Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н.В. РАЗНОВА. Решение указанных проблем специалисты связывают с про­ведением молодежной политики в сфере занятости, стимулиро­ванием трудоустройства пенсионеров и женщин, а

Китай

Решение указанных проблем специалисты связывают с про­ведением молодежной политики в сфере занятости, стимулиро­ванием трудоустройства пенсионеров и женщин, а также разви­тием новых форм занятости.

Япония

Традиционной характеристикой японского рынка труда явля­ется система трудовых отношений, основанная на пожизненном найме работников. При таком подходе постоянный (штатный) работник гарантированно занят на предприятии до достижения им возраста 55—60 лет, повышение размеров его заработной пла­ты, премиальных и социальных выплат осуществляется в прямой зависимости от числа проработанных лет, плановое последова­тельное повышение квалификации и служебно-профессиональный рост — в зависимости от возраста сотрудника. В таком виде японская модель рынка труда существовала достаточно долго и показала свою эффективность в период восстановления эконо­мики после Второй мировой войны.

В 1970—1980-е гг. проявились недостатки системы пожизнен­ного найма, т.к. затраты на содержание штата в условиях гарантиро­ванной занятости чрезвычайно высоки и не всегда обеспечивают эффективность организации, что в свою очередь вынуждает пред­приятия принимать меры по сокращению штата.

Отсутствие гибкого рынка труда, обеспечивающего потреб­ности общественного производства, развивающегося в условиях глобализации и продолжающегося научно-технического прогрес­са, стало одной из причин длительного экономического кризиса в Японии. Рост безработицы, ухудшение демографической ситу­ации, характеризующейся угрожающим старением населения, вызванным снижением рождаемости, высокий уровень безрабо­тицы среди молодежи, вдвое превышающий средний по стране, закрытость внутреннего рынка труда для мигрантов, потребовало изменений в сфере регулирования занятости.

Проблемы молодежной занятости решаются различными ор­ганизациями инфраструктуры рынка труда — и государствен­ными, финансируемыми за счет госбюджета, и негосударствен­ными, осуществляющими свою деятельность с привлечением различных источников финансирования, в том числе от обще­ственных и благотворительных организаций. Так в Японии дей­ствуют курсы профессионального обучения и производственной практики, центры и так называемые кафе по трудоустройству мо­лодежи, школы вакансий. Кроме того, в Япо­нии недавно была увеличена возрастная граница выхода на пен­сию — 65 лет и для мужчин, и для женщин. Для данной страны такой подход вполне оправдан, поскольку там отмечается самая высокая продолжительность жизни населения в мире.

В настоящее время в Японии широкое распространение по­лучили гибкие формы занятости:

• занятость неполный рабочий день;

• временный найм на работу по контракту с испытательным сроком, который может продолжаться несколько лет;

• занятость на основе деления рабочего времени или рабо­чего места;

• дистанционная занятость, расширяющая возможности тру­доустройства женщин, пенсионеров, молодежи, людей, жи­вущих на значительном расстоянии от места работы и тра­тящих много времени на дорогу.

Таким образом, рынок труда современной Японии характе­ризуется процессами перехода от традиционной модели занятости к ее формам, обеспечивающим гибкость и мобильность рабо­чей силы, а также проведением политики вовлечения населения различных социально-демографических групп в сферу занятости.

Китай — самое значительное по численности населения го­сударство мира. Обладая практически неограниченными трудо­выми ресурсами, оно вместе с тем сталкивается с серьезными проблемами в сфере занятости и рынка труда.

Рост внутренней миграции привел к формированию стихий­ного рынка труда, где практически сразу определились следу­ющие противоречия:

• избыток рабочей силы из сельских районов при нехватке рабочих мест в городах;

• ориентация среди безработных на трудоустройство на го­сударственные предприятия, при этом спрос на рабочую силу формируется в основном за счет малого и среднего бизнеса — сфера услуг, торговля, строительство и т.д.;

• низкая квалификация рабочей силы при значительном сни­жении доли ручного труда и внедрении высокоэффектив­ных трудосберегающих технологий;

• количество новых рабочих мест не сопоставимо с темпами роста численности трудоспособного населения.

Правительство Китая предпринимало различные меры по сня­тию напряженности на рынке труда, в частности, путем огра­ничения переселения крестьян в города, поддержки различных форм частного предпринимательства, например семейного под­ряда. Однако большая часть функций в сфере занятости по-преж­нему остается в ведении государственных предприятий: на мно­гих из них были выделены определенные категории работающих, по которым они не включались в списки для сокращения. Напри­мер, нельзя увольнять мужчин в возрасте старше 55 лет и жен­щин старше 50 лет, членов семей военных; может быть сокращен только один из работающих супругов и т.д. В 2000 г. предложение рабочей силы на рынке труда страны превысило потребность на 183,5 млн чел. В настоящее время при­мерно четверть трудоспособных горожан и крестьян полностью или частично безработные. Ситуация осложняется тем, что в Китае фактически отсутствуют институты рынка труда, система страхования от безработицы, учебные заведения профессиональ­ного образования не обеспечивают возможности подготовки для безработных.

Помимо этого, китайские специалисты считают, что для ре­гулирования безработицы на данном этапе необходимо приме­нение следующих мер: формирование институтов (системы со­циального страхования, страхования по безработице, трудового законодательства) и инфраструктуры рынка труда, адекватных рыночной экономике, контроль уровня безработицы на госу­дарственном уровне, введение сокращенных режимов работы и гибких форм занятости на предприятиях, обеспечение первооче­редного трудоустройства квалифицированных работников в со­ответствии с их профессиональной подготовкой, организация общественных работ, содействие межрегиональной миграции ра­бочей силы и др.

Вместе с тем руководство Китая осознает, что проблемы в сфере занятости в стране, где человеческие ресурсы огромны, а количество рабочих рук избыточно, не могут быть решены в полной мере без свободной трудовой миграции. Некоторые ки­тайские провинции уже в течение нескольких лет «экспортиру­ют» рабочую силу, в частности в Российскую Федерацию.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Электронное здание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.