Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1 (1 час). Принципы организации пассажирских перевозок. Управление пассажирскими перевозками




Цель: изучение основных принципов организации и управления пассажирскими перевозками на транспорте, определение значения и преимуществ пассажирского транспорта.

 

План:

1. Принципы организации пассажирских перевозок.

2. Управление пассажирскими перевозками.

 

1. Во всех развитых странах железнодорожный пассажирский транспорт играет важную роль в жизни общества. Его значение и преимущества определяются такими факторами как:

- безопасность и надежность движения (в снегопад, пургу, в тумане и при других плохих погодных условиях поезда идут по графику);

- наибольшая провозная способность (двухпутные железнодорожные линии способны перевозить по 300-500 тыс.пассажиров за сутки, занимая при этом небольшую территорию);

- сравнительно низкая себестоимость железнодорожных перевозок;

- самая быстрая доставка пассажиров на расстоянии до 700 км (с учетом отсутствия потерь времени на дорогу к аэропорту и предвзлетные операции) при реальных скоростях движения поездов 120-160 км/ч и более;

- минимальный вред для экологии окружающей среды (например, мусор и выбросы из туалетов собираются в специальные емкости для последующей переработки);

- лучшие условия для полной автоматизации перевозок (регулирование движения поездов требуется только в одном измерении, тогда как для других видов наземного транспорта – в двух измерениях. Воздушному транспорту необходимо управление движением в трех измерениях);

- способность использовать любые виды энергии, так как тяга поездов автономна;

- широкий диапазон комфорта и сервиса (салон для совещаний, видеобары, доступная телефонная связь и др.).

Приведенные преимущества железных дорог, а также массовость и стабильность осуществляемых по ним перевозок делают их базой для координации и взаимодействия всех видов транспорта, оптимизации всех составляющих перевозочного процесса. В этих целях обеспечивается согласование расписания движения поездов, автобусов, самолетов и т.д. При вокзалах железных дорог размещаются круглосуточно работающие автовокзалы, гостиницы, предприятия торговли, узлы связи, рестораны, банки, бизнес-центры, что позволяет обеспечить минимальные потери времени пассажиров и создает наибольшие удобства при поездках и пересадках.

Развитие и состояние пассажирского железнодорожного транспорта отражают благосостояние народа, достижения науки и техники. В настоящее время развивается единая европейская высокоскоростная железнодорожная сеть, в которую войдут железные дороги почти всех западноевропейских государств. Разрабатываются проекты развития высокоскоростных железнодорожных магистралей в США, Австралии, Южной Корее и ряде других стран. Специалисты железных дорог и эксперты по транспорту предполагают, что в будущем высокоскоростные железные дороги станут основой пассажирских систем.

Главной целью железнодорожных пассажирских перевозок является максимальное удовлетворение потребностей населения страны в перевозках и сокращение их убыточности за счет повышения производительности труда и снижения себестоимости пассажирских перевозок при условии повышения качества обслуживания пассажиров, улучшения организации и функционирования всех подразделений железных дорог и увеличения доходов. Для этого необходимо наилучшим образом использовать перевозочные средства при безусловном обеспечении безопасности движения поездов и личной безопасности пассажиров железных дорог и работников транспорта. В решении этих задач на железнодорожном транспорте можно указать следующие основные направления:

- увеличение скоростей движения; сокращение стоянок поездов для технических надобностей, погрузки и выгрузки багажа и почты, посадки и высадки пассажиров; расширение числа беспересадочных сообщений путем согласования движения поездов и других видов транспорта в пунктах прицепки вагонов и пересадки пассажиров и как результат – сокращение времени проезда;

- улучшение обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах (минимальные затраты времени на приобретение проездных документов и получение справок, обеспечение постельным бельем, газетами и др.);

- наилучшее использование подвижного состава (пассажирских локомотивов и вагонов), станционных и вокзальных устройств, что достигается составлением рациональных графиков оборота составов в пунктах приписки и оборота, сокращением стоянок поездов в пути, разработкой эффективного технологического процесса работы станции и вокзала;

- правильное сочетание пассажирского и грузового движения (расположение на графике пассажирских поездов не должно нарушать равномерности прокладки линий хода грузовых поездов, особенно на линиях, где грузовые перевозки преобладают); специализация параллельных железнодорожных линий преимущественно для пассажирских и грузовых перевозок при оптимальном соотношении скоростей обоих видов движения и рациональном подборе типов локомотивов;

- организация пассажирских перевозок на специализированных высокоскоростных магистралях;

- координация всех видов транспорта для наибольшей согласованности в их работе; организация смешанных (железнодорожных, речных, морских, автомобильных и воздушных) перевозок;

- снижение себестоимости перевозок и повышение производительности труда работников, связанных с перевозками пассажиров;

-постоянное совершенствование технических средств и технологии работы всех звеньев процесса пассажирских перевозок.

2. Железнодорожный пассажирский транспорта в РК в отличие от многих европейских и американских железных дорог изначально является главным видом транспорта в межрегиональном сообщении. Эта роль сохранится и в обозримом будущем, так как по объективным причинам реальная альтернатива железнодорожным перевозкам не существует. В РК практически отсутствует морской или речной виды транспорта. Воздушный транспорт недоступен для массового пассажира; объемы перевозок несопоставимы с перевозками по железной дороге.

Из-за отсутствия достаточного количества хороших дорог, неразвитости автотранспортной инфраструктуры, сурового климата на большей территории страны, автомобильный транспорт в межрегиональном сообщении также не может полностью заменить железную дорогу.

Тем не менее, несмотря на то, что пассажирооборот в межрегиональном сообщении (около 56% от общереспубликанского) свидетельствует о стратегической важности, из-за ежегодных многомиллиардных убытков стоит вопрос об экономической целесообразности железнодорожного пассажирского транспорта.

Продолжается ухудшение технического состояния вокзалов и старение пассажирских вагонов, снижается качество предоставляемых пассажирам услуг.

Прежде всего это обусловлено следующими причинами:

- низкие тарифы, жестко регулируемые государством для обеспечения массовых пассажирских перевозок;

- так называемое «перекрестное субсидирование» - когда убытки от перевозок пассажиров, связанные с низкими тарифами, покрываются за счет прибыли от грузовых перевозок;

- затраты на услуги пассажирских перевозок недостаточно прозрачны, что не позволяет уточнить методику разнесения общих затрат между грузовыми и пассажирскими перевозками и определить величину государственных субсидий на социально-значимые маршруты и отказаться от субсидирования за счет грузовых тарифов

- отсутствует государственная политика ценообразования на услуги железнодорожной инфраструктуры для пассажирских перевозок (например, междугородние и международные автобусы практически не платят за доступ к автомобильным дорогам);

- стоимость плацкарты и билета проездного документа не соответствует прямым и косвенным расходам на перевозки.

Все это в совокупности вызывает необходимость реформирования системы государственного регулирования железнодорожных пассажирских перевозок.

Практически во всех странах первым шагом на пути реформирования железнодорожного транспорта стало разделение грузовых и пассажирских перевозок. В дальнейшем, общепризнанной стала практика подтверждения социальной значимости железнодорожных пассажирских перевозок. Были внедрены механизмы их поддержки в условиях сильной конкуренции со стороны автомобильного, воздушного и морского видов транспорта.

Задачи реформирования пассажирских перевозок, ориентированные на повышение общей экономической эффективности, включают:

- формирование государственного социального заказа на услуги железнодорожного пассажирского транспорта;

- определение объективной стоимости услуг железнодорожной инфраструктуры для пассажирских перевозок;

- анализ и сокращение расходов и соответственно уменьшение дотаций на их покрытие;

- переход к коммерческому предприятию, ориентированного на рыночные условия;

- усиление роли частного сектора, развитие конкуренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.