Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритетность воспитания в правоохранитель­ных органах




Общие и актуальные сегодня положения педа­гогики воспитания в значительной степени от­носятся и к работе с сотрудниками правоохра­нительных органов. Служба в них является осо­бым видом государственной службы, выполне­ние на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности.

Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение об­щественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать закон и дру­гие правовые установления, повышение правовой культуры и пра-вовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права и др. — это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным образом вос­питанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам вос­питан. Нельзя совершенствовать общество и людей, обладая недос­татками, или, как образно говорят в народе, «нельзя дырой заткнуть дыру». Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов — это не конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетер­пимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педаго­гической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оп­равдании социальных ожиданий общества.

Более того, создание эффективной педагогической системы вос­питания сотрудников правоохранительных органов приобрело решаю­щий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами.

Можно выделить еще ряд обстоятельств, придающих воспитанию сотрудников решающий, приоритетный характер:

• невысокий уровень финансовой и материальной обеспечен­ности жизни сотрудников и их семей;

• усиление текучести кадров правоохранительных органов, их омоложение, приток на службу менее подготовленных к,ней моло­дых людей;

• усложнение задач укрепления законности и правопорядка в условиях рыночной экономики, низкого уровня правовой культуры и правовоспитанности населения, появления новых изощренных видов преступлений и профессионализации преступности, повыше­ние нагрузок и экстремальности в работе;

• неблагоприятное влияние на многих сотрудников резкого сни­жения общей нравственности, культуры, образованности населения, распространения психологии бизнеса («все за деньги»), скрытого или откровенного подкупа («благодарности», дача взяток) и вымога­тельства за многие профессии, виды деятельности и действия, в том числе на разных уровнях государственной службы. Правоохранитель­ные органы — часть народа, состоят из представителей народа, плоть от плоти детище своего народа. Им трудно сохраняться в существую­щих общественных условиях островками чистой морали, альтруизма и бескорыстия (подтверждается давно известное в мире правило: «ничто не обходится так дорого для общества, как дешевая полиция»);

• целенаправленное воздействие криминала на сотрудников для склонения их к аморальным уступкам и профессиональному преда­тельству;

• проникновение в правоохранительные органы криминально ори­ентированных лиц и представителей организованной преступности;

• фактически низкий уровень воспитанности определенной части сотрудников, проявляющийся не только в недобросовестном выпол­нении своего долга и обязанностей, но и в недостатках взаимоотно­шений с гражданами, уважения их прав, реагирования на заявления, допускаемых нарушениях служебной дисциплины, пьянстве, недос­тойном поведении в быту и на виду граждан, правонарушениях корыстной направленности и др. По статистике число таких наруше­ний возрастает.

Профессиональная деятельность всегда накладывает свой отпе­чаток на человека, занимающегося ею. Она вызывает изменения в его психологии, воспитанности, обученности, образованности и раз­витости определенных качеств. Как правило, эти изменения бывают положительными. Не случайно говорится, что овладение профессией равносильно развитию способностей к ней. Но бывают и нежелатель­ные изменения — снижение интереса, усердия, добросовестности, «надоедание» профессии («профессиональное выгорание»), а иногда и вредные, именуемые профессиональной деформацией. У опреде­ленной части сотрудников правоохранительных органов последнее приобретает опасный характер, нередко выступая причиной нару­шений законности, злоупотребления властью и служебным положе­нием (не случайны народные поговорки: «власть портит человека», «если хочешь узнать человека — дай ему власть», «страшны не за­коны, а законники»), использования последних и для корыстных преступлений. Правоохранительный орган — не специальное вос­питательное учреждение, но воспитание в нем идет, хотим мы того или нет. Сотрудники меняются под влиянием выполняемой право­охранительной деятельности, контактов с разными людьми, общей атмосферы в органе и вне его. Это особое бытие, особый — и не только профессиональный — образ жизни сотрудников, характерный своими непрерывными и своеобразными воспитывающими влияния­ми, меняющими их взгляды, убеждения, представления об обществе, государстве, ценностях жизни, нравственности, праве, справедливости; желания, планы жизни, цели и средства их достижения и др.

Ошибочно поэтому сводить работу с кадрами к их подбору и рас­становке. Надо заниматься воспитанием сотрудников, заниматься, притом постоянно, непрерывно, усиленно, компетентно и со всеми категориями, с начала и до конца их службы. Естественным должно быть желание умного, заботящегося о деле и людях руководителя преодолеть стихийность, осмыслить происходящее, взять под контроль важнейшие воспитывающие и деформирующие педагогические влия­ния жизни и службы на людей доверенной ему организации, усилить положительные, нейтрализовать отрицательные. Воспитание превра­щается в его педагогическую функцию, вид деятельности, когда делается осмысленным и целеустремленным, когда начинает осуществляться с применением знаний педагогической науки, эффективными фор­мами, методами, приемами, средствами, проверенными в опыте, обобщенном ею и усовершенствованном в научных экспериментах. Это в интересах дела и самих сотрудников и выступает как помощь им на сложном пути служебной карьеры и жизни, предупреждая неприятности и срывы.

Острота задачи построения эффективной педагогической систе­мы воспитания сотрудников правоохранительных органов опреде­ляется также невысоким уровнем состояния воспитательной рабо­ты. Это связано с уменьшением числа лиц, реально занимающихся воспитанием, самоустранением многих руководителей и работников кадровых аппаратов от воспитательной работы, низким уровнем пе­дагогической подготовленности воспитателей, сведением воспита­тельной работы к специальным мероприятиям и недооценкой вос­питывающих влияний организации службы и профессиональной подготовки, недостатками профессионального отбора и др. Нельзя не отметить и недооценку в правоохранительных органах возмож­ностей юридической педагогики и педагогического подхода в по­вышении эффективности воспитания. При крайне высокой слож­ности воспитательной работы и достижения нужных воспитатель­ных результатов наблюдается упрощенческое представление о ней и переоценка ее субъектами собственной подготовленности. Очень современно звучат слова К.Д. Ушинского:

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а также делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек знаком с ним теорети­чески или практически[1].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.