Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этносоциологическая установка




Автостереотип и гетеростереотип

Мифологический элемент культуры этноса рождается и состоит из восприятия этносом самого себя и представлении о «другом». Этносоциология называет это автостереотипом и гетеростереотипом. Подробно эту тему развивала Г.У. Солдатова. Автостереотипы и гетеростереотипы демонстрируют насколько в том или ином этносе развиты принципы инклюзии и эксклюзии.

Лев Гумилев в данном случае использовал термин комплиментарность, то есть взаимодополняемость. Он отметил, что некоторые этносы легко сходятся с другими, и обратно – закрытые этносы принципиально сторонятся отношений с другими. Этим, в частности, можно охарактеризовать историю армян и турков, где первые существенно закрыты, а вторые напротив отличаются открытостью.

Принципиально, что более значительным здесь является не столько тот или иной образ или «предрассудок» в отношении конкретного народа, сколько то, что его наличие или появление может означать появление подобного рода представления в отношении другого народа.

Немецкий психолог Л. Ланге озвучил идею установки, как психологического состояния предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Социологический контекст этому явлению придали в 1918 году У.Томас и Ф.Знанецкий, написавшие работу «Польский крестьянин в Европе и Америке». Они определяли установку как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями. «Ценность, – говорили они, – есть объективная сторона установки. Следовательно, установка есть индивидуальная (субъективная) сторона социальной ценности». Томас и Знанецкий неоднократно подчеркивали значение для понимания социальной установки того факта; что «она по своему существу остается чьим-то состоянием»

Соответственно, этносоциология говорит об этнической установке, которая конфигурирует структуру этноса и формирует общие ценности и общие цели у разных людей на ситуацию. Этническая установка влияет на дистанцию с иным, не включенным в этнос объектом или процессом, а также его характеристику. Принципиально, что внутри этноса существует представление «мы», как «люди» и «они», как «не люди», которые в силу мифологического воображения наделяются дополнительными божественными или демоническими, животными характеристиками. Причем, второй случай характерен не только оскорбительными или враждебными формами, но зачастую ироническими в зависимости от инклюзивно-эксклюзивного баланса.

В этом контексте можно отметить, что политическая ситуация современной России отличается неразберихой и отсутствием этнической установки. Элиты не могут разобраться часть какого общества страна – западного, восточного или некого самостоятельного. При этом речь о модернизации страны выводит Россию на концептуальный тупик, поскольку эта стратегия принадлежит к западной культурной установке, которая в свою очередь отличается цивилизационным расизмом и считает русских и Россию отсталым, неразвитым народом, который должен быть подвержен колонизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.