Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Греческая культура IV В. До Н. Э

 

Обстановка политической нестабильности, характерная для эпохи после Пелопоннесской войны, быть может, даже способствовала расцвету литературы, науки и искусства во всей Греции. Возникали новые центры ремесла, новые художественные школы. Греческие скульпторы и художники постепенно отходят от канонов "высокой классики" предыдущего столетия, стремятся передать человеческую индивидуальность, движение души и тела. "Менада" Скопаса передает исступление, "Афродита Книдская" Праксителя – гедонистический покой, но обоим скульпторам, как и их современникам Леохару, Лисиппу и другим, свойственна высокая степень мастерства и трудно воспроизводимая духовность. К сожалению, о художниках мы можем судить только по описаниям их работ и грубым подражаниям в вазописи. Наиболее известные из них – Паррасий и Апеллес, прославившиеся реализмом своих картин, и Павсий из Сикиона, который изобрел технику энкаустики – живописи восковыми красками.

Театр следовал за потребностями публики, и на смену "древней комедии", в которой преобладали политические сюжеты, приходит "новая комедия", сюжеты которой были бытовыми, и наиболее знаменитым ее представителем был афинянин Менандр. Афины были центром ораторского искусства. Особое распространение получили два вида красноречия – судебное и политическое. В афинском суде не было адвокатов, и подсудимый должен был защищаться сам. Поэтому часто известные ораторы писали речи по заказу, хотя сами их не произносили. Самым знаменитым судебным оратором был Лисий. Не умерло и политическое красноречие. Как и прежде, афинское народное собрание выслушивало доводы и контрдоводы сторон, и часто принимало решение под воздействием удачно произнесенной речи. Во второй половине IV в. блистал талант Демосфена – знаменитого противника Македонии, сторонника свободы Греции, который в своих "Филиппиках" (речах, направленных против политики македонского царя Филиппа) призывал сограждан отстаивать независимость родного полиса.

IV век до н. э. был периодом расцвета философской мысли. Он как бы весь был освящен гением Сократа. В 399 г. Сократ был осужден на смерть афинским судом по обвинению в непочтительности к богам. В действительности его недоброжелатели расправились с ним за то, что многие его ученики были противниками демократии, а также за независимый образ мыслей. Сократ сам всегда исполнял гражданские обязанности, никогда не призывал к изменению государственного строя Афин, но его слишком высокое, по мнению судей, представление о своей значимости послужило истинной причиной вынесения смертного приговора.

Сократ любил повторять: "Я знаю, что ничего не знаю", но в действительности его влияние на дальнейшее развитие философской мысли было огромным. Он как бы повернул философию лицом к человеку. До него философы занимались происхождением Вселенной, различными природными явлениями, Сократ же стал основателем этической философии. Его учениками стали основатели самых различных философских школ, но все они унаследовали от Сократа интерес к человеку и к его проблемам.

Ученик Сократа Платон стал разрабатывать учение об идеях. Идеи для Платона – это символы, прообразы вещей, и реальный мир является лишь блеклым отражением идеального. Платону принадлежит учение об идеальном государстве – полисе, где каждая социальная группа исполняет предназначенную ей функцию, а во главе полиса стоят мудрецы-философы. Однако, как уже было сказано выше, попытка осуществления этого социального проекта на Сицилии едва не кончилась для Платона весьма плачевно.

Подлинным энциклопедистом был Аристотель, философские труды которого многие считают вершиной древнегреческой мысли. Науки о природе ("Физика") и науки о человеческом обществе и искусстве управления государством ("Этика", "Политика") были сведены Аристотелем в единую систему. Аристотель рассматривал полис как естественную форму цивилизованного человеческого общежития, разработал учение о "правильных" и "неправильных" формах государственного устройства, рассмотрел эволюцию развития полиса. Аристотель оказал огромное влияние на развитие философской мысли в античной и средневековой Европе, на арабском Востоке.

Таким образом, IV век до н. э. стал для Греции периодом интеллектуального взлета, а в социально-политической сфере – периодом перехода от независимых, замкнутых ("автаркичных") полисов к огромным государствам, которые распространили греческую цивилизацию на Восток. Политическая раздробленность, социальные противоречия и потеря независимости большинством греческих полисов не препятствовали взлету искусства, литературы и философской мысли.

ЛИТЕРАТУРА, НАУКА И ИСКУССТВО В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

 

Литература, наука и искусство эллинистической эпохи интересны и многогранны: они продолжают эллинские традиции, привнося в них новые, восточные элементы, обогатившие и разнообразившие греческую культуру. Деятели культуры и ученые творили уже в новых социальных условиях – из свободных граждан полисов они превратились в подданных эллинистических монархов, и эта метаморфоза не прошла бесследно.

При поддержке просвещенных правителей основывались библиотеки и учебные заведения, где накапливались знания. Два первых египетских царя из династии Птолемеев под влиянием философа из школы Аристотеля Деметрия Фалерского основали Александрийскую библиотеку и Мусейон. Александрийская библиотека была крупнейшей в древности – в ней уже в середине III в. до н. э. хранилось около 400 тыс. свитков. С ней могла соперничать только Пергамская библиотека в Малой Азии. Александрийская библиотека была важнейшим центром учености в античном мире. Здесь впервые была заложена система каталогизации книг. К концу периода эллинизма она насчитывала уже около 700 тыс. свитков (греки обычно писали на сворачивавшихся в трубку кусках специально выделанного папируса – растения, произрастающего в долине Нила). Огромный ущерб нанес библиотеке пожар, случившийся во время Александрийской войны Юлия Цезаря в середине I в. до н. э., а окончательно она была уничтожена арабскими завоевателями.

Мусейон ("храм муз", от него произошло слово "музей") был прообразом научно-исследовательских институтов. Ученые находились на содержании царя и имели все необходимое для работы – коллекции, инструменты, зоопарк, ботанический сад. Результаты не замедлили сказаться. Математики Евклид, Аполлоний из Перг, астрономы Эратосфен из Кирены и Аристарх Самосский внесли огромный вклад в развитие точных наук, превзойденный в значительной степени лишь в Новое время. Так, Эратосфену удалось довольно точно вычислить длину земного меридиана, а Аристарх и Селевк из Вавилона обосновывали гелиоцентрическую теорию строения Солнечной системы.

В эллинистическую эпоху строились огромные сооружения, которые не без основания причислялись к "чудесам света": среди них огромный Александрийский маяк, "Колосс Родосский" (гигантская статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос), Пергамский алтарь в честь победы Пергамского царства над вторгшимися на его территорию племенами галатов, Галикарнасский мавзолей (гробница эллинистического правителя Мавсола). В отличие от классического времени более благоустроенными становятся и частные дома, что отражает рост уровня благосостояния. Скульптура становится более патетичной и более реалистичной одновременно: скульптуры стремятся изобразить не только "идеального человека", здорового и сильного гражданина полиса в расцвете лет, но и стариков и старух, детей, людей с физическими недостатками. Искусство становится более психологичным и более близким к человеку – и в этом, быть может, главное открытие и завоевание эллинистической эпохи. Человек отныне интересен художнику не только и не столько как гражданин, сколько как личность, индивидуальность.

Проявляются новые тенденции и в литературе. Писатели и поэты часто становятся профессиональными литераторами, чего не было в классическую эпоху. Литераторы находились в материальной зависимости от поддерживавших их монархов, и поэтому свобода их творчества была ограничена. Знаменитый поэт Феокрит назвал одну из своих идиллий (небольших стихотворений) "Похвалой Птолемею". Другой поэт, Каллимах, написал поэму "Волосы Береники" о похищении из святилища пряди волос царицы Береники (супруги Птолемея III) и превращении этой пряди в созвездие.

Эллинистическая литература была достаточно разнообразной: Аполлоний Родосский в подражание Гомеру пишет "Аргонавтику", а александриец Геронд сочинял мимы – вольные, бытовые и любовные, сценки. Литература ориентировалась на новую публику – публику, которая в отличие от свободных граждан полиса мало интересовалась политикой.

Эллинистическая культура свидетельствовала о том, что греческая культура способна к трансформации, что она в новых условиях смогла впитать некоторые восточные элементы и как бы "приблизиться" к каждому отдельному человеку.

 

* * *

 

Древнегреческая цивилизация прошла долгий, двухтысячелетний путь развития – от первых "дворцовых государств" на Крите до эллинистических царств. Пожалуй, главная "заслуга" древних греков заключается в том, что они создали и развили уникальное социально-политическое образование – полис. Полис – город-государство, гражданская община – резко и принципиально отличался и от деспотий, неограниченных монархий, существовавших на Ближнем Востоке и в Азии уже задолго до греков, и от критских "дворцовых государств". Полис был, если так можно выразиться, "собственностью граждан", и гражданин полиса имел неотъемлемые права, что создавало условия для формирования нового социально-психологического типа человека. Конечно, полис предполагал существование и неполноправных свободных граждан, и эксплуатируемых рабов, но уровень свободы граждан, к примеру, Афин и демократичности их государственного строя был превзойден в Европе лишь в XIX – XX вв.

Не случайно "демократия" – слово греческое, и демократические Афины стали образцом для подражания в более позднее время. Древняя Греция, а впоследствии и Рим, в огромной степени определили и направили путь развития европейской цивилизации, отличный от того, каким пошли государства Азии и Африки.

Огромный вклад внесли греки в развитие самых разнообразных отраслей культуры и научного знания. В древней Греции – истоки трагедии, комедии, философии, математики и истории и многих других феноменов цивилизации. Может быть, именно поэтому изучение истории древней Греции, «классической истории», может послужить прочным фундаментом для дальнейшего изучения истории и культуры человечества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учение Сократа и его значение | Виды нагрузок, действующие на детали машин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.