Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды




Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды -это совокупность способов воздействия со стороны государства на пове­дение субъектов экологических правоотношений для формирования у них экономической заинтересованности в соблюдении экологических правил и норм в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.

Возникновение экономического механизма охраны окружающей среды связано с Постановлением Правительства СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Впоследствии заложенные в нем конструкции Экономического воздействия на приро-допользователей были расширены и дополнены в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и других законах и подзаконных актах.

Основная черта правового регулирования экологических отно­шений на современном этапе выражается в сочетании админис­тративно-правовых средств воздействия с экономическим стимулированием в охране ОС.

Способы экономического регулирования экологических отношений в зависимости от характера их воздействия на субъектов хозяйственной деятельности (ст. 14-18 ФЗ «Об охране окружающей среды») включают в себя (санкции, стимулы и гарантии):

Во-первых, экономические санкции - меры по принудительному взима­нию с природопользователей платы за причинение негативного воздейст­вия на окружающую среду.

Во-вторых, экономические стимулы - предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетра­диционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и перера­ботке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем, предотвращение невозобновляемых ресурсов невозможно без заинтересованности общества в сохранении среды обитания. Использование экономических стимулов способствует повышению качества жизни, изменению сознания человека и стереотипов его поведения. Применение методов экономического стимулирования имеет большое значение для разработки способов интеграции социаль­но-экономического развития и охраны окружающей среды.

Адекватное стимулирование и финансиро­вание охраны окружающей среды - важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы - финансовоемкое направление деятельности. Так, стоимость очистных сооружений на предприятии составляет иног­да до 40% стоимости самого предприятия. Финансирование меро­приятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране нахо­дится в критическом состоянии.

Стимулирование рационального природопользования и охраны окружа­ющей природной среды осуществляется путем:

- установления налоговых и иных льгот. Они предоставляются предприя­тиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранитель­ным, в случае внедрения ими безотходных технологий и производств, при использовании вторичных ресурсов, осуществлении деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

- освобождения от налогообложения экологических фондов;

- передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ;

- установления повышенных норм амортизации основных производствен­ных природоохранительных фондов;

- применения поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

- введения специального налогообложения экологически вредной про­дукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологичес­ки опасных технологий;

- применения льготного кредитования предприятий, успешно реализую­щих мероприятия по охране окружающей природной среды.

Данный примерный перечень способов экономического стимулирова­ния охраны окружающей природной среды может быть дополнен и рас­ширен с учетом особенностей субъектов, характера природопользования.

В-третьих, экономические гарантии - система условий реализации и средств защиты права каждого на благоприятную окружающую среду, включая финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития и экологических программ, экологическое страхование и ауди­рование, учет экологических факторов при приватизации государствен­ных и муниципальных предприятий, поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окру­жающей среды, и т. д.

Федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860, общим недостатком функционирования природно-ресурсного комплекса России на сегодняшний день признано несовершенство экономических механизмов и законодательной базы, регулирующих его использование. Поэтому формирование правового режима эксплуатации основных видов первичных природных ресурсов (минеральных, земельных, лесных, водных и т.д.) и финансового регулирования охраны окружающей среды будет способствовать реализации государственной стратегии устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Основным элементом финансового механизма реализации этого принципа должна стать платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде.

Существует ряд причин, по которым экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и ранее, и в настоящий момент не заняло достойного места в механизме охраны окружающей среды. К их числу следует отнести затяжной экономический кризис, непоследова­тельность в экономических реформах (в том числе налоговой), что не приводит к появлению реальной экономической заинтересованности у тех субъектов, которым адресованы такие нормы. Кроме того, следует отметить чересчур схематичный характер правового обеспечения эконо­мических инструментов, наличие большого количества отсылочных норм (этот недостаток проявляется и во всех иных эколого-правовых институтах).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.