КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурно-досуговая деятельность в 1917 - 1941 гг
Лекция 3. Досуг советского периода План: 1. Культурно-досуговая деятельность в 1917 - 1941 гг. 2. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны. 3. Культурно-досуговая деятельность в 1946- 90е гг.
Второе и третье десятилетие двадцатого века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. Были объявлены народным достоянием и преобразованы в музеи историко-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные памятники. Церковь была отделена от государства, школа - от церкви, были упразднены сословия, сословные объединения, в том числе Российское Благородное собрание, Московское купеческое собрание, а также дворянские, купеческие и другие сословные клубы. С конца 1918 г. началась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества. Новые государственные органы придавали важное значение просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел, созданный в 1918г. при Наркомпросе, а также территориальные и местные органы народного образования осуществляли руководство деятельностью массовых культурно-досуговых учреждений, поддерживали идею создания различных общественно-организованных форм досуга, оказывали содействие в налаживании культурной работы. Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования. Государственными органами были сформулированы основные принципы деятельности культурно - досуговых учреждений, намечены главные направления их работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле народного просвещения, пропаганде новой идеологии, антирелигиозной и производственной пропаганде, борьбе за здоровый образ жизни, созданию новой обрядности, развитию народного художественного творчества. В ряде государственных и партийных документов подчеркивалась необходимость планомерности и согласованности в их работе, приветствовалась инициатива и самодеятельность трудящихся, объявлялась свобода от религиозного влияния; культурные мероприятия рекомендовалось проводить на родном для каждой этнической общности языке.
Культурно - просветительные учреждения активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. Контингент обучающихся включал в себя людей от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. Для усвоения начальных знаний, разъяснения политической обстановки устраивались читки государственных декретов, а также журналов, газет и т.д. В учреждениях культуры стали внедряться формы работы, отвечающие требованиям нового политического строя. Так, например, в целях расширения политической пропаганды в клубах проводились митинги, митинги-концерты, политические доклады, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты на политические и религиозные темы. В начале 20-х годов были популярны такие формы работы, как «политигры», «политбои», «политсуды» и др. Идее политического воспитания служили и такие формы наглядной агитации и пропаганды, как диаграммы, плакаты, карикатуры; устраивались театральные инсценировки на исторические темы. При клубах создавались политкружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Художественные кружки создавались в воинских частях, в клубных учреждениях, народных домах. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы. С переходом к новой экономической политике возник особый вид эстрадного театра - «Синяя блуза». Репертуар таких театров, острие их сатиры было направлено против «нэпманов», популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки, танцы. Вслед за театральными самодеятельными коллективами стали появляться хоровые и хореографические. Развитие сети культурно-досуговых учреждений в стране происходило неравномерно. В годы гражданской войны для проведения просветительной работы в воинских частях были созданы передвижные типы культурно-просветительных учреждений: агитпоезда, агиттеплоходы. На железнодорожных станциях, в людных местах, в воинских частях работали агитпункты,
В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 г. голода, государство вынуждено было перевести культурно - досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 г. губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учреждения. Результатом явилось постепенное восстановление их сети и ее дальнейшее развитие. В конце 20-х г. в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х гг. - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 г. стали появляться первые районные Дома культуры и районные библиотеки. Для работы в культурно-досуговых учреждениях требовались профессиональные кадры. Уже с 1918 г. стали организовываться краткосрочные одно - двухмесячные курсы внешкольных работников в Москве, Петрограде, в губернских городах. В 1918 г. в Петрограде был основан Институт внешкольного образования (ныне это Санкт - Петербургская государственная академия культуры). Институт готовил специалистов для культурно-досуговых учреждений, руководителей художественной самодеятельности, работников государственных органов.
В ходе жесткой борьбы по вопросам развития культуры, ее роли и месте в обществе культурно - досуговые учреждения попали под непосредственный контроль государства. В 1920 г. Внешкольный отдел при Наркомпросе был преобразован в Главный политико-просветительный комитет. Смысл его создания заключался в усилении связи культурно -просветительной работы с политикой государства, организации и проведении культурно-просветительной и политико-просветительной работы на основе единого плана. Усиление политического содержания а культурно - просветительной работе сказалось и на ее названии. Она стала чаще именоваться политико-просветительной работой, а массовые учреждения культуры - политико - просветительными. В 30-е г. культурно-просветительные учреждения стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, организовывали предвыборные компании, пропагандировали социалистическое соревнование, распространяли производственные, технические, сельскохозяйственные знания, коллективные методы труда на предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывали техническую и сельскохозяйственную учебу и т.д. Новые требования вызвали к жизни и новые формы работы культурно - досутовых учреждений. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опытом, «рабочей смекалки». Более разнообразными стали формы коллективного отдыха трудящихся, организуемого работниками культурно - досуговых учреждений. Клубы устраивали походы в театры, музеи, экскурсии на предприятия, загородные прогулки и т.д. С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников; «первой борозды», «урожая» и др. Расширились жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми, танцевальными коллективами стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходил рост числа участников самодеятельных кружков. В 30-е г. получило распространение шефство профессиональных творческих коллективов над самодеятельностью. Застрельщиком в этом деле выступил театр им. Е. Вахтангова. Самодеятельным коллективам оказывали помощь великие артисты. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Его директором был назначен Б.М. Филиппов, художественными руководителями - Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев.
Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. В числе лучших коллективов тех лет были капелла Юго - Западной железной дороги, хор бандуристов - гусляров ленинградских строителей и др. В 30-е г. происходило дальнейшее развитие сети культурно -досуговых учреждений. Кроме государства средства на строительство и содержание учреждений культуры стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Дворцов и Домов культуры. С конца 30-х г. началась реорганизация изб-читален в колхозные клубы. В колхозах и совхозах возводились для них новые здания. В 1937 г. было принято решение о передаче всех сельских учреждений культуры в ведение колхозов при условии взятия последними на себя обязательств по их содержанию. В городах и сельской местности увеличилось число киноустановок и массовых библиотек. В 1928 г. в Москве был заложен Центральный парк культуры и отдыха (ныне ЦПКО им. A.M. Горького), и таким образом было положено начало созданию новых типов учреждений культуры. Со второй половины 30-х г. расширились средства распространения культуры: книгоиздательство, радио. Вошли в жизнь новые типы культурно - досуговых учреждений: передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Они обслуживали населенные пункты, не имеющие стационарных учреждений культуры, а также тех крестьян, которые работали летом в поле, на фермах. В 30-е г. была продолжена работа по подготовке организаторов досуга. В 1930 г. был открыт Московский библиотечный институт. Библиотечные работники получали квалификацию также в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах. Для подготовки клубных работников были открыты специальные трех- и шестимесячные курсы во всех областных центрах. Произошли изменения в системе управления культурно- просветительной работой. В 1930 г. был упразднен Главполитпросвет и вместо него в наркомпросах РСФСР и других союзных республик были созданы сектора массовой политико-просветительной и школьной работы, которые ведали политико-просветительными учреждениями государственной сети. С осени 1933 г. в наркомпросах союзных республик произошла новая реорганизация: возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно-просветительной работы: библиотечные управления, отделы изб-читален, клубов, ДК и парков культуры и отдыха, отделы музейной сети, отдел школ и курсов для взрослых. Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 - 1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие, перестали определять способы проведения свободного времени. Решающими моментами стали: уровень образования человека, его возраст, характер трудовой деятельности, место проживания (город или сельская местность), семейное положение, наличие детей, жилищные условия и др. В течение 20 - 30-х гг. сфера досуга характеризовалась действием новых тенденций. Получили большее развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Увеличилось количество просмотров кинокартин. Это отличало в основном те слои населения, которые до октября 1917 г. составляли низшие сословия российского общества. Именно на них была ориентирована культурная политика государства, в частности работа по развитию сети массовых учреждений культуры и организация их деятельности. Расширению аудитории культурно-досуговых учреждений способствовало и введение в стране в 1927 г. семичасового рабочего дня для рабочих с предоставлением им выходных дней по графику в течение всей недели. В условиях нового трудового режима учреждения культуры проводили мероприятия не только по субботним и воскресным дням, но и в будни. Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовало введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации неграмотности, расширение, особенно в 30-е гг., форм среднего специального и высшего образования. Значительно возросло число читателей газет и журналов. Об этом свидетельствовали массовые опросы, проводившиеся редакциями ряда центральных и местных газет в 20-е гг. Читательский интерес стимулировался развитием книгоиздательского дела. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности. Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |