Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анималотерапия и ее применение в качестве технологии физкультурно-спортивной деятельности




Лекция №13

 

План лекции:

1. Общая характеристика анималотерапии.

2. Иппотерапия, как метод реабилитации и социальной адаптации.

3. Домашние животные в практике анималотерапии.

 

Вопрос №1

Несмотря на достижения цивилизации, животные занимают существенное место в жизни человека.

Значительно возрастает роль животных в жизни человека с отклонениями в состоянии здоровья, поскольку давно замечены терапевтические эффекты oi общения с ними.

Животные и внешне, и внутренне участвуют в развитии ребенка. Они входят в жизнь человека очень рано, сначала — как образы животных. Какой-то предмет, например игрушка, может быть для ребенка объектом-посредником, который необходим ребенку, поскольку он еще недостаточно развит, чтобы быть автономным и самостоятельным.

Как отмечает известный специалист в области иппотерапии II. Матиас (2000), чтобы ребенку расти и развиваться, ему надо преодолеть связь с мамой, по это угрожает чувству безопасности и сдерживает инициативу и самостоятельность ребенка.

Присутствие животного в нашей жизни - в виде образов, в виде игрушки - дает ощущение безопасности, поскольку прикосновение к такому предмет дает ребенку уверенность в себе.

Во всем мире, во всех культурах дети используют игрушки из мягкой материи, причем почти всегда эта игрушка — животное.

В дальнейшем в жизни ребенка появляются реальные животные —* мышки, кролики, черепахи, птички. Их можно ласкать, трогать и одновременно получать важную для ребенка информацию.

Животные подчиняются правилам, у них есть иерархия, и они уча! детей представлениям о социальных правилах. Потом в нашу жизнь входят более сложные животные — кошки и собаки, а у тех, кто проживает в сельской местности, — домашние животные (куры, гуси, овцы, коровы, лошади и др.).

Взаимодействие с животными — это работа над отношениями, которые являются очень важными в психологии. Например, взаимодействуя с лошадью, ребенок устанавливает с ней множество разных отношений: через поводья, прикосновение, эмоциональное отношение, отношение символическое. Так, лошадь является символом силы, свободы. Поэтому, взаимодействуя с ней, ребенок косвенно касается всех основных тем, волнующих человека и человечество.

Таким образом, взаимодействие с животными имеет огромное значение в жизни человека.

Занятия по адаптивной двигательной рекреации, построенные на деятельности, предусматривающей взаимодействия с животным и, дадут очень хороший результат, несут в себе огромный терапевтический потенциал. 11отгому при малейшей возможности необходимо стремиться включать в рекреационную деятельность взаимодействие с животными.

Деятельность по управлению животными часто является содержанием (предметом) соревнований. Например, в Единую всероссийскую спортивную классификацию (2001-2005 гг.) включены такие виды спорта, как конный спорт, а также виды, объединенные союзом «Российская лига кинологов»6 (ездовой спорт, зимнее и летнее двоеборье, гонки-буксировка на лыжах, санях, нартах и др.).

Присутствует конный спорт и в программах современных Паралимпийских и Специальных олимпийских игр.

Наиболее известны и изучены взаимодействия инвалида с лошадью, которые реализуются в иппотерапии, лечебной верховой езде, конном спорте. Об этом написано много работ, продолжаются научные исследования этой проблемы.

Очень хорошие результаты получены от использования взаимодействий лошади и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (особенно с последствиями ДЦП), интеллекта.

П. Гурвич (2000) отмечает следующие психологические аспекты взаимодействий лошади с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Радость человека, пересевшего из коляски на лошадь, чувство гордости, охватывающее его, когда он управляет большим и красивым животным, и, что теперь он может смотреть на окружающих не снизу вверх, а оказаться выше самого высокого из окружающих; возможность ощутить красоту и свободу движения наполняют его чувством собственного достоинства. "Мы изменяем ТОЧКУ зрения окружающих на инвалида - родители, знакомые начинают по-другому смотреть на него. Они видят, что из зависящего от них ребенка он превращается в человека, который сам отвечает за лошадь и заботится о ней. Он становился самостоятельным.

Для людей с умственной отсталостью очень серьезно стоит вопрос социализации, интеграции в обществе, и тут одинаково важны и готовность общества принять таких людей, и возможность адаптации самих умственно отсталых к условиям современной жизни. Нам всем приходится приспосабливаться к окружающим, считаться с ними, находить общий язык, и этому мы учимся всю жизнь. Человеку с умственной отсталостью или психическими нарушениями трудно научиться этому.

Лошадь оказывается посредником между больным человеком и миром - взрослыми, родителями, даже необходимыми правилами поведения.

Психологически человеку с ограниченными возможностями проще строить эти отношения через «третье лицо», в данном случае -лошадь. Скажем, если ребенок не терпит прикосновения к себе, можно похлопать или погладить его лошадь, обратиться к ней, поговорить с ней. В свою очередь, инвалид, разговаривая с лошадью, часто говорит о том, чего не может сказать окружающим. Таким образом, лошадь «передает послания» инвалида и инструктора друг другу.

Одновременно у ребенка складываются личные отношения с лошадью. В симпатиях и антипатиях лошадь и инвалид могут находить общий язык. Оба нуждаются и в любви, и в ограничениях. Лошадь очень ясно дает понять взаимосвязь между поступком и ответной реакцией. Эмоционально не оценивая команду всадника, она отвечает на действие соответственно определенным правилам поведения. Например, если всадник хочет остановить идущую лошадь, он должен выполнить по порядку определенные действия: потянуть повил так, чтобы лошадь остановилась, а потом немного ослабить. Всадник может колотить лошадь, кричать на нее, гладить по шее, но это не приведет к выполнению команды. Все это является одним из важных уроков взаимоотношений, которые

Игры являются кульминацией занятия, они не только помогают развлечься, но и должны способствовать достижению общей цели занятия. Например, если стоит цель — обучение остановке лошади, а затем - возобновление движения, то можно использовать игру «Тише едешь - дальше будешь». Если всаднику требуется дополнительная мотивация для обучения управления лошадью посредством шейных поводьев, хорошую помощь в этом окажет игра «Гонка за лидером» при огибании стоек. Всаднику с высокой мотивацией и стремлением к освоению навыков верховой езды игра поможет расслабиться и отвлечься от сосредоточенной, осознанной работы.

Для всадников с нарушением интеллекта характерны не только различной степени нарушения коммуникативных навыков и обучаемости, но и заниженная самооценка, повышенная подверженность разочарованиям. Полому для таких всадников желательно выбирать игры, гарантирующие успех.

Во время рекреационных занятий рекомендуется применять следующие игры: «Равновесие с мешочком крупы», «Гонка за лидером», «Дорожные знаки», «Стойло», «Метание в цель», «Найди пару», «Эстафета». «Гонки со снаряжением», «Тише едешь — дальше будешь» и многие другие.

Таким образом, при взаимодействии с животными (лошадьми, собаками, птицами и др.) деятельность, направленная на управление их поведением, может и должна составлять современные программы но адаптивной двигательной рекреации.

Вопрос №2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.