Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная сущность досуга, его значение

Досуг рассматривается как часть свободного времени, активная творческая деятельность, самообразование, познание культурных и духовных ценно­стей, физическое и спортивное совершенствование, занятия по интересам, об­щение с другими людьми, общественная работа.

Досуг - это не сама свобода, а время, когда осуществляется деятельность, основанная на свободном выборе. Оно не связано со стремлением к материаль­ной выгоде, а предполагает обретение душевного удовлетворения и радостей, поддержание человеческого достоинства и тратится на достижение ценностей культуры.

Ценность концепций досуга заключается в их многоаспектности: в со­держание досуга они включают культурологические, биологические, коммуни­кативные, оздоровительные, спортивные и другие аспекты, т.е. досуг, рассмат­ривается как виды познавательной, преобразовательной и ценностно-ориентационной активности человека, направленной на полноценное развитие его личности. В практической работе удачно сочетаются как организованные формы занятий (в кемпингах, оздоровительных центрах, зонах отдыха), так и индивидуально-групповые, построенные на самодеятельных началах. Физиче­ская рекреация в данном контексте рассматривается как одна из форм активно­сти наряду с психической, духовной и социальной.

Поиск разнообразия относится к фундаментальным характеристикам до­суга, когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, до­суг для него теряет смысл, престает быть полноценным, обедняется.

Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в са­мом обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населе­ния. Можно отметить более существенные.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга с помо­щью общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что е легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей толь­ко в индустриальном и постиндустриальном обществе. Таким образом, и досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постин­дустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регла­ментированными досуг и труд, досуг и учеба.

Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Потому что, во-первых: значительная часть людей (например, пенсионеры) во­обще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важ­ным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлеж­ность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально - демографических групп. Одни предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телеви­зор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом, огородом и т.д.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материаль­ная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся нацио­нальные особенности различных слоев и групп, местные условия.

Справедливо рассматривать современный досуг, как социально открытую систему, потому что на практике утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными служба­ми.

Для досуга как социально - культурной категории характерно его динами­ческое развитие, одновременно охватывающих и различные социально - культурные слои населения, и огромную сферу, называемую культурным про­странством.

Длительное время, пока досуг еще не был актуальной проблемой и не привлекал широкого общественного внимания. Вопросы социально-культурной деятельности населения, выбора тех или иных форм досуговых, любительских занятий решались практически без активного участия самих людей.

Досуговая ситуация в нашей стране во многом определялась пережитыми обществом социальными сдвигами и потрясениями - процессами урбанизации и индустриализации, коллективизации, войной, послевоенными тенденциями, в ходе которых наблюдался значительный разрыв традиционных (семейных) свя­зей. Существенно изменялся и сам субъект досуга, досуговой деятельности в лице конкретной общности, социума, и, прежде всего семьи. Социальные ин­ституты сегодня во многом утратили свои возможности и способности в таком важном деле, как сохранение и развитие культуры искусства, приумножение общенародных и местных социально-культурных, в том числе досуговых, тра­диций.

Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятиле­тий позволяет судить о большой разноголосице в представлениях о досуге как объекте научного исследования. В научной литературе 60-80-гг. понятие «до­суг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся научной классификации терминов: отдых, развлечения, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая (непрофессиональная) деятельность, свобода, рекреация.

Гуманизация науки в 60 - 70-гг. в целом побудила к постепенному перехо­ду от традиционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности. Деятельностная концепция досуга в значительной мере была со­риентирована на профессиональное развитие личности. Она исходила из представления, что досуговые занятия служат продолжением профессиональной деятельности, непосредственно способствуют повышению е эффективности.

Социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам, т.к. в связи с движением общества к духовному обновлению досуг помимо своих узко рекреационных и профессиональных целей служит сферой духовного возвышения человека, его нравственного и эстетического совершен­ствования, активного участия в культурном творчестве.

Само понятие досуга как времени, свободного не только от профессио­нальных забот, но и социальных обязанностей вообще, превращает его в социо­логическую конкретизацию феномена контркультуры и субкультуры. Культур­ные занятия в свободное время и субъективные условия, выраженные в направ­ленности личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности), способно­сти, материальные возможности и т.д. отражают степень проявления культур­ной активности людей. Очевидно социокультурная дифференциация различных категорий населения (подростков, молодежи, престарелых, женщин, лиц с ог­раниченными возможностями здоровья и т.д.).

Величина свободного времени также неоднородна у различных социаль­ных групп. Его резерв для некоторых людей оказывается ниже социально необ­ходимых границ. Это ведет к деформации их образа жизни в целом. Досуговый потенциал у пенсионеров, женщин со взрослыми детьми, подростков, бездет­ной молодежи, одиноких людей значительно превосходит их досуговую наполненность.

Не будучи в состоянии освоить это время, многие индивиды прибегают к деструктивным социальным, психологическим формам его проведения. Это не­гативно влияет на микросоциально - культурную среду, что ведет к дезадапта­ции, девиации, возникновению острых конфликтов и т.д.

Одной из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной из форм организации досуга человека. В отечест­венной науке досугу как форме и периоду отдыха после выполнения профессиональных, семейных обязанностей и удовлетворения естественных потребно­стей, обеспечивающих жизнедеятельность человека (сон, прием пищи и т.п.), уделяется еще недостаточно внимания. Между тем досуг - не менее важная сфера жизнедеятельности человека, чем профессиональный труд. Еще в конце XIX в. французский социолог Габриель Тард, читая свои лекции по экономиче­ской психологии, пророческим тоном провозглашал наступление эпохи досуга. «Экономическая жизнь человека, - отмечал он, - состоит не только из работы, но и досуга. И досуг, который экономисты почти полностью игнорируют, в оп­ределенном смысле даже более важен для изучения, чем работа, ведь досуг су­ществует для работы, а работа для досуга».

Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха еще четко не определено, нет единого понимания соотнесения понятий «досуг» и «рекреация». Состоявшийся в 1964 г. в Осаке (Япония)

I Международный конгресс по рекреации не внес существенных уточнений о месте рекреации в сфере досуга человека. Известный французский социолог Дюмазедье определя­ет досуг как определенные занятия, которые индивид осуществляет по собст­венной воле - отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни - после того как он выпол­нит свои профессиональные и общественные обязанности.

Таким образом, досуг и физическая рекреация как одна из форм его про­ведения являются важными факторами совершенствования психофизического состояния человека, его духовного мира, системы ценностных ориентации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика сферы социально-культурной деятельности | Социальные функции культурно-досуговой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.