Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвентаризация МПЗ




 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯэто способ проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

 

В соответствии с ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны проводить инвентаризацию. Инвентаризации подлежит все имущество предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, а также имущество, не принадлежащее предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, например, арендованные основные средства, имущество, находящееся на ответственном хранении.

В ходе инвентаризации решаются следующие задачи:

− выявление фактического наличия имущества;

− сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

− проверка полноты отражения в учете обязательств;

− регистрация таких операция и явлений, которые не поддаются документальному оформлению в момент их совершения (естественная убыль, недостачи, излишки, хищения, потери).

 

Число инвентаризации в году, порядок и сроки их проведения устанавливает руководитель организации, за исключением случаев, когда она является обязательной, а именно:

− перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (как правило, по состоянию на 1 октября);

− при смене материально ответственных лиц;

− если выявлены злоупотребления, а также факты хищения или порчи имущества;

− при реорганизации или ликвидации предприятия;

− в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

 

Для проведения инвентаризации на предприятии приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, включающая представителей администрации, работников бухгалтерии, других специалистов. Инвентаризация проводится в следующем порядке:

1) Осмотр имущества инвентаризационной комиссией. Осмотр проводится путем подсчета, обмера, взвешивания при обязательном присутствии материально ответственного лица (МОЛ). Не допускается вносить записи о наличии остатков ТМЦ со слов МОЛ. В процессе осмотра составляются инвентаризационные описи, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и МОЛ.

2) Сверка результатов инвентаризации с данными бухгалтерского учета. Обнаруженные расхождения заносят в сличительную ведомость. По фактам расхождения комиссия требует разъяснения с МОЛ в письменной форме. После этого составляется акт и определяется порядок регулирования выявленных отклонений.

3) Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

 

Результатами инвентаризации могут быть:

а) полное соответствие фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета;

б) излишки;

в) недостачи.

Излишки возникают, если обнаружено превышение фактического наличия имущества над учетными данными. Это бывает возможно, если выявлено ранее неучтенное имущество. Выявленные излишки ТМЦ оцениваются по рыночным ценам и приходуются на балансе предприятия с отнесением на финансовые результаты (включаются в состав прочих доходов). В бухгалтерском учете составляется проводка:

Д 10 – оприходованы излишки материалов, выявленные при инвентаризации

К 91

Недостачи имеют место, если фактическое количество ТМЦ меньше, чем отражено в бухгалтерском учете. Причинами недостач могут быть:

− естественная убыль;

− ошибки при приеме и отпуске ценностей;

− злоупотребления МОЛ;

− чрезвычайная ситуация (например, авария, стихийное бедствие).

Порядок отражения недостач в учете зависит от того, какой причиной она вызвана.

 

Отражение в учете недостач в пределах норм естественной убыли.

 

Законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предусмотрено списание недостач имущества в пределах норм естественной убыли на издержки производства или обращения, а сверх норм – на виновное лицо. Применение норм естественной убыли возложено лишь в том случае, если такие нормы утверждены нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. В случае отсутствия установленных норм, выявленные при хранении ТМЦ или при инвентаризации недостача рассматривается как убыль сверх норм естественной убыли и подлежит отнесению на виновных лиц в полном размере. На основании сличительной ведомости бухгалтер составит проводки:

Д 94 – выявлена недостача ТМЦ (в оценке по фактической себестоимости)

К 10

 

Д 20 (23, 44,...) – отражена недостача в пределах норм естественной убыли

К 94

 

Д 73-2 – отнесена на виновное лицо недостача сверх норм естественной убыли

К 94

 

Возмещение недостачи виновным лицом производится в установленном порядке. В случае, если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании с них убытков, недостачи списываются на финансовые результаты:

Д 91 – учтена в составе прочих расходов сумма недостачи

К 94

Согласно ТК РФ размер ущерба при утрате или порче имущества должен соответствовать фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не может быть ниже стоимости утраченного имущества.

Стоимость утраченного вследствие чрезвычайных обстоятельств имущества относится на дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы":

Д 91 – списана стоимость имущества, утраченного вследствие чрезвычайной ситуации

К 10 (01, 41)

Зачет недостач излишками.

При проведении инвентаризации возможны случаи одновременного выявления излишков и недостач у одного и того же материально ответственного лица. В таком случае предусмотрен взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.

 

Такой зачет возможен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

 

Решение о зачете недостач излишками принимает руководитель организации на основании предложений, представленных ему председателем инвентаризационной комиссии, и объяснений материально ответственного лица о причинах пересортицы.

Здесь возможны 2 случая:

1) при зачете недостающих ценностей будет больше, чем ценностей, оказавшихся в излишках. В этом случае не покрытая излишками разница относится на виновное лицо;

2) ценностей, оказавшихся в излишках, будет больше, чем недостающих. В этом случае оставшиеся в излишках (после зачета) ценности приходуются по рыночной стоимости с отнесением на прочие доходы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.