Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилистические возможности словообразования

Неморфемные способы словообразования

Лексико-синтаксический способ словообразование состоит в слиянии зависимого слова с главным словом словосочетания. Зависимым словом обычно является наречие (долго, свежо, дивно, высоко и др.),которое состоит перед главным словом – причастием или прилагательным (быстродействующий, высокочастотный).

Морфолого-синтаксический способ -это образование новых слов путем перехода одних частей в другие: переход прилагательных и причастий в существительное: дежурный ученик – пришел дежурный по классу; переход причастий в прилагательные: блестящие способности(ср.: блестящие на солнце паутинки);переход существительных в наречия: мигом, шагом, ночью, даль (ср.: в даль голубую); переход деепричастий в наречия: молча, шутя, сидя, лежа; переход прилагательных и причастий в местоимения – данное событие, т.е. это событие (ср.: данное мною обещание); переход наречий в предлоги: вдоль берега, возле дома.При образовании слова таким путем в слове меняются его морфологические и синтаксические свойства.

Лексико-семантический способ - это образование слов в результате расщепления слова на два и более омонима. Разные значения одного и того же слова превращаются в разные слова, осознающиеся как самостоятельные или независимые (спутник – 1. попутчик, идущий рядом; спутник – 2.Искусственный спутник.

Аббревиация – способ образования новых слов, при котором слова возникают слова на базе словосочетаний путем сложения сокращенных частей слов. Слова, образованные способом аббревиации, называются аббревиатурами (МХАТ, вуз).

 

Стилистическая норма регулирует отбор определенных слов, форм слов, предложений говорящего (пишущего) к тому, о чем говорится или пишется и для кого он говорит или пишет. Стилистическая норма связана с выразительными явлениями в системе языка, которые принято называть экспрессивными. Экспрессия – это выразительно – изобразительные качества речи, отличающие её от обычной речи и придающие ей образность и стилистическую окрашенность. Например, употребляя слова - коммуналка и электричка мы подразумеваем непринужденность общения и неофициального собеседника, написав слова- вышеизложенный, огласить – ситуацию сугубо официальную, связанную с канцелярской сферой нашей жизни. Экспрессивность связана не только с чувствами, но и с явным осознанием сферы употребления слова (термины), например: высокочастотный, реле и др. Такие слова принято называть стилистически окрашенными.Различная стилистическая окраска слов позволяет наилучшим образом выразить содеожание речи, показать, как собеседники оценивают ситуацию и цель общения, как относятся друг к другу.Русская художественная литература даёт нам множество интересных примеров искусного применения словообразования для выражения разнообразных оттенков значений и эмоциональной окраски слов. Например, Ф.М.Достоевский обращался к ласкательным суффиксам как к сильному средству речевой характеристики героев.В одних случаях эти языковые средства свидетельствуют о нежности, любви героя: Мамочка, где ты теперь, гостья ты моя далёкая?; в других - передаёт насмешливо-иронический тон говорящего: Я знаю, он моя жертвочка.

 

Упражнения по разделу

1. Назовите, какие комплексные словообразовательные средства использованы при образовании следующих слов: белоснежка, всесторонний, многолетний.

2. Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной стилистической окраски: рукоплескать, воин, изгнать.

3. Расчлените слова на морфемы. Восстановите словообразовательную цепочку для каждого слова. Образец: сверхзвуковой – звуковой – звук.

Задумчивость, прибытие, разозлить.

Контрольные вопросы.

 

  1. Что такое словообразование?
  2. Чем характеризуются морфемные и неморфемные способы словообразования?
  3. Какие морфемные способы словообразования существуют?
  4. Какие существуют неморфемные способы словообразования?
  5. Каковы стилистические возможности словообразования?
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет словообразования. Способы словообразования | Тема: Получение биологических удобрений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.