (осуществляемую добровольно или по решению суда).

По ре­зультатам экологическая экспертиза с положительным или отрицательным заключением.

Государственную экологическую экспертизу организовывают и проводят на федеральном уровне и уровне субъектов РФ специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы. Она должна установить, во-первых, соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нор­мативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны ок­ружающей среды; во-вторых, полноту оценки масштабов воздействия наме­чаемой деятельности на окружающую среду и экологическую обоснованность допустимости ее реализации, в-третьих, достаточность предусмот­ренных проектом мер по обеспечению экологической безопасности.

Общественная экологическая экспертиза – это экспертиза, проводимая науч­ными коллективами, общественными объединениями по их инициативе. Подобная экспертиза будет иметь юридическую силу, только если ее заключение утвердит Министерство природных ресурсов и экологии России.

Субъекты государственной экологической экспертизы.

Субъектами государственной экологической экспертизы являются специально уполномоченные органы в области экологической экспертизы, а также заказчики объектов экологической экспертизы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 161 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования», одной из основных функций Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования является организация и проведение государственной экологической экспертизы. Структурным подразделением данной службы выступает Управление государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и экологии РФ. На уровне субъектов РФ экспертизу осуществляет соответствующий отдел (управление) территориального подразделения Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Разделение полномочий между органами государственной экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъекта РФ определяется ст. 11 и 12 Фе­дерального закона «Об экологической экспертизе» на основании масшта­ба и значения хозяйственных объектов (видов деятельности).

Государственная эколо­гическая экспертиза проводится экспертной комиссией.

Заказчики - это юридические и физические лица, которые заказыва­ют и оплачивают специально уполномоченным органам организацию и проведение работы по выявлению соответствия предполагаемой хозяйст­венной и иной деятельности экологическим требованиям. При этом в случае отступления от проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, заказчик обязан пройти экспертизу повторно.

Объекты экологической экспертизы полно и подробно объекты определены в ФЗ РФ «Об экологической экспертизе», - это объекты или деятельность, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

Объектомэкологической экспертизы являются материалы и докумен­ты, представляемые заказчиком на государственную или общественную экологическую экспертизу. Согласно ст. 37 Закона «Об охране окружаю­щей природной среды» и ст. 11 и 12 Закона «Об экологической эксперти­зе» к их числу, в частности, относятся следующие документы.

Во-первых, проекты правовых актов РФ и субъектов РФ нормативно­го и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду (непред­ставление таких проектов является одним из самых распространенных нарушений ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Во-вторых, материалы комплексного экологического обследования участков территории - для придания им правового статуса особо охра­няемых природных территорий, или чрезвычайной экологической ситуа­ции, или зон экологического бедствия.

В-третьих, проекты федеральных планов и программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду.

В-четвертых, все виды градостроительной документации, то есть докумен­тации о градостроительном планировании развития территорий и посе­лений и об их застройке (например, Генеральная схема расселения на тер­ритории РФ).

В-пятых, материалы по обоснованию прогнозов развития и размещения производительных сил.

В-шестых, проекты технической до­кументации на новую технику, технологию, материалы и иные виды до­кументации и др.

 

3. Особенности проведения государственной экологической экспертизы

 

Порядок проведения государственной экологической экспертизы конкретизирован в Приказе МПР РФ от 27 сентября 2001 г. № 648 «О процедуре организации и проведения государственной экологической экспертизы». МПР РФ и его территориальные органы образуют экспертные комиссии по каждому конкретному объекту как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) этого Министерства и его территориальных органов.

Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

На экологическую экспертизу необходимо представить:

- проект, в котором обязательно должна быть дана оценка воздействия производства на окружающую природную среду;

- положительные заключения и (или) документы согласований этого проекта с органами федерального надзора и контроля, а также с органами местного самоуправления;

- выводы граждан и общественных объединений (организаций) по поводу этого проекта.

Третий пункт этого списка не совсем понятен. Иногда его даже невозможно выполнить. Но он установлен законом. И если названных документов не будет, то может последовать отказ в проведении экспертизы.

Материалы, представляемые в МПР РФ и его территориальные органы на государственную экологическую экспертизу, регистрируются и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы, для проверки полноты и достаточности представленных материалов.

Экспертное подразделение в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет заказчика:

1) при соответствии представленных материалов установленным требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления;

2) при несоответствии материалов установленным требованиям - о сроках представления материалов в полном объеме.

При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. В течение этого срока экспертное подразделение:

- подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения экологической экспертизы;

- с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;

- подготавливает проект приказа на проведение государственной экологической экспертизы и направляет его руководству Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ или его территориального органа.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду.

Срок проведения государственной экологической экспертизы составляет:

для простых объектов - до 30 дней;

объектов средней сложности - до 60 дней;

сложных объектов - до 120 дней.

Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен, но не должен превышать шести месяцев для сложных объектов.

Экспертная комиссия определяет:

соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;

полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;

достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

В процессе работы экспертной комиссии:

проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;

подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии;

составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;

обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды;

о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;

б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ или его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией.

Заключение приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения.

Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ или его территориального органа.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением государственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

См. постановление Президиума Верховного Суда РФ от 2 февраля 1994 г. «Предметом судебного обжалования может быть заключение государственной экологической экспертизы, выводы которой могут привести к нарушению права на благоприятную сферу обитания граждан»

Правовым последствием отрицательного экспертного заключения являет­ся запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное или отрицательное заключение государственной экологиче­ской экспертизы направляется заказчику, а в целях контроля информация о заключении - нижестоящему специально уполномоченному государствен­ному органу экологической экспертизы, органам исполнительной власти и местного самоуправления соответствующего уровня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.