Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки модернистской литры

1) Нигилизм по отношению к предшествующей лит традиции. Точнее это двойная установка - с одной стороны, модернисты стремятся создать новое искусство, с другой стороны - уничтожить уже сказанное.

Отрицание классиков присуще всем модернистам. Этот нигилизм конечно не был всеобщим, например Джойс был против этого, не смотря на его "Улисс", который считается своеобразным Евангелие от модернизма.

2) Концептуальность. Все филосовские теории втянуты в орбиту модернизма (Шоппенгауэр, Ницще, Фрейд, Юнг). Самой концептуальной является экзестенциалистская литра 20 века, которая по существу представляет собой форму экз философствования. Сартр в 38 году создает роман "Тошнота" и позже выпускает трактат "Бытие и ничто", где все объяснено развернуто. В 20 веке получает распространение специфический тип писателя, который стремится стать философом.

3) Сочетание натурализма и мифологизма в поэтике произведений. При всем внимание модерниста к деталям и мастерстве анализа, наблюдается тяготение к синтезу. Мифологизм - это плод концепутальности литры 20 века, желания познать не только внешюю оболочку мира, но и увидеть ее суть. Мифологический метод в современной литре - способ взять под контроль, упорядочить и придать форму и значение необозримой панараме пустоты и анархии, которой является современная история. (это из статьи Эллиота про "Улисс"). В этой же статье говорится о смерти романа в его флоберовском варианте.

4) Абсолютизация приема, то есть тяготение литры к изобретению и апробированию разных языков в литре. Для некоторых школ модернизма хаарктерно более крайнее представление об искусстве. Искусство - это прием. Формальные эксперименты свойственны всем авторам, поэтому возниковнение школы структурализма и деконструкции - вполне логичный итог истории модернизма.

5) Синкретизм. Тяготение литры к смежным видам искусства - музыке, кино, архитектуре, живописи, фотографии. Стремление литры использовать языки смежных видов искусства в своих литературных нуждах. Влияние смежных видов искусства - фотография, несколько позднее кинематограф. Они повлияли сильнее всего. Кинематограф в свою очередь испытал очень сильное влияние литры. Особенности фото и кино в литре 20 века:

- документальность

- объективность и эпичность изображения (наглядность, зрительность). Зрительность достигается за счет пристрастия автора к крупным планам и многоплановости картинки.

Кинематограф конечно очень повлиял на литру в плане монтажа. Приходит четкость, конструкция - монтаж.

Современная живопись и музыка с самого начала 20 века стараются освободиться от груза нежелательной изобразительности - тот же процесс сбрасывания оков, что и в лит авангарде. Они стремятся с созданию нового формального языка - геометризм Кандинского, музыкальный конструктивизм - магия чисел Шонберг. Герой романа Томаса Манна - композитор. В музыке, живописи и литре, которая тоже пытается избавиться от излишней изобразительности, творчество начинает тяготеть к изобретению структурных вариаций - все тот же конструктивизм, детка.

Именно музыка спровоцировала писателей на эксперименты с традиционной повестовательной формой (Вульф "Сонада", Картасар "Игра в классики"). Рваный ритм, щемящая мелодия уходящего праздника в сочетании с духовными песнопениями - неизменный фон в произведениях писателей американского юга. Некоторые части текста романов Картасара строятся по законам музыки.

В связи с возниковением в архитектуре функционализма, уступается место конструктору (Ле Корбюзье). Свободная воля - ищет порядка. Созданию порядка должна была помочь архитектура прямого угла, котопяа учитывает 4 жизненные потребности - жить, работать, отдыхать, передвигаться. Основные приметы конструктивистской архитектуры - многоуровневая, большие строительные фрагменты (стекло и ж/б блоки), широкое применение цвета. Многое из этого было заимствовано в литре - Джойс, авторы-нелинейщики рубежа 20-21 веков. Архитекторы постмодернизм предлагают смотреть на постройку несколько иначе - вписаться глазами пешехода (до этого - самолетная точка зрения). Отстаивание коллажа, смешения стилей. Можно выделить общее для литры 20 века и смежных с ней видов искусств:

- стремление к рационализму

- концептуальность

- открытость

- тяготение к пространственной форме и неорганическим стилям

 

Характер влияние новых философских влияний на литру. Среди крупных философов 19-20 веков - Ницще, Фрейд, Шпенглер, Юнг. Модернизм как форма общественного сознания связан с идеологией постницшеанской эпохи. Все центральные понятия Ницше - концепция сверхчеловека, вечного возвращения, активный нигилизм, великий дар жизни. Помимо идейного влияния, сама структура философской эссеистики Ницше прочно закрепилась в арсенале современных повестовательных тем. Хотя и нет оснований, чтобы прямо отождествлять Пруста с кем-то там, но теория субъективной личной памяти (Анри Бергсон - "Материя и память") несомненно оказала влияние на письмо Пруста и на его представление о возможностях постижения человеческого существования. Понимание сути приходит к человеку в их понимании приходит в моменты озарения. Результаты изучения Бергсоном свойств чел памяти оказала влияние на современных писателей, которые используют термины "потока ассоциаций" и "логика образов", а также на тех, кто использует технику "потока сознания". Эта техника впервые появилась у У.Джеймса (родной брат Генри Джеймса). Его книга "Основы психологии", 11 глава - про поток сознания. Рассматривая мысль как поток, он утверждал, что "сознание никогда не рисуется само себе раздробленным на куски, в нем нет ничего связного, оно течет, поэтому метаформа поток - естественна". Поток сознания для него - это выражение человеческого Я. Бергсон также считал, что чел мышление в каждый момент связано с некоторыми избранными частями прошедшего. Прошлое так или иначе неизменно всего присутствует в чел сознания, это связано со свойствами чел мышления и памяти.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модернизм | Герой у Кафки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.