Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономико-географические предпосылки развития туризма в странах мира




По экономико-географическим предпосылкам устойчивого развития туризма выделяют 10 групп стран (и территорий). Для обозначения были использованы заглавные буквы латинского алфавита; двумя буквами обозначены классы, в которых страны имеют переходный характер рассматриваемых критериев. Соответствующее обозначение и в легенде карты (см. Рисунок 1).

Рисунок 1: Классификация стран по экономико-географическим предпосылкам устойчивого развития туризма

 

Краткая характеристика каждого из классов:

 

1. "А". Состав: Мальдивские о-ва, Макао, Сент-Люсия, Бермудские о-ва, Аруба, Каймановы о-ва, Бахрейн, Ангилья, Гуам

 

Влияние туризма чрезвычайно высоко на все сферы жизнедеятельности. Критическое положение по нагрузке на территорию и местных жителей. Полная зависимость экономики от туризма. Отмечается рад негативных социально-культурных последствий слияния туризма. Для устойчивого развития необходима большая диверсификация по отраслям, снижение доли иностранного капитала и объемов вывоза за рубеж полученной прибыли (путем создания привлекательных условий в других отраслях хозяйства).

 

2. "AB". Состав: Сингапур, Северные Марианские о-ва, Багамские о-ва, Барбадос, Антигуа и Барбуда, о-ва Кука, Люксембург, Кипр, Сейшельские о-ва, Сент-Китс и Невис, Французская Полинезия, Гренада, Мартиника.

 

Это группа характеризуется сильной экономической зависимостью и ориентированность хозяйства на туризм, большими нагрузками на население и территорию. Устойчивое развитие возможно в случае уменьшения доли туристской отрасли в основных показателях, вложения капиталов полученных от иностранного туризма в развитие существующих и создание новых отраслей.

 

3. "B". Состав: Швейцария, Пуэрто-Рико, Сент-Винсент и Гренадины, Гваделупа, Доминика, Ирландия, Маврикий, Австрия, Венгрия, Испания, Португалия, Франция, Чешская республика, Ямайка.

 

Характерна повышенная роль туризма, можно отметить интенсивность процессов, в том числе воздействие на территорию и население. Для устойчивого развития необходимо правильное планирование нагрузок, регулирование потока туристов и капитала.

 

4. "C". Состав: Тайвань, Дания, Бельгия, Израиль, Ливан, Нидерланды, Реюньон, Белиз, Греция, Доминиканская республика, Италия, Монтсерат, Словения, Хорватия, Эстония, Великобритания, Иордания, Украина, Фиджи.

 

Можно отметить устойчивое состояние или немного повышенную роль туризма, но следует контролировать положение, регулируя уровень нагрузок. Страны этой группы готовы к устойчивому развитию туризма.

 

5. "D". Состав: Литва, Польша, Коста-Рика, Куба, Малайзия, Тринидад и Тобаго, Тунис, Новая Каледония, Норвегия, ОАЭ, США, Уругвай, Вануату.

 

Это категория стран характеризуется состоянием устойчивости или немного заниженным влиянием туризма. Имеются все предпосылки для устойчивого развития туризма и при соответствующем регулировании возможно незначительное увеличение нагрузок связанных с туризмом.

 

6. "DE". Состав: Свазиленд, Швеция, Юж. Корея, Тонга, Исландия, Новая Зеландия, Филиппины, Болгария, Словакия, Панама, Ботсвана, Германия, Грузия, Таиланд, Канада, Финляндия.

 

Имеющийся потенциал используется не полностью, хотя туризм занимает в экономике важное место. Имеют возможность избежать, ряда негативных явлений, используя опыт других стран столкнувшихся с последствиями ранее. Для устойчивого развития туризма необходимы дополнительные инвестиции, а также соответствующая маркетинговая политика и планирование.

 

7. "E". Состав: Коморские о-ва, Сальвадор, Кабо-Верде, Лесото, Мексика, Сирия, Турция, Саудовская Аравия, Парагвай, Бруней, Австралия, Намибия, Суринам.

 

Туризм играет заметную, но не существенную роль. Другие отрасли хозяйства нередко являются более привлекательными для инвестиций. Свойственны перепады в интенсивности воздействия, но в целом, возможно увеличение туристских нагрузок. Для устойчивого развития необходимо расширение сфер влияния туризма с учетом и планированием всех последствий, создание "благоприятного климата" для дополнительных вложений.

 

8. "EF". Состав: Гондурас, Бенин, Кувейт, Марокко, Латвия, Чили, Эквадор, Руанда, Ливия, Гватемала, Монголия, Египет, Индонезия, Кирибати, Сенегал, Буркина-Фасо, Никарагуа, Оман, ЮАР, Россия, Япония, Танзания, Гайана, Зимбабве, Туркмения.

 

Несколько неоднородная по уровню общеэкономического развития группа характеризуется небольшой ролью туризма в структуре хозяйства. Для реализации имеющегося потенциала необходимы большие инвестиции, некоторая перестройка экономических структур. Отметим также переходный характер этой группы, часть стран, а именно Египет, Япония, ЮАР, Танзания, Зимбабве, Россия могут довольно скоро покинуть эту категорию.

 

9. "F". Состав: Сан-Томе и Принсипи, Того, Джибути, Кот-д-Ивуар, Шри-Ланка, Гамбия, Гана, Армения, Уганда, Македония и ряд других (см карту 3).

 

Для этих стран характерно незначительная роль туризма в хозяйстве. Свойственны большие колебания интенсивности. Существует зависимость от различных неблагоприятных процессов, часто имеющих продолжительный характер, отмечается политическая нестабильность и отрицательный имидж. Для устойчивого развития требуется большой комплекс экономических мер, связанный с изменением существующих форм, при этом необходимы соответствующие маркетинговые меры и улучшение политической атмосферы.

 

10. "G". Состав: Киргизия, Йемен, Нигер, Индия, ЦАР, Мьянма, Чад, Бангладеш, Молдавия, Алжир, Ангола, Эфиопия, Гвинея, Бурунди, Пакистан.

 

Для этого класса стран отметим минимальные показатели влияния туризма на другие сферы. Крайне сложное социально-экономическое положение не позволяют говорить о возможностях перехода к устойчивому развития туризма в ближайшее время.

 


3) Особенности и принципы районирования в международном туризме

Туристское районирование территории является довольно важной задачей, так как решение ее позволяет с наибольшей эффективностью, не в ущерб другим экономическим отраслям, а также при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных принципов туристского районирования и дальнейшее их развитие позволяют выявлять новые рекреационные ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще не освоенных местах; выделять и создавать новые туристские районы различного порядка; правильно определять их туристскую специализацию, переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями; дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам.

Туристское районирование - задача сложная. Сложность ее заключается в двух аспектах:

1. Рассматривается территория всего мира, т.е. очень разные, не схожие друг с другом области.

2. Районирование должно охватить такие места, где туризма практически нет или он развит слабо, но для него есть определенные предпосылки.

К числу районообразующих факторов в международном туризме относятся следующие:

1) Основные особенности географического положения с точки зрения туризма (положение по отношению к туристским рынкам и принимающим регионам, положение по отношению к нестабильным в политическом плане районам и «горячим точкам планеты», взаимоотношения с сопредельными странами, а также теми государствами, по территории которых проходят используемые основной массой туристов коммуникации, и т.д.);

2) Характер природы, уровень комфортности климатических условий, богатство и разнообразие рекреационных ресурсов, возможность и удобство их использования;

3) насыщенность территории природными и культурно-историческими достопримечательностями, их взаимное сочетание и положение по отношению к основным зонам и центрам туризма;

4) степень привлекательности природных и культурно-исторических достопримечательностей для основной части туристов и перспективной клиентуры;

5) уровень доступности района с точки зрения существующих коммуникаций;

6) уровень необходимых затрат во времени для прибытия на данную территорию и возвращения домой;

7) общий уровень затрат финансовых средств туристами для совершения путешествия;

8) уровень развития туристской инфраструктуры (оснащенность территории средствами размещения, транспортом, средствами связи, предприятиями питания, торговли и т.д.);

9) уровень сервиса и квалификация обслуживающего туристов персонала;

10) емкость территории для приема туристов;

11) стабильность внутриполитической ситуации;

12) уровень безопасности для туристов с точки зрения криминогенной ситуации;

13) уровень безопасности для туристов с точки зрения экологической ситуации;

14) уровень общеэкономического развития, обеспеченность трудовыми ресурсами, материальными средствами и финансовыми возможностями для создания и дальнейшего развития индустрии туризма и гостеприимства;

15) территория с точки зрения ее места на туристском рынке, т.е. объем туристских потоков, посещающих данный район, и предпосылки для формирования таких потоков в будущем;

16) структура зарубежной туристской клиентуры, приезжающий в район;

17) основные особенности туризма в данном районе (ритмы сезон-ности, продолжительность, преобладающие виды туризма, основные цели посещения и т.д.);

18) отношение властей и местных туристских органов к проблемам туризма;

19) экономическая роль туризма для данного района (размер по-ступлений в бюджет от туризма, расходы на развитие туристской инфраструктуры, место туризма среди других отраслей экономики и взаимосвязь с этими отраслями, влияние туризма на занятость местного населения, общий экономический эффект от туризма);

20) перспективы развития туризма в данном районе.

Значение всех этих факторов в формировании туристских районов неодинаково. Действие этих факторов проявляется в самых разнообразных комбинациях.

Следует обратить внимание на то, что районирование многих стран с точки зрения внутреннего туризма обычно не совпадает с таковым в плане международного туризма, так как интересный и доступный для своих граждан какой-то район (объекты, достопримечательности) может быть малоинтересен или труднодоступен для зарубежных гостей. Или, наоборот, привлекательные для туристов места далеко не всегда вызывают интерес местного населения по причине своей повседневности. Зачастую местные туристские ресурсы местными жителями не используются по причине низкого материального или культурного уровня жизни. Нередко бывает, что район, сформировавшийся для внутреннего туризма и имеющий множество предпосылок для приема иностранных гостей (многообразие природных ландшафтов, культурно-исторические памятники и т.д.), не превращается в развитый район международного туризма по причине недостаточного уровня сервиса или из-за конкуренции с другими районами (странами), либо из-за недостаточной рекламы своего туристского продукта и т.д.

Таким образом, следует всегда конкретизировать понятие: о каком туризме идет речь - внутреннем или международном.

Поскольку вся заселенная людьми территория планеты может в перспективе и направлять, и принимать туристов, то туристскому районированию подлежит весь заселенный мир.

Довольно часто в развитых в туристском отношении и богатых рекреационными ресурсами странах выделяют туристские зоны. Данный термин используется для тех районов, где хорошо развит туризм, т.е. большая часть территории интенсивно посещается туристами.

Широко распространенное понятие «туристский центр» включает в себя определенные географические пункты (города, курорты), которые не только популярны среди туристов, но и имеют развитую туристскую инфраструктуру.

Необходимо отметить, что, оказывая большое влияние на уровень и структуру хозяйства как отдельных территорий, так и целых стран, а также на их ландшафт, быт населения, потребление и охрану рекреационных ресурсов и т.д., туризм серьезно влияет на облик этих территорий, нередко меняет их специализацию, изменяет их экономические связи, а значит, выступает в качестве важного районообразующего фактора. В настоящее время в мире существует множество районов в разных странах, чей облик изменился благодаря туризму, а также, где туризм стал ведущей или одной из ведущих отраслей экономики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.