Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности и основы организации пригородных перевозок

Пригородные перевозки развиваются на линиях, примыкающих к крупным городам, промышленным и населенным пунктам. Пригородные поезда осуществляют также внутригородские перевозки там, где пригородные участки железных дорог находятся в черте городских построек или являются железнодорожными диаметрами, которые пересекают город, являясь транспортными артериями. Четкая организация пригородных перевозок имеет большое значение. Опоздание пригородного поезда приводит к задержке выхода трудящихся на работу и сбою производства. Плохие условия перевозки, отсутствие четкого взаимодействия с другими видами транспорта вызывают дополнительную «транспортную усталость» и снижение производительности труда перевозимых пассажиров.

Особенностями пригородных перевозок, оказывающими влияние на организацию движения пригородных поездов, являются:

- концентрация пригородных перевозок в крупных центрах страны;

- массовость перевозок с большим числом поездок на одного пассажира в год;

- устойчивые пассажиропотоки в рабочие дни (трудовые поездки) и переменные – в выходные и праздничные;

- резкое падение пассажиропотока на участке по мере его удаления от головной станции;

- перевозки, осуществляемые на короткие расстояния;

- неравномерность перевозок по сезонам года (лето, зима), дням недели (рабочий, нерабочий, предвыходной и послевыходной дни) и по часам суток;

- большая частота движения для уменьшения времени ожидания поездов и высокая скорость для сокращения продолжительности поездки.

Эти особенности предъявляют следующие требования к организации пригородного движения:

- установление достаточного числа поездок как в целом за сутки, так и по периодам суток;

- удобное для пассажиров распределение пригородных поездов по времени;

- обеспечение достаточной частоты (что определяет время ожидания поездки) и в то же время высокой скорости движения поездов (время в пути);

- необходимость устройства зонных станций оборота пригородных составов;

- организация посадки-высадки пассажиров, как на станциях, так и на остановочных пассажирских платформах.

Как правило, пригородные участки двухпутные, а на многих есть дополнительные главные пути III и IV, оборудованные трех- и четырехзначной автоблокировкой с автоматической локомотивной сигнализацией. Это обеспечивает их высокую пропускную способность и полную безопасность движения. Участки с большими пассажиропотоками электрифицированы. Обслуживают их специальные мотор-вагонные поезда с высокими значениями ускорения и замедления, у вагонов таких поездов – автоматически управляемые широкие двери. Высокие платформы обеспечивают быструю посадку и высадку пассажиров с минимальными потерями времени. Для контроля за этими операциями в местах большого скопления пассажиров начинает применяться промышленное телевидение.

Для сокращения затрат времени пассажиров на поездку и более эффективного использования пригородного подвижного состава пригородные участки делятся в зависимости от величины пассажиропотока на зоны. Для зон с большим потоком пассажиров назначается большее число поездов.

Для посадки и высадки пассажиров в пригородном сообщении организуют зонные станции. Оборот пригородных составов производят на зонных станциях.

Размеры движения определяют для каждой зоны отдельно. На дальних зонах меньшие размеры движения, и поэтому время ожидания поездки у пассажиров этих зон больше, чем у пассажиров первой зоны. Однако продолжительность их поездки можно сократить за счет прокладки поездов с небольшим числом остановок («скороходов»), которые характерны для прогрессивных типов графика движения. Это в известной мере компенсирует потери времени из-за сокращения частоты движения.

Пригородный участок делится на зоны так, чтобы строительные затраты на устройства зонных станций и эксплуатационные расходы не превышали экономии от ускорения доставки пассажиров и от сокращения времени оборота составов.

Для составления графика движения поездов определяют распределение пассажиропотоков по часам суток, их процентное соотношение и устанавливают по данным наблюдений за прошедший период и на основе заявок предприятий и учреждений, а иногда путем обследования пассажиропотоков. Остановочные пункты на пригородном участке располагаются на расстоянии 8 – 10 км.

Основные показатели пригородных пассажирских перевозок следующие: количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот, удельный вес пригородных перевозок в общем отправлении пассажиров и средняя дальность поездки.

Количество перевезенных пассажиров исчисляется как сумма поездок по проездным документам. При определении пассажирооборота каждую поездку умножают на соответствующее расстояние поездки и полученные результаты складывают.

Средняя дальность поездки пассажира определяется делением пассажирооборота на количество перевезенных пассажиров, а удельный вес пригородного сообщения – делением количества перевезенных пассажиров в пригородном сообщении на общее количество перевезенных пассажиров железнодорожным транспортом.

Средняя дальность поездки пассажиров в пригородном сообщении изменяется по годам незначительно, в среднем по сети равна 28-30 км.

Организация пригородных перевозок характеризуется скоростью движения поездов. Различают техническую, участковую и эксплуатационную скорости.

Техническая скорость – это скорость непосредственного движения поезда по перегонам без учета стоянок на промежуточных станциях. Она определяется делением пройденного поездом расстояния на общее время непосредственного движения поезда, включая время на разгоны и замедления.

Участковая скорость движения поезда по участку определяется делением длины участка на общее время следования поезда по участку, включая время стоянок на промежуточных станциях.

При определении эксплуатационной скорости учитывается также время оборота составов на головной и зонных станциях.

Для пассажира наиболее важна участковая скорость, так как она характеризует затраты времени на проезд между станциями посадки и высадки. Участковая скорость движения пригородных поездов на сети железных дорог увеличивается незначительно и это приводит к большим затратам времени пригородными пассажирами. При средней дальности поездки 30 км пригородный пассажир затрачивает на поездку туда и обратно в среднем 1,45 часа, при длине пригородного участка 100 км время на проезд в одном направлении составляет почти 2,5 часа.

Перевозки осуществляются электрической и тепловозной тягой и в основном моторвагонными поездами (электро- и дизель - поездами), на долю которых приходится три четверти объема пригородных перевозок.

Чтобы правильно организовать пригородные перевозки, необходимо иметь данные о пассажиропотоках. Изучение пригородных пассажиропотоков позволяет выявить их распределение по участку (густоту), остановочные пункты с интенсивной посадкой и высадкой пригородных пассажиров, неравномерность (сезонную, суточную, почасовую) и в конечном итоге определить размеры движения пригородных поездов по зонам в зависимости от времени года, дней недели и часов суток, рациональное число «скороходов» и «тихоходов», а также обосновать количество остановок пригородных поездов на каждом остановочном пункте.

Материалы о пассажиропотоках на пригородном участке могут быть использованы для организации работы городского транспорта в пунктах пересадки пассажиров, для обоснования потребного количества билетных касс по дням недели и часам суток, разработки технологических процессов работы вокзалов, планирования пригородных перевозок.

Известно несколько способов определения пассажиропотоков: талонный; непосредственного подсчета входящих и выходящих пассажиров на головной станции или на любом другом остановочном пункте (приближенный способ); с использованием отчетных материалов. Возможны также комбинации этих способов, а также различные методы обработки полученной информации.

Спад пассажиропотока по мере удаления от головной станции вызывает необходимость деления пригородного участка на зоны. Как правило, пригородные участки крупных узлов разделены на 2-4 зоны, а на пригородных участках с интенсивными пассажиропотоками число зон доходит до 5-7.

Зоны разделяются между собой зонными станциями с путевым развитием для приема, отправления пригородных поездов, отстоя пригородных составов. С зонных станций, как правило, отправляются значительные потоки пассажиров в направлении головной станции (от 50 до 70 % всего пригородного пассажиропотока). Деление участка на зоны позволяет не только улучшить обслуживание пригородных пассажиров, но также повысить эффективность использования подвижного состава (за счет повышения населенности вагона) и снизить себестоимость перевозок.

Размещение зонных станций на пригородном участке может быть установлено несложными расчетами по одному из следующих критериев:

- наименьшему пробегу пригородных поездов. В этом случае для каждого варианта размещения зонных станций определяются размеры пригородного движения по каждой зоне, и подсчитывается общая затрата поездо-километров. Расчет может выполняться для различных типов графика;

- плановой динамической населенности вагона. Динамическая населенность вагона – технико-экономический показатель, определяющий рентабельность пригородных перевозок и условия культурного обслуживания пригородных пассажиров. С одной стороны, населенность вагона должна быть достаточно велика, чтобы в соответствии с пригородными тарифами обеспечивать покрытие расходов транспорта на перевозки и давать необходимый уровень рентабельности. С другой стороны, населенность на ось нельзя чрезмерно увеличивать за счет сокращения размеров движения, чтобы не ухудшать обслуживание пассажиров. Число зон и зонных станций в этом случае также можно выбирать для различных типов графика;

- наименьшим народнохозяйственными затратами на пригородное движение. В этом случае учитываются затраты, связанные со строительство и эксплуатацией зонных станций, эксплуатацией подвижного состава, проездом пригородных пассажиров и др. вариант обеспечивающий минимум приведенных расходов, является наилучшим для данного пригородного участка.

Организация групповых перевозок. Групповые перевозки – это перевозок десяти и более человек в одной группе до одной станции назначения.

Резервирование мест для групповых перевозок происходят по письменным заявкам туристических организаций, а также учреждений и учебных заведений. Заявки подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером, заверяется печатью. Все принятые заявки подлежат регистрации в пункте приема. Если групповая заявка составляет 50 % и более вместимости состава поезда, то через пассажирскую службу ОДБ или ЛБК решают вопрос о назначении дополнительного поезда.

Передача телеграмм-заявок на групповой выезд производится открытым текстом всеми ОДБ, ЛБК и вокзалами один раз в сутки.

При групповой заявке, в которой имеется несколько пересадочных пунктов, телеграмма-запрос на выделение мест передается по каждому пункту отдельно. Комиссионный сбор за резервирование мест и оформление проездных документов взыскивается в соответствии с действующими правилами. Телеграммы-запросы и телеграммы-ответы хранятся в ОДБ и ЛБК в течение 6 месяцев.

Неиспользованные места из нормы, выделяемой под групповые перевозки по заявкам железных дорог, передаются для реализации через другие формы продажи билетов пассажирам не ранее чем за 17 суток. Оформление групповых перевозок иностранных туристов СНГ, следующих в международных сообщениях, производится в соответствии с Правилами резервирования мест в поездах для пассажиров международного сообщения.

Железные дороги осуществляются продажу билетов предприятиям, организациям и учреждениям по их предварительным заявкам для перевозки отдельных групп пассажиров.

Письменные заявки на места в поездах для обеспечения выезда отдельных групп пассажиров (10 человек и более) принимаются железными дорогами от учреждений, предприятий, туристических и других организаций не менее, чем за 18 дней до отправления поезда. Заявка должна быть подписана руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером и заверена печатью. В ней указывается: наименование предприятия, количество мест, номер поезда, категории вагонов, дата выезда и станция назначения. Место предоставляются согласно заявке. При недостатке мест в поезде и вагонах, указанных в заявке, с согласия организации могут быть предоставлены места в другом поезде или вагонах других категорий.

При отказе организации от оплаты части мест последние передаются в кассы для общей продажи.

Когда группа пассажиров следует с пересадкой в пути, станция отправления обязана оформить ей билеты с прямой плацкартой на весь путь следования.

Не позднее за 12 дней до отправления поезда, организация должна пробрести заказанные проездные документы, оплатив стоимость проезда наличными деньгами, чеками из лимитированных книжек.

Если за 12 дней до отъезда проездные документы не были получены, заявки аннулируют и места передают в общую продажу.

Приобретенные организациями билеты кассами возврата на вокзалах не принимаются. Вопрос о возврате организациями платежей за неиспользованные проездные документы рассматривается в претензионном порядке. Билеты для групп туристов, имеющих туристические путевки, выдаются по маршруту, указанному в путевках.

Для перевозки пассажиров, следующих по экстренным вызовам, при отсутствии свободных мест билетный кассир станции оформляет билет в общий вагон поезда соответствующей категории без указания номера вагона и мест.

При пассажире может ехать бесплатно один ребенок в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места.

Для занятия отдельного места ребенку не старше 5 лет приобретается соответствующий детский билет.

При следовании с пассажиром более одного ребенка в возрасте до 5 лет, а также на каждого ребенка от 5 до 10 лет покупают детские билеты. Дети старше 10 лет без сопровождения взрослых к проезду в пассажирских поездах не допускаются, за исключением учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения школы. В общем вагоне с местами для сидения каждому ребенку, имеющему детский билет, должно быть предоставлено место наравне со взрослыми пассажирами. Для ребенка в возрасте от 5 до 10 лет при приобретении билета в вагон со спальными местами, доплата за плацкарту не требуется, если он не занимает отдельного места в вагоне. На двух и трех детей до 10 лет, следующих с взрослым, должно быть оплачено одно общее для них спальное место, а на четырех - пятерых детей при взрослом должны быть оплачены два спальных места. По желанию пассажира могут быть произведены отдельные доплаты за проезд в вагоне со спальными местами для каждого ребенка до 10 лет.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала:

1. Назовите особенности и принципы организации дальних, местных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

2. Назовите особенности и принципы организации пригородных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

Список литературы:

1. Под редакцией В.А. Кудрявцева. Организация железнодорожных пассажирских перевозок. Москва. Издательский центр «Академия», 2004 г., 256 с.;

2. Под редакцией Г.В. Фомина. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте. Москва. Транспорт, 1990 г., 224 с.;

3. М.З. Соловейчик, Т.И. Сотников. Организация пассажирских перевозок. Москва. Транспорт, 1983 г., 239 с.;

4. Л.В. Вахитова. Управление пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Алматы. КазАТК, 2009 г., 96 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 3 (1 час). Особенности и основы организации дальних, местных и пригородных пассажирских перевозок | АФО органов дыхания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.