Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. 1. Общие понятия о сертификации

ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ

1. Общие понятия о сертификации.

2. Основные объекты и цели сертификации

3. Качество услуг и защита прав потребителей

4. Системы сертификации

СЕРТИФИКАЦИЯ – это методическая и практическая деятельность социально уполномоченного органа власти, направленная на определение, проверку и документальное подтверждение действующих классификационных требований к персоналу, процессам, процедурам или изделиям.

В международной терминологии сертификация определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты (Правила сертификации работ и услуг) контролируют, чему устанавливается соответствие и кто его устанавливает.

СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ – представляет собой процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация у удостоверяет в письменной форме. Что продукция отвечает установленным требованиям.

ЦЕЛЬ СЕРТИФИКАЦИИ – защита внутреннего рынка от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья людей и окружающей среды заставляют законодательную власть устанавливать, с одной стороны, ответственность поставщика за ввод в обращение недоброкачественной продукции, а с другой стороны – обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение (законы, устанавливающие минимальные требования к характеристикам, могу относиться в целом к группе продукции или отдельным ее параметрам).

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ – документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям.

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ – система, осуществляющая сертификацию и управление процессом по собственным установленным правилам.

ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ – зарегистрированный в установленном порядке знак, который подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ – документ, в котором изготовитель удостоверяет, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Основные методы оценки соответствия при сертификации

Испытание – технический процесс по определению характеристик данной продукции согласно установленным требованиям. По результатам испытаний составляют протокол испытаний, на основании которого осуществляется контроль.

Измерение – совокупность операций по нахождению значения физической величины с помощью специальных технических средств с учетом экспериментального сравнения данной физической величины с одноименной физической величиной, значение которой принято за единицу.

Контроль – совокупность действий по установлению соответствия характеристик продукции заданным в нормативных документах требованиям.

Система сертификации услуг формируется по группам однородных услуг. При этом разрабатывается положение о Системе сертификации группы однородных услуг, где указывается область применения, организационная структура, перечень нормативных документов для сертификации и методик испытаний услуг, схемы сертификации, порядок проведения сертификации и инспекционного контроля с учетом специфики услуг, требований международных систем сертификации и соглашений с соответствующими органами горударственного управления.

Проведение сертификации услуг осуществляют аккредитованные органы по сертификации услуг, а при их отсутствии – Держспоживстандарт как национальный орган по сертификации и органы государственного управления в пределах своей компетенции. При сертификации услуг в Системе сертификации УкрСЕПРО характеристики услуг проверяют с помощью методов испытаний (проверок), которые позволяют:

- провести идентификацию услуги – проверить ее принадлежность к классификационной группе, соответствие техническим документам и функциональному назначению;

- подтвердить соответствие сертифицируемых услуг обязательным требованиям, установленным в нормативных документах.

Орган по сертификации услуг:

- идентифицирует услуги,

- сертифицирует услуги, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия,

- осуществляет оценку процесса оказания услуги или системы качества, испытания результата услуги,

- осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными услугами,

- приостанавливает или отменяет действие выданных им сертификатов,

- представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Основные объекты и цели сертификации

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и др.

Объектами сертификации в сфере услуг могут быть:

- услуга;

- организация или предприятие сферы услуг;

- персонал – исполнитель услуги, система качества, производство (по оказанию производственной услуги).

При формировании системы сертификации услуг предусматривают следующие возможности:

- выбор группы однородных услуг;

- применения системы в обязательной и добровольной сертификации;

- распространение на услуги, оказываемые как отечественными предприятиями, так и зарубежными.

Целями сертификации являются:

- содействие потребителям в выборе продукции;

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя;

- подтверждение показателей качества продукции и услуг;

- содействие организациям, создание условий для их деятельности на едином товарном рынке;

- создание условий организациям для участия в международной торговле, содействие в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве.

Основной законодательной базой сертификации в нашей стране является ряд законов – «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей». О правилах и результатах сертификации информируются все участники (изготовитель, потребитель, органы сертификации, общественные организации, предприятия, отдельные лица).

Качество услуг и защита прав потребителей

Качество услуги – это совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или преполагаемые потребности человека.

Критерий качества – выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию потребителя.

Показатели качества – качественные или количественные характеристики одного или нескольких свойств услуги.

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. В системе качества выделяются три направления – обеспечение качества, улучшение качества, управление качеством.

Показатели качества услуг классифицируются следующим образом: функционального назначения, социального назначения, безопасности, экологические, эргономические, эстетические, патентно-правовые, стандартизованности.

Оценка качества – систематическая проверка того, насколько объект способен выполнять установленные требования.

Контроль и оценка качества услуги осуществляется в соответствии со стандартом и включает следующие этапы:

- проверку и идентификацию услуги в соответствии с документированными процедурами;

- установление соответствия услуги определенным требованиям с помощью методов регулирования технологических процессов и процессов управления;

- обеспечение самоконтроля персонала, предоставляющего услугу, как составной части процесса контроля;

- обеспечение приоритета в оценке качества услуг.

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы или оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Системы сертификации

Обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным органом соответствия продукции требованиям технических регламентов. При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всю территорию государтва. Организация и проведение работ по сертификации возлагаются на отдел по техническому регулированию и метрологии. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленным Правительством Украины.

Участниками обязательной сертификации являются специальный уполномоченный и иные органы исполнительной власти в области сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждаются сертификатом соответствия, который выдаётся заявителю органом по сертификации. Срок действия сертификата определяется соответствующим техническим регламентом.

Схемы сертификации

Схема сертификации представляет собой совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции (услуг, работ) установленным требованиям.

Разработаны схемы для сертификации серийно выпускаемой продукции, для сертификации партии продукции, для сертификации каждого изделия.

Испытания типа – это испытания выпускаемой продукции на основе одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями.

Инспекционный контроль проводится после выдачи сертификата.

Схемы сертификации для конкретной продукции, которые выбирает заявитель, указаны в правилах и порядках сертификации однородной продукции.

Орган сертификации должен:

- осуществлять свою деятельность в соответствии с положением, разработанным на основе Правил аккредитации органов сертификации и устанавливающим область аккредитации, юридический статус, состав и структуру, функции, права, обязанности, ответственность, взаимодействие с другими органами и организациями;

- вести учет документации по сертификации:

- обеспечить конфиденциальность хранящейся документации;

- иметь структуру, обеспечивающую возможность выполнения всех возложенных функций по сертификации в соответствии с областью сертификации;

- вести учет сведений о квалификации, обучении, профессиональном опыте каждого работника, а также внештатных экспертов по сертификации;

- предоставлять возможность повышения квалификации своим работникам.

Органы сертификации выполняют следующие функции:

- формирование фонда нормативных документов;

- проведение сертификации по заявкам заявителей;

- определение испытательной лаборатории по каждой заявке и органа по проверке производств, если это предусмотрено схемой сертификации;

- оформление и выдача сертификата соответствия, его регистрация в государственном реестре системы УкрСЕПРО;

- осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен схемой обязательной сертификации и договором;

- приостановка или отмена действия выданных сертификатов соответствия;

- ведение банка данных организаций – обладателей сертификатов соответствия;

- предоставление заявителя информации о порядке проведения обязательной сертификации.

Орган сертификации обязан:

- соблюдать установленные сроки сертификации;

- обеспечивать достоверность и объективность сертификации, конфиденциальность полученной информации;

- соблюдать порядок рассмотрения апелляций в случае несогласия проверяемых организаций с результатами сертификации;

Добровольная сертификация

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя в целях подтверждения соответствия продукции (товаров, услуг) требованиям нормативных, технических или иных документов, представленных заявителем (стандарты, технические условия, санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, гигиенические заключения, требования контракта), определяемых заявителем. На основании сертификации выдаются сертификаты соответствия, оформляемые на специальном бланке Системы сертификации.

Добровольная сертификация пищевой продукции может быть проведена:

- если продукция не предназначена для реализации гражданам для личных бытовых нужд, либо для поставки в государственный резерв;

- если продукция не предназначена для реализации на территории Украины;

- если продукция подлежит декларирования.

Для проведения добровольной сертификации предъявляются:

- контракт или договор на поставку продукции;

- транспортные документы;

- счет-фактура;

- сертификат происхождения;

- сертификат качества от поставщика или изготовителя;

- ветеринарное свидетельство (для продукции животноводства);

- ветеринарный сертификат страны происхождения;

- разрешение департамента ветеринарии на ввоз мясной продукции;

- фитосанитарный сертификат (для продукции растительного происхождения);

- импортное карантинное разрешение на ввоз продукции растительного происхождения.

Все прилагаемые копии документов должны быть нотариально заверены.

Сертификация услуг общественного питания

В соответствии с Законом «О техническом регулировании» услуги общественного питания подлежат добровольной сертификации.

Основными требованиями, предъявляемыми к этим услугам, являются:

- соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, соответствие требованиям охраны окружающей среды.

Объектами сертификации являются:

- услуги питания (ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятия общественного питания всех типов);

- услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

- услуги по реализации кулинарной продукции и кондитерских изделий через магазин (отделы кулинарии вне предприятия);

- реализация товаров (пищевых продуктов и продовольственных товаров).

Сертификация услуг предприятия общественного питания включает проверку:

- санитарно-гигиенических и технологических условий производства и реализации кулинарной продукции, условий обслуживания потребителя;

- состояния материально-технической базы (технологического и сантехнического оборудования, лифтов, системы вентиляции, состава помещений, посуды, мебели и др.) в соответствии с ассортиментом кулинарной продукции;

- наличия нормативных и технологических документов на услуги и кулинарную продукцию в соответствии с ассортиментом;

- соответствие качества услуг типу и классу предприятия;

- соответствия требований к обслуживающему и производственному персоналу.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение сертификации.

2. В чем состоит процесс сертификации услуг?

3. Какие основные методы оценки используются при сертификации?

4. Какие основные понятия применяются в сертификации?

5. Что собой представляет система сертификации услуг?

6. Назовите основные цели сертификации.

7. Назовите основные объекты сертификации.

8. Что собой представляет обязательная сертификация?

9. Какой документ подтверждает соответствие продукции требованиям технического регламента?

10. Что такое «испытание типа»?

11. В чем заключаются основные функции органов сертификации?

12. Каковы обязанности органа сертификации?

13. Какие основные функции выполняет орган сертификации?

14. Какие документы необходимы для проведения сертификации услуг общественного питания?

15. Назовите объекты сертификации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вікові особливості морального виховання | Проектування програмного забезпечення
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.