Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Типология кризисов




Возможные последствия кризиса предприятия


- Количественные и качественные

- Долгосрочные и краткосрочные

- Обратимые и необратимые

- Оздоровление системы и возникновение кризиса

 

 

· Обновление организации;

· Оздоровление организации;

· Ослабление кризиса;

· Обострение кризиса;

· Возникновение нового кризиса;

· Разрушение организации (банкротство);


Типология кризисов необходима для дифференциации средств и способов управления кризисами и их преодоления. Наличие типологии и понимания характера кризиса позволяет снизить остроту кризиса, сократить время и болезненность его протекания, а также снизить стоимость антикризисных мероприятий.

1. По предсказуемости:

- Предсказуемые – как этап развития предприятия, его можно спрогнозировать. Подобные кризисы вызываются объективными причинами, накоплением факторов возникновения кризиса;

- Непредсказуемые.

2. По непосредственным причинам возникновения:

- Природные,

- Экономические,

- Общественные.

3. По характеру протекания:

- Явные – заметные, легко обнаруживаемые,

- Латентные – развиваются незаметно, поэтому наиболее опасные. Чаще всего носят локальный характер (кризис в удаленном подразделении).

4. По масштабам проявления:

- Общие – охватывают все предприятие,

- Локальные – охватывают часть предприятия, возможно, некоторое его подразделение или филиал.

Масштаб зависит от силы и длительности кризиса.

5. По глубине проникновения:

- Глубокие,

- Легкие.

6. По продолжительности:

- Затяжные,

- Кратковременные.

7. По проблематике кризиса:

- Макрокризисы – большие объемы и масштабы проблематики (все элементы системы управления).

- Микрокризисы – затрагивают отдельную проблематику или группу однородных проблем.

8. По охвату областей и проблем:

- Экономический – 1.отражает противоречия в экономическом состоянии предприятия 2.проявляется в кризисе производства и сбыта, кризисе неплатежей, в маркетинговом кризисе, в потере конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, финансовом кризисе и банкротстве 3.вызван потерей конкурентного преимущества продукции предприятия.

- Социальный – возникает при столкновении интересов различных групп: собственников и менеджеров (агентская проблема), персонала и менеджеров, представителей различных профессий и различных структурных подразделений (часто при выделении новых центров ответственности идет сопротивление персонала).

- Управленческий – вызван невозможностью обеспечить развитие организации прежними методами управления; наиболее ярко проявляется при смене стадий жизненного цикла предприятия и его продуктов, а также при выведении продукции на новый рынок. Может возникать и на успешных предприятиях. Наиболее изученный тип кризиса.

- Психологический – кризис психологического состояния человека (или всего коллектива): неудовлетворенность работой, социальным положением; наличие конфликта в коллективе, чувства неуверенности в завтрашнем дне.

- Технологический – кризис НТП, связан с кризисом технологической несовместимости или отторжением новых технологических решений (часто приведении новых технологий, продукции).

Управленческий кризис (различные подходы):

П.Друкер. Кризис теории бизнеса.

Исходные представления о внешней среде организации, ее миссии, ключевых компетенциях не соответствуют реальности. Ключевая компетенция определяется кадровым потенциалом, технологиями. Сотрудники не знают и не понимают теорию бизнеса. Признаки наступления кризиса:

- Достижение поставленных целей

- Резкий рост организации

- Непредвиденный успех (неудача) самой организации или ее конкурента.

Превентивные меры: отказ от прошлых методов работы; изучение потребителей, не являющихся клиентами данной организации.

Л.Грейнер.

Кризис лидерства – снижение эффективности неформальных коммуникаций и неформальной организационной структуры.

Кризис автономии – многоуровневые формализованные коммуникации между нижестоящим и вышестоящим уровнем управления преимущественно «сверху-вниз». Снижение оперативности принятия решений и мотивации на нижестоящих уровнях. Перегрузка вышестоящих уровней управления.

Кризис контроля – снижение контроля и координации управления между децентрализованными подразделениями и высшим уровнем управления.

Кризис волокиты – бюрократизация системы, межличностные конфликты, рост издержек на содержание структуры управления, уменьшение инноваций.

Кризис аристократизации – низкая адаптивность к внешним факторам.

Кризис бюрократизации – формальные методы при принятии решений, формальный контроль.

Кризис младенчества – нехватка оборотных средств, неблагоприятные внешние факторы.

Кризис детства – кризис неформальных доверительных отношений в крупной компании (иерархический кризис).

Кризис юности – конфликт между профессиональными менеджерами и основателями компании.

Кризис расцвета – высокие издержки фирмы, сокращение инвестиций.

Кризис стабильности – старение продуктов, снижение инноваций.

Различия подходов Грейнера и Адизеса:

Грейнер Адизес
Последовательное прохождение стадий Возможен пропуск отдельных стадий
2 альтернативы развития организации: рост по траектории или умирание Множественность альтернатив развития (усиление симптомов кризиса, преодоление кризиса, банкротства)
Только прогрессивное развитие Возможен как прогресс, так и регрессия
Неэффективность использования прежних методов управления на последующих стадиях. Возможно повторное использование эффективных методов управления.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.