Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И Пантагрюэль». Тезисы лекции

Идеи и образы «высокого» Ренессанса в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа

Предназначен для формирования табличных форм, необходимых при написании бизнес-плана.

Лист предназначен для отражения итоговых показателей компании с учетом реализуемого инвестиционного проекта.

Таблица Налоги и использование прибыли - данные необходимо внести аналогично учету налогов и дивидендов по консолидированной отчетности.

Таблица Эффективность инвестиций – данные вносятся аналогично листу проект

Таблица Оценка бизнеса – данные вносятся аналогично листу Проект

Остальные таблицы листа рассчитываются автоматически.

6. Лист «Отчет»

Позволяет группировать расчетные данные в зависимости от заданного периода (квартал, год)

Годы жизни Франсуа Рабле 1494-1553. С десятилетнего возраста жил в бенедиктинских и франсисканских монастырях, в 1519 году постригся в монахи, в 1530 – получил диплом бакалавра медицины в университете Монпелье, через семь лет там же – звание доктора медицины. В 1532 году выпустил «Афоризмы» Гиппократа на греческом и латинском языках, в том же году – книгу «Пантагрюэль», в 1534 – книгу «Гаргантюа» под именем АлькофрибасаНазье (AlcofribasNasier – анаграмма его собственного имени Francois Rabelais). Последующие годы служил кюре в провинции Турень. В 1546 году опубликована 3-я книга романа, с 1548 по частям печатал 4-ю книгу. Из пятой книги написано 16 глав; завершил роман, по мнению специалистов, не сам Рабле, а один из его почитателей, оставшийся неизвестным.

Последняя строка стихотворного обращения к читателям, с которого начинается первая книга Рабле, гласит: «Человеку свойственно смеяться». Смех, радость, счастье человека – основная ценность гуманистической культуры Ренессанса (Возрождения) XIV-XVI веков: человеческий удел не лишения и страдания и не аскетическая отрешенность от удовольствий жизни, а просветляющее разум и душу познание (в библейском смысле) разнообразных сфер мира, к реализации личностного потенциала, который, согласно идеям гуманистов, огромен. Ренессанс – время «открытия мира и человека», о чем свидетельствуют деятельность и достижения мореплавателей Магеллана, Марко Поло, Колумба, Васко да Гамы; астрономов Коперника, Джордано Бруно, Галилея; живописцев Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Боттичелли.

В главах XXIII-XXIV первой книги рассказывается о воспитании и образовании Гаргантюа, порученного заботам Понократа (значение имени – «выносливый, неутомимый»). Если раньше, обучаясь под руководством учителей-«сорбоннщиков», Гаргантюа практически все время посвящал поглощению пищи, пьянству, бездумным развлечениям, то реперь он «не терял зря ни часу». Он наблюдал за небесной сферой в разное время суток, вообще за окружающей человека природой, изучал труды выдающихся, главным образом древних ученых по точным, естественным, гуманитарным наукам, тренировал тело при помощи разнообразных и сложных физических упражнений, обучался игре на множестве музыкальных инструментов, осваивал азы всевозможных ремесел. Во всех этих областях знаний и умений Гаргантюа достиг совершенства, мог соперничать (состязаться) с общепринятыми авторитетами, участвовал в диспутах ученых. Понократ развил в Гаргантюа любовь к знанию и стремление к постоянному духовному и физическому самосовершенствованию. Достигнув имеющихся пределов, рубежей в области той или иной науки, физической культуры, он превосходит тех, кому принадлежали прежние достижения, как Юлий Цезарь пересек когда-то Рубикон (сравнение из текста). Рабле как представитель Ренессанса считал, что великая античная культура, боготворившая человека и возлагавшая на него большие надежды, была почти уничтожена в эпоху «мрачного» средневековья, что церковь и феодальные порядки превратили человека в раба, бессильного изменить свою жалкую участь.

В одном из эпизодов главы XXXIII Рабле сравнивает Гаргантюа с кошкой, белкой, крысой, так как он без труда лазит по деревьям, прыгает с одного на другое, забирается на кровлю дома и безбоязненно спускается с нее. В этих особенностях образа человека, а также в обыкновении Рабле изображать процесс жизнедеятельности организма своих героев М.М.Бахтин, автор книги «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», видел гротеск. Этим словом первоначально был назван особый орнамент, обнаруженный в XIV в. на стенах подземных частей полуразрушенных римских зданий (grotta по-итальянски «грот», «подземелье»). Идея гротеска как особого представления о человеке в искусстве и литературе – в его близком родстве с природой, которая, в свою очередь, наделяется незаурядным духовным потенциалом, поскольку, как и человек, создана Богом. В гротеске по-своему отразился ренессансный пантеизм (пан – «всякий»+ теос – греч. «бог»): он изображает человека частью единого природного мира, в котором не прекращается процесс созидания, творчества.

Если у Данте проявление в человеке «животных» черт (граф Уголино) - признак духовного падения, деградации, то у Рабле близость человека к миру растений и животных свидетельствует об одухотворенности природы (какой она была у древних греков и римлян; не случайно Renaissance, франц., – возрождение прежде всего античности), о незаурядных потенциальных возможностях человека – самого совершенного из созданий божественной природы, черпающего в ней жизненные силы.

Художественным принципом гротескного образа является фантазия, игра воображения, вымысел; этот тип образности ведет свое происхождение от площадного смеха народных средневековых празднеств. Карнавальная культура простонародья, по мнению М.М.Бахтина, утверждала ценность

2.

 

материально-телесного начала жизни, которое, с точки зрения церкви, было чревато гибельным для души грехом. Традиции карнавального смеха унаследовал автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», появившейся в результате творческой переработки средневековой народной книги о великанах, не сравнимой, конечно, по художественной ценности с романом Ф.Рабле.

В последних главах первой книги описано Телемское аббатство» («телема» по-гречески «желание»), построенное для брата Жана Зубодробителя. Стихотворная надпись на главных вратах Телемской обители (в переводе Пяста дана в прозаическом пересказе) содержит характеристику особенностей эпохи и общества времени Ф.Рабле. В первой - четвертой строфах (не считая чередующихся с ними «маленьких») последовательно характеризуются священнослужители, чиновники, буржуа и простолюдины – по сути дела, все слои общества. Рабле обвиняет каждый из них в том, что они не соответствуют своему предназначению и не приносят никакой пользы народу. Духовенство исказило истинный завет Христа – заповедь любви к ближнему, погрязло в лицемерии и невежестве, дикости:

Монах-лентяй, готовый, словно гот

Иль остогот, не мыться целый год…

«Официалы всех мастей» бессовестно обирают народ, вместо того чтобы заботиться о нем, и так же, как служители церкви, проявляют ненависть, а не любовь к ближнему. Буржуа прониклись «бесовским духом маммоны»; их «скотские морды» также искажены злобой. Но самые отвратительные – простолюдины (это и люди как таковые, входящие в разные сословия):

Кто вечно пьян и злостью обуян…

Сей вход закрыт для вас, забывших честь.

Церковь и государство, которые должны были совместно обеспечивать своему народу условия для благополучного существования и культурного развития, вернули его к состоянию дикости; именно такими застали своих соотечественников Моисей и затем Иисус. Следовательно, десять веков (начиная с падения Рима) христианство, вопреки наказу Иисуса, отнюдь не способствовало совершенствованию личности. Рабле осуждает в этих словах церковь и заявляет, что тем, кто поработил человека, заставил его забыть честь, нет места в Телемском аббатстве, то есть в будущем, так как образ аббатства – утопия, а этому жанру свойственно изображение вымышленного будущего.

Последние три «большие» строфы надписи на главных вратах аббатства посвящены тем, кто, по мнению писателя, достоин будущего. Это прежде всего «пажи и паладины», души которых открыты и чисты. Паладины – рыцари Карла Великого, а также просто рыцари, то есть сильные и благородные воины, покровители слабых и обиженных, бескорыстные защитники истинных (духовных) ценностей («…вы, кем завет Христов от лжи веков очищен был впервые»).

Таким образом, Рабле создал в своем романе идеал человека-титана, подобного эпическим героям и рыцарям. Он добр, чист душой, жизнелюбив и ненавидит любые формы угнетения личности, прежде всего войну и духовную тиранию церкви, претендующей на роль блюстителя Закона божьего на земле, но пораженной косностью, фарисейством, стяжательством.

Следует отметить, что современные ученые не единодушны в оценке творчества Франсуа Рабле. Например, А.Ф.Лосев писал: «…Материализм подлинного Ренессанса всегда глубоко идеен, и земное самоутверждение человеческой личности в подлинном Ренессансе отнюдь не теряет своих возвышенных черт, наоборот, делает его не только идейным, но и красивым и, как мы хорошо знаем, даже артистическим. У Рабле с неподражаемой выразительностью подана как раз безыдейная, пустая, бессодержательная и далекая от всякого артистизма телесность…Мы бы отнесли… смех Рабле не к самому Ренессансу в чистом виде, но именно к тому модифицированному Ренессансу, который граничит уже с полной гибелью всей возрожденческой эстетики»( см. А.Ф.Лосев в списке литературы, с.591-593).

 

Литература:

Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1965.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,1982.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лист предназначен для ввода данных по действующему предприятию на момент начала планирования | Понятие социализации и адаптации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.