Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Теория организации как область научного знания

 

1)Понятие организации.

2)Свойства теории организации как науки.

3)Основные методологические подходы.

 

1) В западной науке термин «организация» имеет 2 значения:

· Организация как целенаправленная, структурированная группа людей (ПГУ);

· Организация как функция управления. Она существует наряду с другими общими функциями управления (планирование, организация, мотивация, координация, контроль). Организация означает процесс структурированных полномочий и отношений для достижения конкретной цели (организация мероприятия).

В отечественной науке данное слово имеет еще 2 значения:

· Организация как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого («клетка организована очень сложно»);

· Организация как процессы и действия, ведущие к совершенствованию взаимосвязи между частями целого («самоорганизация в живой природе»).

В первых двух значениях понятие организации применимо только к социальным системам, а в последних двух данное понятие можно использовать при описании любых сложных систем.

Таким образом, теория организации имеет 2 предмета: 1)теория сложных систем; 2)социальные организации.

 

2) Теория организации обладает всей совокупностью свойств научного знания:

➢ Эмпиризм и эмпирическая прверяемость ― Наука основана на опытных знаниях, на наблюдениях, на экспериментах.

➢ Фальсифицируемость ― Научные концепции должны быть построены так, чтобы их в принципе можно было опровергнуть.

➢ Ненормативность и общезначимость ― Ученый не имеет права давать моральных оценок тому, что он изучает. Благодаря этому научные знания могут быть использованы любым компетентным человеком, вне зависимости от его религиозных взглядов, ценностных ориентаций и морального облика.

➢ Системность и объясняющий характер ― Системность предполагает, что ученый формирует не просто совокупность практических рекомендаций, но целостную картину реальности. Объясняющий характер предполагает, что ученый ориентирован на поиск причинно-следственных связей.

 

3) Организацию как сложную систему можно изучать используя несколько методологических подходов:

I. Структурный ― рассмотрение структуры организации, то есть составных элементов и связи между ними.

II. Функциональный ― рассмотрение процессов воспроизводства внутренней среды организации.

III. Структурно-функциональный.

IV. Исторический ― изучение организации во времени, закономерности становления, развития, упадка.

V. Системный подход в узком смысле слова ― анализ организации во взаимодействии с внешней средой через систему входов и выходов.

Каждый из этих подходов сопряжен с использованием комплекса научных методов, которые можно разделить на 2 уровня:

1. Эмпирический (знания из опыта)

A) Описательный, когда исследователь не вмешивается в жизнь изучаемых: наблюдение, опросы, анализ документов.

B) Экспериментальный, когда исследователь вмешивается в ситуацию, искусственно меняет какие-то ее элементы и смотрит, как это повлияет на другие параметры ситуации. Эксперимент нужен для выявления причинно-следственных связей.

2. Теоретический (обобщение, индукция, дедукция, анализ, синтез)

Моделирование. Под моделью понимается такая мысленно-представленная или материально-реализованная система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна так его заменить, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

Этапы поделирования:

(1) Построение.

(2) Изучение.

(3) Экстраполяция (данные о модели переносятся на изучаемый объект).

Современный вид моделирования ― математическое моделирование с использованием ЭВМ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Индуктивные умозаключения - это умозаключения, при построении которых происходит переход от частной информации к общей | Лекция 2. Основные этапы развития теории организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.