Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 1. Участники органов социального обеспечения




Тема № 3.1. Общая характеристика органов социального обеспечения.

В государственную систему социального обеспечения по видам обеспечения, о чем говорилось выше, входят:

-пенсионная систе­ма; система социальных пособий и компенсационных выплат;

-система социального обслуживания и социальных услуг;

-система охраны здоровья граждан;

-система государственной социальной помощи;

-система социальных льгот и преимуществ.

Логично предположить, что данной системе должна соответ­ствовать аналогичная, органично связанная с ней государствен­ная система органов, непосредственно предоставляющих населе­нию перечисленные виды социального обеспечения. Но этого нет по причине различий в финансовых источниках социального обес­печения, субъектном составе, организационно-правовых формах обеспечения граждан и др.

Не существует и единого нормативного правового акта, в ко­тором содержался бы конкретный перечень органов, предостав­ляющих те или иные виды социального обеспечения. Указание на такие органы можно найти только при анализе норм многочис­ленных правовых актов, так или иначе касающихся вопросов со­циального обеспечения граждан.

Рассмотрим, что представляют собой в общих чертах органы, которые функционируют в сфере социального обеспечения, и их различия между собой.

Обязательными участниками (субъектами) материальных от­ношений по непосредственному социальному обеспечению ка­ким-либо социальным материальным благом считаются, с од­ной стороны, имеющие право или притязающие на него граж­дане. С другой стороны, субъектами таких отношений являются компетентные органы и организации, предоставляющие социаль­ное обеспечение (его вид), которые определены законодательством.

Сначала выясним, какие здесь могут быть органы, исходя из двух основных организационных форм социального обеспечения — обязательного социального страхования и обеспечения за счет ас­сигнований из государственного бюджета.

Для примера возьмем конкретных участников пенсионных от­ношений: работника завода, застрахованного по обязательному пенсионному страхованию, и военнослужащего из числа лиц офи­церского состава. Предположим, что они оба имеют право на со­ответствующие государственные пенсии — на трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет.

Как было сказано выше, пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных систем — страховой и бюджетной. Значит, первый из приведенных в примере лиц по поводу своей пенсии должен будет обращаться в местный орган ПФР. Если у него есть накопительная пенсия (накопительная часть трудовой пенсии), которую он передавал в управление негосударственно­му пенсионному фонду, то он может обратиться и в данный фонд. Второе лицо обращается через военный комиссариат по месту жи­тельства в пенсионный орган Минобороны России. Мы отчетливо видим различие пенсионных органов, куда указанным лицам сле­дует обращаться по поводу своей пенсии. Разграничивающими кри­териями здесь выступают соответственно: формы организации пенсионного обеспечения — обязательное пенсионное страхова­ние и государственное пенсионное обеспечение; виды государ­ственных пенсий — трудовая (страховая) и бюджетная; источни­ки финансирования — бюджет ПФР и ассигнования из государ­ственного бюджета и др.



Можно предположить, что такой подход следует использовать в отношении всех видов государственных пенсий, которые сгруп­пированы по двум пенсионным системам. Но это не так. Напри­мер, выплата социальной пенсии производится органом ПФР, хотя она входит в состав бюджетной пенсионной системы.

Таким образом, не всегда имеющиеся критерии (например, фор­мы и виды социального обеспечения) могут прямо указывать на орган, предоставляющий тот или иной вид обеспечения.

Теперь выясним, что представляют собой компетентные орга­ны, обслуживающие такой вид социального обеспечения, как со­циальные пособия, и категории получателей этих пособий. Наи­более типичным примером может служить предоставление посо­бия по беременности и родам.

Федеральным законом «О государственных пособиях гражда­нам, имеющим детей» устанавливается право на пособие по бере­менности и родам разным категориям женщин.

Например, такое пособие выдается женщинам:

- подлежащим государственному социальному страхованию;

- уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

- обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионально­го образования, в учреждениях послевузовского профессиональ­ного образования;

- проходящим военную службу по контракту, службу в каче­стве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутрен­них дел и др.

По действующим правилам указанным категориям женщин рассматриваемое социальное пособие назначается и выплачива­ется соответственно по месту их работы, учебы или службы.

Но есть исключение. Так, это пособие назначается и выплачивается женщине по последнему месту работы (службы), если отпуск по беременности и родам наступил в течение месяч­ного срока после увольнения с работы (службы) в случае:

- перевода мужа на работу в другую местность, переезда к ме­сту жительства мужа;

- болезни, препятствующей продолжению работы или прожи­ванию в данной местности (в соответствии с медицинским за­ключением, выданным в установленном порядке);

- необходимости ухода за больными членами семьи (при нали­чии медицинского заключения) или инвалидами I группы.

А женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприя­тий, учреждений и других организаций в течение 12 месяцев, пред­шествовавших дню признания их в установленном порядке безра­ботными, пособие назначается и выплачивается органами соци­альной защиты населения по месту жительства. Как мы видим, и здесь имеются различные органы, обязанные выплачи­вать это пособие.

Теперь для выяснения вероятных органов используем такой ква­лифицирующий признак, как источники финансирования для вы­платы пособия по беременности и родам. Они также разные.

Так, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, и женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, уч­реждений и других организаций в течение 12 месяцев, предшество­вавших дню признания их в установленном порядке безработными, эти пособия выплачиваются за счет средств ФСС России, а выдачу им пособия производит орган социальной защиты по месту житель­ства. Этим же фондом финансируются расходы на такие же пособия женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образова­тельных учреждениях начального, среднего и высшего профессио­нального образования, в учреждениях послевузовского профессио­нального образования; непосредственную выплату данного пособия осуществляет администрация образовательного учреждения.

Как видно из примера, одинаковый вид социального обеспече­ния может осуществляться за счет одних и тех же денежных средств, но выдаваться разными органами. Или наоборот — один орган мо­жет предоставлять несколько видов социального обеспечения и за счет разных финансовых источников.

Итак, существует многообразие органов, непосредственно пре­доставляющих социальное обеспечение. Чтобы выяснить, какой именно орган предоставляет тот или иной вид социального обес­печения, в каждом конкретном случае необходимо анализиро­вать многочисленные нормативные правовые акты. Их исследо­вание показывает следующее. Помимо органов, непосредствен­но предоставляющих какой-либо вид социального обеспечения, существуют и другие органы. К их числу, так или иначе имею­щих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерче­ские и иные организации, администрацию организаций и уч­реждений.

Не все из перечисленных органов напрямую контактируют с гражданами и предоставляют им тот или иной вид социального обеспечения. Они могут прямо или косвенно (опосредованно) иметь касательство к сфере социального обеспечения населения.

Примером могут служить федеральные органы законодательной власти. Так, Государственную Думу Федерального Собрания Рос­сийской Федерации как высший орган законодательной власти в России нельзя причислить к органам социального обеспечения, так как этот орган не имеет непосредственной связи с конкрет­ным гражданином. Но от принимаемых этим законодательным ор­ганом федеральных законов зависит само социальное обеспече­ние российских граждан.

Правительство Российской Федерации является федеральным государственным органом исполнительной власти общей компе­тенции, который можно считать главным инструментом исполне­ния конституционных норм, реализации основных направлений политики государства, в том числе и в социальной сфере. Для этого правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни населения. На него также возложена ответствен­ность за обеспечение прав и свобод граждан, включая и их соци­альное обеспечение. Само же правительство тоже не имеет прямо­го контакта с гражданами по вопросам непосредственного предо­ставления им социального обеспечения.

Следовательно, имеются органы, на которые возложены вопро­сы общего управления сферой социального обеспечения.

Правительству Российской Федерации подчиняются федераль­ные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Через эти органы оно проводит всю работу по выполнению возложенных на него законодательством задач, в том числе по социальному обеспечению. Так, в структуру федерального прави­тельства входит Министерство здравоохранения и социального раз­вития Российской Федерации

Через это министерство правитель­ство обеспечивает осуществление государственной политики в области социального обеспечения. В свою очередь, нижестоящие органы, подведомственные Минздравсоцразвития России, напри­мер районные или городские отделы (комитеты, управления, служ­бы) социальной защиты населения или занятости населения, на­прямую связаны с гражданами, предоставляя им тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, существуют органы социального обеспечения, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти. Они в зависимости от своего положения (иерархического уровня по властной вертикали) могут иметь или не иметь прямую связь с гражданами по поводу их социального обеспечения. Все связи между указанными государственными органами (по вертикали — сверху вниз) основаны на принципе подчинения друг другу, то есть на принципе подчинения и власти. (Эти отношения регулируются нормами административного права.) Они складываются, главным образом, в сфере деятельности исполнительной власти, напри­мер между органами, подведомственными Минздравсоцразвития России.

Подобную аналогию можно проследить и во взаимоотношени­ях между органами, входящими в систему каждого социального страхового фонда (ПФР, ФСС России, фондов ОМС). Эти страхо­вые фонды не являются органами государственной исполнитель­ной власти. Содержание же отношений между органами внутри каждого фонда носит административный характер. Иными слова­ми, во взаимосвязях органов наблюдаются также отношения под­чинения и власти, поэтому такие отношения могут регламенти­роваться нормами административного права. Следовательно, чет­ко выраженные отношения административно-правового характе­ра по вертикали имеются внутри самой системы некоторых орга­нов, предоставляющих тот или иной вид социального обеспече­ния. Такие отношения есть между органами, входящими в струк­туру ПФР, ФСС России, фондов ОМС. Между самими органами действует (по вертикали) принцип подчинения и власти.

Как было сказано выше, в отдельных случаях осуществление некоторых видов социального обеспечения производит админи­страция организаций и учреждений. Тем самым государство деле­гировало им часть своих полномочий. В этом проявляется действие основного принципа социального обеспечения — создание мак­симальных удобств для граждан при реализации ими своего права на социальное обеспечение.

При этом надо отметить главную особенность. Между субъек­тами материальных отношений по социальному обеспечению — гражданами и органами, организациями — нет отношений под­чинения и власти. Следовательно, административно-правовых от­ношений между гражданами — получателями материального бла­га того или иного вида социального обеспечения и предоставляю­щими их органами нет.

Таким образом, в условиях существования различных органов и организаций в сфере социального обеспечения можно условно выделить две их основные разновидности. К первой отнесем орга­ны, непосредственно предоставляющие соответствующие виды со­циального обеспечения, ко второй — органы, имеющие опосре­дованное отношение к социальному обеспечению. Так или иначе они связаны друг с другом, поскольку их деятельность, являющаяся гарантией осуществления прав граждан на социальное обеспече­ние, одинаково важна.

Исходя из объема правомочий органов, степени их участия в социальном обеспечении населения, условноможно выделить ос­новные пять классов органов социального обеспечения.

Первый класс — органы государственной власти и органы му­ниципальных образований. О них говорилось выше. Под ними под­разумеваются также органы различных федеральных министерств и ведомств — Минздравсоцразвития России, МВД России, Мин­обороны России и др.

Второй класс включает в себя органы обязательного социаль­ного страхования, входящие в структуру ПФР, ФСС России, фон­дов ОМС, начиная от федерального уровня и заканчивая мест­ным уровнем.

В третий класс входят негосударственные органы, например негосударственные пенсионные фонды. Им государство передало некоторые полномочия по накопительным пенсиям (накопитель­ной части трудовой пенсии).

Четвертый класс образуют общественные организации: проф­союзные организации, общественные организации инвалидов (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество сле­пых, Всероссийское общество глухих).

Пятый класс — это администрация организаций и учрежде­ний, которые непосредственно производят выдачу гражданам от­дельных видов социального обеспечения.

Участие и роль этих органов в социальном обеспечении насе­ления различны и зависят от того, какими полномочиями они наделены согласно действующему законодательству. Несмотря на имеющиеся различия, у них есть одна общая и их объединяющая цель — социальное обеспечение граждан.

В целом названные выше органы и осуществляют социальное обеспечение в стране.

Общие понятия и характеристика механизмов осуществления социального обеспечения и его управления могут отдельно изу­чаться на факультативных занятиях. В приложениях к настоящему учебнику содержится изложение данных вопросов. Понимание сущности осуществления и управления облегчит восприятие са­мой организации работы органов социального обеспечения.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.086 сек.