Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурные ориентации и способы проведения свободного вре­мени в купеческой и мещанской среде в XVII- начале XX в.в

Российское купечество в XVIII - первой половине XIX вв. являлось неоднородным общественным слоем. Оно включало в себя как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких пред­принимателей, имевших невысокие доходы. Различия в социальном статусе и экономическом положении обусловили разный подход от­дельных групп купеческого сословия к досуговым формам деятель­ности.

Представители богатых кругов, особенно те, кто проживал в сто­личных городах, ориентировались на формы досугового времяпрепро­вождения дворянства, приобретали вкус к светским условиям жизни. В 80-х гг. XVIII в. в Москве был создан купеческий клуб, который в начале следующего столетия преобразовался в «Московское купеческое собра­ние». Организационную и содержательную деятельность члены Собра­ния строили по образу и подобию «Московского Благородного дворян­ского собрания». В залах Собрания устраивались балы, маскарады, концерты, музыкальные вечера и т.п. В Собрании функционировала библиотека, допускались модные в те времена игры. Сад, разбитый при здании Собрания, приобрел популярность как место гуляний. В 50-х г. г. XIX в. Московское купеческое собрание превратилось в своеобразный центр российского купечества. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Они действовали как сословные досуговые объедине­ния.

Наряду с новыми формами досугового времяпрепровождения в среде купечества сохранялись и старые патриархальные традиции. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Пред­ставители купеческого сословия принимали участие в народных гуля­ньях в праздничные дни, однако ограничивались в основном конным выездом, не желая смешиваться с «пешим» простым народом.

Местом общения для купцов служила и церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словами, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними в будущем браков и т.п.

Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга были развиты слабо. Их жизнь замыкалась в рамках домашне-родственных отношений. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, тракти­ров и ресторанов, домов своих близких знакомых и родственников, поч­ти не появлялись в общественных местах. Образ жизни и способы про­ведения свободного времени в среде купцов невысокого социального положения были близки к народной деревенской традиции.

Пореформенный период явился порой, когда в среде купечества происходило нивелирование различных социальных пластов. Возросли экономическая мощь купечества, его благосостояние. Социальные перемены отразились на быте и на досуге купеческого сословия.

В пореформенный период, особенно к концу XIX - началу XX вв., еще более укрепились позиции Московского купеческого собрания как в организационно-финансовом отношении, так и в содержательном пла­не. Купечество активно участвует в столичных клубах: Английском. Охотничьем и др. Окончательно сформировалась такая типично купече­ская форма проведения коллективного досуга, как совместные обеды (официального и неофициального характера), часто устраиваемые в дорогих и роскошных ресторанах.

В пореформенный период значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему разрешалось лишь строить церкви и больницы как вид «общественной» работы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом опре­делялось уже купеческим почином.

В XIX - начале XX вв. мещанство являлось самым многочисленным городским сословием, включавшем в себя разные категории жителей (ремесленников, мелких торговцев, мелких домовладельцев, «работных» людей и т.п.).

Неоднородность мещанства, особенности хозяйственной деятельности обусловили различия между отдельными группами мещан в быту, в проведении повседневного и праздничного досуга, в приверженности к тем или иным обычаям и обрядам. Некоторые группы горожан по образу жизни были близки к сельским жителям, многое в их быту напоминало общинные порядки: это были жители городских слобод, районов город­ской бедноты. У мещан, занятых в сфере интеллектуального труда, сложились формы общения, характерные для городских условий. В своем бытовом обустройстве и способах проведения свободного вре­мени они руководствовались соображениями престижа и социального самоутверждения, отличавших буржуазную среду.

Большинство мелких собственников (ремесленников) работали у себя на дому в тех комнатах, где обитала семья, или же во дворе на открытом воздухе, либо в подсобных помещениях. Производство рас­сматривалось как часть домашнего хозяйства, и в нем принимали уча­стие и сам хозяин, и другие члены семьи, включая детей. В мастерские, находящиеся в отдалении от дома, например в кузницу, также брали с собой детей. С укладом, господствовавшим среди ремесленников, во многом был схож быт массы мелких и средних предпринимателей - торговцев. Здесь также наблюдалась самая тесная связь работы с домаш­ним бытом и досугом. В торговле и делах, связанных с ней, участвова­ли, помимо хозяина, его домашние, а также наемные работники (приказчики, сидельцы, мальчики). В такой обстановке всячески под­держивались полупатриархальные порядки. Хозяин, выступая в роли воспитателя работающей молодежи, регламентировал рабочее и сво­бодное время, требовал полного и беспрекословного подчинения.

На протяжении XIX - начала XX вв. ремесленное производство, мелкая и средняя торговля были еще слабо отделены от быта семьи или отдельного человека. День не был строго расчленен на рабочие и свободные часы. Производственный труд был соединен с хозяйствен­ным и являлся как бы его частью.

Наиболее разнообразными были формы проведения свободного времени у мещанской молодежи. В бедной мещанской среде, размещавшейся в основном на окраинах городов, частично в слободах, знакомство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках - своеобразных молодежных сборищах, близких по смыслу и способу проведения к традиционным «вечеркам», или «беседам», которые быто­вали в осенне-зимний период среди крестьянской молодежи. В отличие от крестьянских мещанские вечеринки были менее многолюдны, соби­рали, как правило, не более шести-семи пар, причем без предваритель­ной договоренности, и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся. Мещанские молодежные вечеринки устраивались чаще всего в субботние, воскресные или праздничные дни. Если на селе обычным местом сбора молодежи было специально снятое помещение, то молодые люди из мещан собирались на квартире у кого-нибудь из участников вечера, правда, иногда, особенно для праздничных вечери­нок, молодежь «откупала» избу.

Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободского мещанства были «краски», «колечко», «флирт цветов», «телефон» и тому подобные игры, которые сопровождались поцелуями (в виде «штрафов», «фантов» или просто по ходу игры), что объяснялось самим характером таких молодежных собраний, нацеленных не только на общение, но и выбор возможных супругов. Как и в крестьянской сре­де, присутствие взрослых на вечеринках было отнюдь не обязатель­ным, даже нежелательным.

Еще одной данью крестьянским традициям были девичьи вечерин­ки - «капустки», или «капустницы». Как и в деревнях, девушки ходили с песнями из дома в дом и помогали рубить капусту, а вечером остава­лись в одном из домов и проводили свою девичью «вечерку». «Капустницы» на городских окраинах обычно начинались с первых чисел октября и продолжались около двух недель. Чаще всего «капустницы» устраивали семьи, где были «невесты». По их приглашению подруги в назначенный день приходили рубить капусту. Днем девушки работали, а вечером в награду за труды для них собирали вечеринку, на которую обязательно приглашали холостых парней. В отличие от крестьянской девичьей «капустки» с большим количеством элементов обрядности и условности поведения, когда после работы практически начинался хо­ровод в посиделочной избе, мещанские «капустки» были значительно более бедными по наличию в них обрядовых действий, развлечения были такими же, как и на обычных вечеринках.

Надо сказать, что молодые граждане в первом поколении, причисленные к мещанскому сословию, продолжали сохранять крестьянское самосознание. Так, слободские парни оберегали своих девушек от «городских» кавалеров (то есть от тех, кто не являлся жителем сло­боды). Несмотря на вхождение слобод в черту городов (слободой назы­валась по сути дела обыкновенная городская окраина, поскольку сло­бода как территориальная единица города была упразднена еще при Петре I) у молодежи четко разграничивались представления о «своих, слободских», «чужих, городских». Слободские парни старались не давать своим девушкам гулять с посторонними. На этой почве часто возникали драки между «слободой» и «городом».

В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентированных на проведение досуга в формах, близких купеческим, дворян­ским, для молодежи устраивали домашние вечера. В отличие от моло­дежных вечеринок малоимущего мещанства, приходившихся на осенне-зимний период, подобные вечера приурочивались обычно к дням име­нин и не имели четкой локализации во времени. На эти вечера собирался еще более узкий круг молодежи, объединявший молодых людей из семей, поддерживающих между собой дружеские или родственные связи. Поскольку в среде состоятельных мещан экономической стороне брака придавалось большое значение, родители старались ограничить круг знакомых своих детей, стремясь подыскать им «подходящую пар­тию».

Молодые люди из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах: офицерских, приказчичьих (тогда, когда в них проводились публичные мероприятия). Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолго до объявленной даты. В весенне-летнее время состоятельные мещане вывозили свои семьи на дачи. Месторасположение дачи, уровень комфорта зависели от имущественного положения ее владельца. Мещане в отличие от именитых купцов не имели собственных дач и часто просто арендовали помещение. «Дачная» молодежь также стремилась к общению. Так, бы­ли популярны вечерние встречи, на которых танцевали, пели, играли, гулянья на свежем воздухе, во время которых происходили знакомства между девушками и юношами. В мещанской среде, ориентированной на интеллектуальные виды досуговых занятий, молодежь нередко устраи­вала домашние спектакли, совместные чтения и т.п.

Молодая мещанская интеллигенция практиковала встречи в узком кругу на основе общности вкусов и духовных интересов. Эти встречи происходили на дому с целью спевок, музицирования, декламации, чте­ния вслух и т.п. На них присутствовали и молодые женатые пары, и неженатая молодежь, и люди более зрелого возраста. Характер и со­держание подобных встреч зависели от уровня культуры, направлен­ности интересов наиболее инициативных участников.

В городах летом оставалась в основном трудовая молодежь: мастеровые, ремесленники, подмастерья, рабочие. В их летнем досуге, также, как и в осенне-зимнем, четко прослеживалось влияние крестьянского быта. В воскресные и праздничные дни на городских заставах, выгонах, пустошах с полудня до позднего вечера окраинная, слободская молодежь устраивала нечто близкое к деревенским «игрищам»: парни и девушки водили хороводы, пели песни, играли. К началу XX в. хорово­ды, как уже говорилось, практически исчезали из летнего досуга моло­дежи, но гулянья, игры, беседы остались.

Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко отграничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Содержание досуга и его формы во многом определялись принадлежностью мещанина к той или иной имущественной группе. Представители зажиточных слоев прово­дили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, в лото и т.п. Было популярно также посещение чайных, трактиров, которые в определенной степени выполняли роль клубов. Большинство трактиров в соответствии со своим разрядом имели завсегдатаев из конкретных социальных групп. За чаем и музыкой обменивались новостями, беседовали. В некоторых трактирах имелся бильярд, устраивались (нелегально) петушиные бои, заключались пари, разрешалось играть в карты. Обстановка в чайных и трактирах была разной. В одних соблю­дался чинный порядок, в других допускалось вольное поведение посе­тителей, а в некоторых (низкоразрядных) процветало пьянство, кон­чавшееся нередко «закладыванием последней рубахи», что было на руку трактирщикам, содержавшим такие заведения и зачастую зани­мавшихся ростовщичеством.

Самым распространенным видом досуга женщин - мещанок было рукоделие. Им занимались горожанки всех возрастов: вышивали, вяза­ли, плели кружева и т.п. Характер рукоделия, его практическое значение и место в повседневном укладе определялось той средой, к которой принадлежала семья, ее имущественным положением, материальными возможностями, традициями. Если в семьях дворянско-буржуазной верхушки рукоделие воспринималось как развлечение и занятия им нередко преследовали благотворительные цели, то в бедных слоях мещанства женское рукоделие носило утилитарный характер, например, девушки-мещанки использовали рукоделие для подготовки себе прида­ного.

Необходимым компонентом досуга мещанок являлось общение с родственниками, знакомыми, соседями. В среде малоимущих мещан, где сохранялись некоторые крестьянские традиции, была распростра­нена форма «работных посиделок», когда женщины сочетали беседу с рукодельной работой. У мещанок зажиточных и среднего достатка общение, разговоры превращались в один из основных видов досугового поведения. С этой целью устраивался прием гостей, угощение чаем, обмен подарками и т. п. Для праздничных дней были характерны обо­юдные визиты. Содержание разговоров горожанок сводилось к обмену новостями, обсуждению мод, достоинств и недостатков женихов, оценке приданого невест, пересказу слухов, сплетен и т.п. Активными разнос­чиками новостей были свахи, прачки, портнихи, которым по роду своей деятельности приходилось часто посещать многие дома. Такую же роль выполняли странники, паломники, богомольцы. Широко распространен­ной формой общесемейного домашнего досуга была игра в карты, лото.

В среде ремесленников и мелких торговцев хозяева делили свой досуг с приказчиками и подмастерьями. В некоторых семьях домашним развлечением было пение и музицирование. В качестве музыкальных инструментов использовались гармоника и балалайка, на них играли на вечерках и молодежных гуляньях. Среди приказчиков и мелких служа­щих популярна была гитара, в домах зажиточных мещан считалось хо­рошим тоном иметь фортепиано, особенно там, где были молодые де­вушки. Богатые мещане также приобретали для домашнего увеселения граммофон, который часто выставляли в летнее время трубой на улицу, развлекая музыкой прохожих. Последнее, в частности, было характерно для провинциальных городов, в столичных же излишний шум считался нарушением порядка.

Как и для купеческого сословия, так и для мещан, своеобразным и популярным местом встреч и общения была церковь. До и после цер­ковной службы прихожане - мещане обменивались мнениями, информа­цией, всякими сведениями, вели деловые и праздные разговоры.

Культурному обогащению городского мещанства способствовало развитие во второй половине XIX в. библиотечного дела, распростране­ние периодических изданий - газет, журналов, альманахов, расширение сети театров, появление любительских трупп и кружков. Учреждениями культуры могли воспользоваться далеко не все слои мещан и, главным образом, по причине разного образовательного уровня. Например, мастеровые и ремесленники только изредка посещали настоящие театры. Зато балаганы, устраиваемые во время городских ярмарок, на базарах, бывали переполнены мастеровым и рабочим людом. Большую аудито­рию собирали шарманщики, кукольники, акробаты и фокусники, бродя­чие музыканты, певцы, ходившие в те времена по домам.

В 1890-1900 гг. в Москве и других крупных городах России начали распространяться сословно-профессиональные и внесословные клубы и клубные учреждения, объединявшие более широкие слои горожан. Это, прежде всего приказчичьи или коммерческие клубы (наиболее крупным и известным являлся Московский приказчичий клуб в Москве, располагавшийся на знаменитой «клубной» улице - Дмитровке). Вокруг них группировались мелкие служащие, чиновники низших рангов, торговцы из мещан и часть купечества. Словом, приказчичьи клубы представляли те средние круги города, которые ориентировались в своих устремлениях на дворянско-буржуазные верхи. Эти клубы своим устройством и характером деятельности стремились подражать «благородным» - Дворянскому собранию и Английскому клубу. Основной акцент делался на благопристойность поведения членов клуба, на соблюдение приличий и хороших манер и т.п. Членские взносы в приказчичьи клубы были небольшими, касса иногда пополнялась за счет круп­ных благотворительных взносов купцов. Какой - либо просветительной или другой подобной деятельности в приказчичьих клубах, как правило, не занимались. Все сводилось к проведению свободного времени «с удовольствием, приятностью и пользой», т.е. по существу к развлечени­ям. В клубах обычно имелось также помещение «для чтения на месте дозволенных книг, периодических изданий, газет и журналов», а также помещения «для устройства по временам танцевальных вечеров, балов, маскарадов и драматических представлений"»

Последние десятилетия XIX - начала XX вв. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функциони­ровали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образова­тельные курсы и кружки, s конце XIX в. появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались мало­имущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX в. в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: «общества самообразования рабочих». На рубеже XIX - XX вв. в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа. В отличие от сословно-профессиональных клубов, которые, несмотря на некоторые демократические тенденции в своей деятельности, все же продолжали сохранять замкнуто-корпоративный характер, Народные дома были ориентированы на самые низшие слои российского населе­ния. Их контингент состоял в большинстве своем из мастеровых, ре­месленников, представителей промышленного пролетариата. В Народ­ных домах силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, созда­вались любительские драматические и хоровые коллективы. При На­родных домах работали библиотеки - читальни и общественные чайные. Однако численность Народных домов была невелика, что снижало до­ступность этих очагов культуры для трудовых слоев горожан.

В связи с нарастанием революционного движения в начале XX в. общественные формы просвещения все чаще стали использоваться представителями различных политических движений для пропаганды своих идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне - воскресных школах проводились беседы на политические темы или чтение политической литературы. Под видом таких широко распростра­ненных форм досуга городских мещан, как пикники, майские гулянья за городом, в лесу, роще, устраивались политические сходки-маевки. По­литическая направленность отличала немалое количество рабочих клу­бов, которые стали возникать в городах после революционных событий 1905 г. Эта причина, в частности, послужила поводом для их закрытия после разгрома революции в 1906-1907 гг. Их «вторая» жизнь началась уже после Февральской революции 1917 г., когда эта форма рабочих объединений стала полноправной в числе других общественных орга­низаций. В годы, последовавшие после подавления восстания 1905 г., рабочие в качестве альтернативы стали охотнее прибегать к созданию уже упомянутых «обществ самообразования» к которым власти относи­лись более лояльно. В этих обществах больше внимания уделялось вопросам образования, духовного развития рабочих. В уставах обществ в качестве видов деятельности назывались такие, как проведение лек­ций, литературных вечеров, концертов, спектаклей, чтение литературы в библиотеках-читальнях, создаваемых на базе обществ и т.п. Во мно­гих обществах возникали кружки - образовательные и художественные различной направленности, устраивались экскурсии в музеи и на вы­ставки

В этот период было положено начало организации досуга детей из бедных семей. Первые клубы для детей и подростков из рабочей среды были созданы в Москве, в районе Бутырок и Марьиной рощи, под руководством СТ. Шацкого и А.У. Зеленко. В 1906 г. по программе С.Т. Шац­кого при поддержке его друзей и единомышленников детские клубы, кружки начали организовываться и в других районах Москвы. Каждый из клубов основывался на определенном интересе: к театру, музыке, изобразительному искусству, науке. Периодически устраивалось общее для всех участников посещение театров, музеев, выезды за город.

Просветительская деятельность, осуществляемая в народных культурно-образовательных учреждениях, велась в основном образованными представителями мещанского сословия из средних и зажиточ­ных слоев на общественных началах. Нередко они входили в состав общественных руководящих органов.

Начало XX в. характеризовалось также развитием различных общественных организаций, в которых объединялись представители интеллектуальных профессий. Это - общества врачей, краеведов, театральные и литературные общества. Общества имели свой устав, кассу; члены обществ устраивали собрания на определенные темы с выступлением докладчиков и последующим обсуждением сообщений. Резуль­таты состоявшихся дискуссий нередко опубликовывались а различных периодических изданиях. Как правило, подобные общества были немно­гочисленны по количеству участников.

Контрольные вопросы:

1. Каковы были первоначальные формы досуговой деятельности у восточных славян?

2. Какое влияние на развитие досуга оказало принятие христианства на Руси?

3. В чем состояло разнообразие досуговой деятельности различных слоев российского общества в XIV – XVII в.в.

4. В чем заключались отличительные черты крестьян­ского досуга в XVIII - начале XX вв.?

5. Каковы были формы досуговых занятий и развлечений
представителей дворянского сословия?

6. В чем состояло своеобразие досуговых форм деятельности в среде купечества и мещанства?

7. Какое воздействие оказала общественная деятель­ность купцов-меценатов на развитие культуры и до­суга в России?

8. Чем характеризовалась содержательная деятельность массовых культурно - образовательных учреждений, функционирующих в конце XIX века?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Культурно-досуговая деятельность в 1917 - 1941 гг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.