Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общенаучные методы эмпирического познания

Методы

Метод и методология научного познания.

Структура науки

 

Естествознание Общественные Технические Математические

(физика, химия, (философия и

биология и др.) социология)

 

От техники естествознание отличается нацеленностью на познание, а не на создание средств преобразования мира. От математики естествознание отличается тем, что исследует природные, а не знаковые системы.

 

 

Функции науки.

Объяснение – подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Так, чтобы объяснить, почему падают яблоки с яблони следует подвести этот факт под закон всемирного тяготения. Дефицит товаров в торговой сети можно объяснить законом соответствия спроса и предложения и т.д.

 

Понимание – способ интерпретации или истолкования явления, события, факта. Наиболее часто понимание используют в гуманитарной, духовной сфере, где имеют дело, как правило, с уникальными неповторимыми, единичными фактами и событиями, с трудом поддающимися унификации. Но понимание имеет место при определенных условиях и в естествознании, если невозможно использовать объяснение. Например, в ситуации научного кризиса, при переходе от одной научной теории к другой.

 

Предсказание (предвидение) – вывод высказываний о фактах из законов, теорий, когда сами эти факты еще остаются неизвестными и их предстоит открыть. Мы можем достаточно точно предсказывать лунные и солнечные затмения, погоду, новые элементы в соответствии с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева и т.д. Можно предсказывать и социальные события (победу на выборах того или иного президента или социальную нестабильность, революционную ситуацию), но точность предсказаний таких событий будет крайне мала.

Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

“Метод – совокупность правил, строгое соблюдение которых способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно” Р.Декарт.

Методология – учение о методах. Задача методологии – изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов.

 

Всеобщие Общенаучные Частнонаучные

 

Диалектический Эмпирические

Метафизический Теоретические

 

Сам по себе метод еще не предопределяет успеха в познании, важно уметь его правильно применять в процессе познания.

 

Диалектический метод познания предполагает рассмотрения объектов и явлений действительности на всех уровнях как развивающиеся, становящиеся, а не как застывшие, повторяющиеся, раз и навсегда данные. Примерами использования диалектического метода могут служить теория происхождения Солнечной системы Канта-Лапласа, теория происхождения видов животных и растений Ч.Дарвина и другие.

Метафизический метод предполагает, что в мире не возникает ничего нового, а все существующее лишь увеличивается, уменьшается, возникает и умирает, словом, повторяется. Так, известный биолог Ж.-Б. Ламарк считал, что все виды живого сотворены Богом наилучшем образом, а ученым лишь остается их классифицировать и изучать.

Наблюдение – чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение характеризуется рядом особенностей:

- целенаправленность, то есть наблюдение должно вестись для решения определенной поставленной задачи;

- планомерностью, то есть наблюдение должно вестись по строгому плану, исходя из поставленной задачи;

- активностью, то есть исследователь должен активно искать интересующие его факты, использовать технические средства наблюдения;

- подробным описанием объекта наблюдения;

- исследованием объекта в естественной для него обстановке (например, наблюдение положения планет и звезд на небе, наблюдение треков элементарных частиц в камере Вильсона, наблюдение за черными дырами во Вселенной и др.)

-

Эксперимент – активное, целенаправленное воздействие на изучаемый объект для выявления и изучения его сторон, свойств, связей.

Эксперимент позволяет изучать объект в его “очищенном” виде, то есть устраняет всякого рода побочные факторы, затрудняющие процесс познания. В ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, экстремальные условия с целью наиболее яркого проявления интересующих нас, его сторон, свойств, отношений. Экспериментатор может вмешиваться и активно влиять на процесс эксперимента. Эксперимент должен быть воспроизводим другими учеными.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные индустриально-городские системы, использующие энергию не только полезных ископаемых, но и атомную энергию | Общенаучные методы теоретического познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.