Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Елизаветинская драма и театр

29/10

08/10

Особенности стиля произведений Кафки

Финал романа Замок

Брод говорит, что Кафка хотел закончить роман так - землемер получает разрешение на жизнь и работу в дервени получает находясь на пороге смерти. Логика такого финала понятна, и может быть она в духе Кафки, но все же по факту финал романа остался открытым.

В привычном значении слова фантастики у Кафки нет, есть совмещение несовместимого с точностю деталей. Все построено на оксюмороне (палач - актер, судья - священник). У служанки - между пальцами перепонки, засыпаешь человеком а просыпаешься насекомым. По этому поводу Набоков говорит - начало новеллы Превращение позволяет биологически утановить вид жука, в которого прератился Грегор. Этот жук - летающий, а Набоков говорит - жук Грегор так никогда и не узнал, что у него есть крылья.

Мир одномерен из-за своей богооставленности. Удвиление - это основа творчества и восторога при встрече человека с мира (Аристотель). Так вот мир Кафки начинается там, гед исчезает удивление. Пропало ощущение чуда, герои живут по законам этого мира, считая почти естественным то, что с ними происходит. Абсурд - доведение всякой знакомой мысли, ситуации или истины до конца. Абсурд родится от избытка логики - это аксиома. Канетти находит в стиле новеллы "Превращение" воплощенную строгость. Ведь если бы это на самом деле произошло, то и герой и его родные вели бы себя точно так, как изобразил Кафка. Это и есть "невероятное возможное" по Аристотелю.

 

Требования к рефератам:

- строго по теме

- объем от 7 до 10 страниц

- библиография

- сноски постраничные

Сдача - Гнездиловой, у нее узнать сроки.

 

Стиль произведений Кафки попадает под определение "воплощенная строгость". Мениповая сатира (у Свифта, современная антиутопия), события внешнеи абсурдны. В 1920 году Кафка пишет о стремление такого изображения, в котором жизнь виделась бы как отчетливое ничто, как сон, парение в дымке. Затонцев вслед за немецкими исследованиями называет "логику сновидений" ключевым принципом построения произведений Кафки. Сны играют важнейшую роль во внутренней жизни писателя и его творчестве. Кафка видит близкое сходство в механизмах сновидения и творчества: "сон снимает покров с действительности, в этом ужас жизни и могущество искусства". В снах никто ничему не удивляется, лишены мотивировки поступков, начала и конца, прошлого и будущего - все сейчас и здесь. В снах все сопровождается запонимающимися натуралистическими деталями, как в стоп-кадре. В Замке сон землемера К - на постоялом дворе - дает основания рассматривать все дальнейшее в том числе и как то, что ему приснилось.

Одна из центральных тем - тема жизни как сна. Эта тема не новая - Кальдерон, Шекспир. С темой сна связаны мотивы предзнаменования и преодоления. Игра землемера К с Замком и игра Замка с землемером - начинается с пробуждения героя от сна, его будит человек с лицом актера (пересечение с палачами с лицами актеров - это знак приглашения к действию, жизнь как сон а мир как театр). При этом сон для Кафки это потенциальная возможность преодоления - "снова прорвался сквозь страшную пустую щель, которую можно преодолеть лишь во сне". Только преодоление чего? Камю считал произведения Кафки символическими - отмечает натурализм происходящего, как самое ощутимое качество прозы Кафки. Кафка умеет рассматривать все слишком пристально - аналогия с Горацио в кладбищенской сцене с Гамлетом. Для пристальности требуется мужество.

В отличии от сновидений, произведения Кафки очень строго композиционно выстроены. Процесс - ставит проблему и описывает эту проблему с помощью чуть ли не научного метода, как в кульминации романа в беседе К со священником и в притче о превратнике и просителе у врат Закона. Совсем немного найдется произведений, которые были бы столь же строгими как роман Замок. Каждая глава имеет драматическую композицию, это очередная попытка войти в контакт с Замком, со своей завязкой, кульминацией и тд. Цепь глав соответствует попыткам героя попасть в Замок. Горизонтальная композиция сочетается с вертикальным построением - все главы объединены одной целью.

Новая интерпетация романа Процесс - опирается на положение аналитической психологии Карла Юнга. Ольга Сурова в статье "Человек в модернистской культуре" предлагает рассматривать Процесс как сооружение принципами искусства бытия божего - все, что случилось с Йозефом К - это частная история веры или неверия, которая стала притчей о наших несчастьях, говорящая - вера утрачена, но надежда на ее обретение не умерла. Притча о непостижимостях человеческой жизни, от человека сокрыт смысл его бытия. С точки зрения этой концепции, процесс К - процесс рождения человека как духовного существа, и этот процесс был проигран. В свой смертный час Йозеф К переживает глубокое озарение, предсмертное озарение - свет, окно, человек протягивает руки. К перед смертью принимает молитвенную позу - он так и не обрел смысл, но остается надежда, что смысл все же существует. Карл Юнг в работе "Бог и бессознательное" писал, что Боги не должны и не могут умереть. Иррациональное не может быть искоренено.

 

Герман Гессе (1877-1962)

Первая мировая война - настоящая катастрофа. Писатели 20 века заново открывали трагизм человеческого существования, но заметно и общее движение к синтезу, стремление создать символический образ человечества или "представить все человеческое как нечто единое" (Томас Манн). Сплав житейско повседеневного и мифологического. Движение к синтезу вызвано было стремлением собрать распадающийся мир человечества на какой-то основе. Если у Манна в 20-ые годы преобладает установка на поиски всеобщего для мира, то Гессе заботит необходимость собрать распадающиеся фрагменты личности человека. Как видно, это близкие поиски, но разные направленности. Гессе через личность стремится объяснить мир и сделать его вновь пригодным для жизни. Гессе и Манн дружили и считали сбея единомышленниками. В "Игре в бисер" Гессе создаст стилизованный портрет Томаса Манна в образе магистра игры.

Внутренняя жизнь человеческой души - глубинная связь с немецким романтизмом. Еще значение музыки в произведениях Гессе. Для Гессе музыка - надежный и единственно возможный способ приобщения к гармонии вселенной.

Есть и другое мощное воздействие помимо романтизма. Отец Гессе был протестантом-миссионером. Среда и воспитание наложили отпечаток на творчество писателя - склонность к созерцанию, саморефлексии и медитации тесно связано у Гессе и его героев с влиянием восточных религий и философии Востока. То же можно сказать и о состояних освобождения сознания, в которые нередко погружает своих героев Гессе. Г.Г. - инициалы. Сцены магического театра в Степном Волке могут рассматриваться как форма духовной терапии, освобождения сознания.

Ролан был единомышленником Гессе. Обращение писателей за помощью к подвижникам в 20-ые годы, к просветеленным, душам вселенной, которые соткали одежду для тех, кто ходит на гибель. Обращение Запада на Восток. Доктрина ненасилия - на Востоке.

Увлекает Гессе и заапдно-европейская философия и психология (Ницше, Юнг, Шопенгуаэр). Отношение к Ницше - противоречивое, "тревожит, погружает в спор".

Роман "Степной Волк" (1926-27)

Это роман-воспитание. Многое сближает его с жанром романа-инициации, то есть вхождения во взрослую жизнь. Написан этот роман 50-летним писателем о 50-летнем герое, чьи инициалы совпадают в авторскими. Входить в жизнь типа не поздно никогда. Спустя много лет после выхода в свет романа, Гессе не переставал удивляться судьбе этой книги. Его будоражила и тревожила тайна воздействия литры и он считал все происходившее после выхода книги иррациональным и беззаконным, поскольку его опыт переписки с читателями показывает сколь малое отношение имеют этика писателя, его стремления и самокритика к воздействию, которое оказывают его книги. И все же Гессе стоически переносил ответы мира на свою работу.

Атмосфера романов Гессе очень противоречива. Это время тревоги, неспокойствия, кризиса, им охвачены не только слабые и не полноценные, а как раз наиболее сильные, умные и одаренные. С другой стороны это время безудержного веселья, появляется в Европе джаз, время техники и цеметных крематориев. Это время между 2 войнами - одна только что взорвала основы старой культуры, а в воздухе витает предчувствие новой бойни. Для немногих оставшихся людей духа это время ожидания апокалиписиа. Герой ГГ - пламенный идеалист в прошлом, интеллектуал и пацифист. Дошел до бессилия, обанруживает глубокую озлобленность, ад душевной пустоты. Элемент вызова и провокации содержится в самом названии романа - не вписывается этот степной волк в пространство Западной Европы. Степного Волка принято считать самым автобиографическим из всех романов Гессе. Главный образ и символ этого романа имеет длительную предысторию в творчестве писателя и его судьбе. Впервые образ волка появляется в рассказе Волк, в начале 20-ых годов Гессе сравнивает себя с попавшим в западню степным зверем, тоскующим по свободе родных степей и лирический дневник Кризис - 25 год - там образ волка принимает завершенную форму, в которой он и перейдет в роман Степной Волк. С точки зрения образа, волк - сложный архетип. Гессе было ближе значение с точки зрения современной философии - образ восходит к Ницше и его противопоставлению, оппозиция стадного человека, человека-толпы и дифференцированного одиночки. Этот одиночка - зверь и гений. Гессе просил читателя помнить, что над степным волком и его сомнительной жизнью возвышается иной, высший мир, вероятно общечеловечской этики. История степного волка рисует недуг, но не смертельный, а обратное - выздоровление. Писатель сам разъясняет конченый смысл истори: не смерть, а исцеление. Раскрыть облик внешний и внутренний главного героя, показать его глазами разных непохожих людей. Предисловие написано племянником хозяйки, у которой ГГ снимал жилье. В определенном смысле этот издатель - антипод ГГ, это вполне укорененный в жизни человек, служит в конторе, человек территорий. ГГ - аутсайдер, маргинал, путешественник. Племянник хозяйки характеризует ГГ - оставляет очень интересное замечание об образе жизни, круге чтения и привычках степного волка. Его оценки необычайно точны, пишет о попытках любить ближнего, об искреннем восхищении ГГ мещанским миром. Душевная болезнь ГГ- болезнь самой эпохи, а не выверты одиночки. Из одной из бесед племянник почерпнул - настоящим страданием человеческая жизнь становится там, где становится на перекрестке двух эпох, и ГГ - именно такой человек.

 

Бертольд Брехт (1898-1956)

Младенец из племени людоедов стал бы неплохим европейцем. Мотив судьбы и среды, которые влияют неравномерно на развитие личности. Это подход был весьма влиятелен в кругах, близких к литературе "новой деловитости" (Цвольг, Брехт, Ремарк, Канетти). Эстетика "новой деловитости" складывалась под влиянием идей конструктивизма и романтизма. Художественный метод молодого Брехта попал под влияние "Н.Д.". Он не воспринимал экспрессионизм. Причины: нереальное разрешение конфликтов, отталкивал "гимн человека". Герой Брехта воплотил альтернативную идею - идею диалектики: доброго и злого начала. О героях Брехта можно говорить только с огромной долей условности, он предлагает понятие продуктивности.

Поэтический и театральный успех приходит после постановок первых пьес. После этого он переезжает в Берлин по приглашению Макса Рейнхард. Славу Брехту принесла постановка "Трех грошевой оперы". 1932 год - первый приезд в Россию, после пожара Рейхстага - скитание по миру в течении 15 лет. Позже возвращается на родину и создает театр, где осуществляет многое из задуманного. Первый спектакль - "матушка Кураж и ее дети". В считанные годы он прославился на весь мир. Брехт умер от инфаркта в 56 году, сказалось величайшее перенапряжение.

Брехт был многосторонне одаренным человеком, он писал стихи, был драматургом, режиссером, теоретиком. главное дело - театр. Характерно, что в то самое время, когда многие художники требовали разрушение эпоса, Брехт провозглашает свою концепцию эпического тетра, как альтернативу театра драматического. Теория эпического театра стала складываться с 1926 года. В эти годы он отказывается от камерного действия и от классического деления на акты, он заменяет его хроникальной композицией. Новая эпоха требует восстановление театра, на него оказывает влияние политический театр (Эскатер - режиссер, который разработал агитационный театр). Системно взгляды Брехта изложены в 30-х годах. Трактаты о неаристотелевской драме.

Отличия эпического от драматического:

- Аристотелевский воздействует на эмоции, эпический на разум и просвещает.

- Зритель вовлекается, испытывает катарсис, зритель эпического остается беспристрастным, способным мыслить.

Особенное неприятие вызывала у Брехта теория катарсиса, он считал, что ужас и страдание, которое переживает зритель, ведет к примирению к трагедии.

- Подражание жизни, через изображение, основное средство эпического - повествование.

- Актер в драмматическом должен перевоплотиться в персонажа, Брехт не требовал от актера этого. его актер должен стать рядом с образом, чтобы быть способным судить о своем герое беспристрастно.

Таким образом Брехт приходит к выводу о необходимости демонстрационного повествования. прием - техника цитирования. Т.ц. - это такое построение сценического действия, при котором действие является цитатой в устах повествователя. Оно пришло из кинематографа. В кино это называется наплывом.

В середине 30-х Брехт выводит "эффект отчуждения" - это ряд приемом, которые способствуют созданию дистанции между зрителем и актером. "Чтобы быть познанным, знакомое должно быть показано, как незнакомого". По Брехту: понимать, не понимать и понимать на новом уровне. Цель: внушить зрителю аналитическую, критическую позицию, по отношению к происходящему. Способы достижения "э.о" у Брехта многообразны: драматические и сценические:

Д.: сюжет и сложение. Брехт часто прибегает к заимствованию сюжетов ("Трехгрошевая опера", "Святая Анна Скотобоя"). Брехт часто прибегает к жанру параболы, поучительная пьеса. Две ветви параболы - реальный и аллегорический. Драматург часто использует приемы: параллельные действия, образы, герои. Самым знаменитым мастером парадокса считался Б. Шоу, Брехт к нему очень приблизился, особенно в использовании языка, к этому относятся также ремарки.

Сценические: брехтовые хоры и зонги (песни и музыка). Часто они выпадают из действия и тем самым отчуждают. При их исполнении актер меняет функцию, он не только поет но и изображает поющего человека. Примеры см. тексты. Брехт использует минимум раквезита, но часто прибегает к щитам с текстом, проекторам. Попытка литературизации театра, слияние воплощенного со сформулированным. Новая драматургия хочет добиться мысли зрителя о действии во время действия. Применение масок.

 

Наиболее последовательно Брехт воплощает в пьесах свою теорию эпического театра в 30-40 годы. Это историческая хроника "Матушка кураж и ее дети" (39 год). Пьеса рассказывает о судьбе маркитанки, которая теряет своих 3 детей, платит их жизнями за стремление поправить свои дела. Но так она и не понимает причины такой жестокой расплаты. впрочем, Брехт оставляет героине иллюзию, что один из сыновей жив, хотя мы знаем, что это не так. В этой пьесе - диалектика злого и доброго - выражено в лице одной героини, которая распадается на двух антигонистов: торговка оказывается врагом матери, и в итоге одерживает над ней верх. Абсурдность природы войны, положения человека в этой войне, который не может рассчитывать на справедливость, демонстрируется в абсурдности смертей сыновей. Сыновья погибают из-за своих хороших качество.

"Добрый человек" - параболическая легенда. В этой пьесе сквозная тема диалектики доброго и злого разбивается в образах двух людей - злого брата и доброй сестры. Брехт подподит нас к выводу, что добро бывает возможно сохранить лишь с помощью зла. На суде над злым братом водовоз произносит обвинение - Боги дали сестре лавку, как маленький источник добра и она всегда старалась делать добро, а за тем ты все уничтожал, а он отвечал - потому что иначе источник иссяк бы. В итоге - брат с сестрой- это один доброзлой человек.

Странные у Брехта герои и героини. Он по существу антигероичен. Мудрый судья Асдак (пьеса "Кавказский меловой круг") - нетрадиционный герой, в нем нет ничего героического, в нем перемешаны пороки и добродетели, пьяница, блудник и трус, но он вершит справедливый суд и после этого решает отказаться от судебной мантии со словами - "мне в ней слишком жарко". Следует отметить, что суды и разбирательства - это частая ситуация в пьесах Брехта. Пристрастие к судебной структуре - это особенность новой драмы. Сцены суда - это своего рода малые параболы, малые притчи внутри пьесы и к тому же сцены суда это еще одно средство эпизации театра. Зритель начинает играть роль публики в зале суда. Сцена суда в этой пьесе - Брехт основывает на китайской легенде о меловом круге (ребенка ставят в центр круга), у настоящей матери хватит сил перетащить его к себе. Княгиня Нателла - бросила своего сына и бежала из страны, его подобрала и воспитала служанка Груша. Когда начинается испытание Груша дважды выпускает руку ребенка, а формально побеждает родная мать, но Асдак считает иначе - он разрешает Груше забрать ребенка.

Брехт создал новаторскую театральную идею, во многих пунктах она расходилась с другой системой - Станиславского. Применив теорию эпического театра на практике, он заворожил этой теорией весь мир, у него появилось много последователей - немецкие документалисты, амеркианские послевоенные пьесы (Питер Брук, Юрий Любимов, Петр Фоменко и его студия). Система Брехта была новаторской именно для века 20, но сама эта система возникла не на пустом месте, есть 3 источника:

Пустая сцена, минимум реквизита, таблички и надписи, щиты. Более всего Брехт ценил в драме этой эпохи эпичность, ему был близок жанр исторической хроники, с присущей этоум жанра актуализацией хорошо известного исторического содержания. Из драм Шекспира - принцип монтажа самостоятельных эпизодов и сцен (ведь не было деления на акты в те времена). Брехт называл драмы Шекспира открытыми, с эпическим составом, таковыми он считал и свои - действие открыто вмешательству извне, прологи и эпилоги, рассказчики, ведущие, прямые контакты сцены и зала, театр в театре, суды и пантомимы, разные формы комментариев - монологи на пустойц сцене, шуты, реплики в сторону, музыкальные номера. Злободневный и политический театр. Таким был и собственный театр Брехта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Герой у Кафки | Восточные театральные системы (китайский театр)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.