Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические районы Украины в ХХ в

Донецко-Приднепровский район

В состав Донецко-Приднепровского экономического района входит 8 областей: Донецкая, Ворошиловградская, Запорожская, Днепропетровская, Кировоградская, Харьковская, Полтавская и Сумская. Это один из наиболее мощных индустриальных районов нашей страны. Основная часть его территории находится на Левобережной Украине. Площадь — 221 тыс. кв. км.

Экономико-географическое положение района очень удобное. Его территорию пересекают важные железнодорожные, автомобильные и речные пути, имеющие большое значение для экономических связей.

Природные условия и ресурсы района разнообразны. Они способствуют всестороннему развитию промышленности и многоотраслевого сельского хозяйства.

По многообразию, качеству и запасам минеральных ресурсов район занимает одно из первых мест в Украине. Удобное территориальное сочетание месторождений коксующегося угля, железных и марганцевых руд, флюсовых известняков, огнеупоров создает исключительно благоприятные условия для развития мощной металлургической базы.

Район густо населен. Размещено население по территории неравномерно. Наиболее плотно заселены Донецкая, Ворошиловградская и Днепропетровская области, наименее — Кировоградская (51 чел. на 1 кв. км). Почти 75 % населения района живет в городах.

Благодаря хорошим условиям в районе сложился мощный многоотраслевой народнохозяйственный комплекс. Здесь сочетаются высокоразвитые промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли. Главную роль играет промышленный комплекс района. На него приходится более 80% валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Район выделяется развитой тяжелой промышленностью: черной металлургией, топливной промышленностью (каменноугольной и газовой), машиностроением, химической промышленностью. Здесь добывается железная руда и каменный уголь, выплавляется чугун и сталь, производится основная часть угольных комбайнов, тепловозов и пр.

Преобладание тяжелой промышленности — характерная особенность промышленного комплекса района. Тесно связанные между собой отрасли промышленности образуют энергопроизводственные циклы. Важнейшие из них — черных металлов, цветных металлов, топливно-энергетический, угле-энергохимический, машиностроительный, индустриально-строительный. Наряду с индустриальными циклами большую роль в районе и союзном производстве играют агропромышленные циклы.

Черная металлургия — главная отрасль специализации района, основа его народнохозяйственного комплекса. Металлургические заводы находятся в Донбассе, Приднепровье и Приазовье. В Донбассе развито производство чугуна, высококачественной стали и проката. Крупнейшие центры — Донецк, Макеевка. В Приднепровье, кроме чугуна и стали, изготовляют электроферросплавы и специальные стали. Приднепровье — основной район трубопрокатного производства. Главные центры — Днепропетровск, Кривой Рог, Днепродзержинск, Запорожье. За пределами Донбасса и Приднепровья большим центром черной металлургии является г. Мелитополь, в котором находится два металлургических завода («Азовсталь» и им. Ильича). В комплексе с черной металлургией развивается коксохимическая промышленность. Коксохимические заводы размещены вблизи от металлургических предприятий и крупных шахт.

Цветная металлургия развивается на базе местного (производство ртути в Донецкой области, никеля — в Кировоградской) и привозного сырья (цинка — в Константиновке, меди — в Артемовске).

Топливно-энергетический комплекс представлен угольной, газовой и нефтяной отраслями, электроэнергетикой. Важное межрайонное значение имеет добыча коксующегося угля и горючих газов. Большинство электроэнергии вырабатывается на крупных тепловых электростанциях. Некоторые электростанции работают на отходах угольной промышленности.

Важной отраслью специализации промышленности района является машиностроение. В структуре промышленного комплекса по стоимости валовой продукции и количеству занятых в ней рабочих эта отрасль занимает первое место. Здесь развито тяжелое и металлоемкое машиностроение, на предприятиях которого производится оборудование для металлургических заводов, горнорудной промышленности, станки, металлоконструкции, дорожные и сельскохозяйственные машины и т. д. Большое значение имеют тепловозо- и вагоностроение, а также автомобильная промышленность.

Машиностроительные заводы на территории района размещены более равномерно, чем предприятия других отраслей. Они находятся не только в крупных городах (Харьков, Ворошиловград, Днепропетровск, Запорожье, Донецк), но и в средних и малых (Краматорск, Кременчуг, Лубны, Мелитополь, Токмак и др.).

Кроме коксохимической промышленности, создана разнообразная химическая индустрия. Здесь развита содовая, серо- и азотнокислотная промышленность, производство азотных и фосфатных удобрений, красок, пластмасс, синтетических смол и сотен видов другой химической продукции.

Крупнейшие предприятия химической промышленности размещены в Горловке, Лисичанске, Константиновне, Северодонецке, Рубежном, Днепродзержинске, Днепропетровске, Харькове. Нефтехимическая промышленность сосредоточена в Кременчуге и Лисичанске.

Легкая промышленность в районе развита меньше. Теперь к этой отрасли проявляется усиленное внимание. Создание крупных текстильных предприятий в центрах тяжелой промышленности (Донецк, Кривой Рог) способствовало более рациональному использованию женского труда. Крупнейший центр этой отрасли (текстильной, швейной, обувной, меховой) — Харьков.

Пищевая промышленность развита во всем районе. Сахарная и маслосыродельная промышленность лесостепных областей (Сумской, Полтавской, Харьковской) и масложировая южной части района имеют союзное значение. Соляная промышленность сконцентрирована в Донецкой области.

Территориальная структура промышленности очень сложная. Три ее ведущих звена — промышленные районы Донбасса, Приднепровья и крупная Харьковская агломерация. В промышленных районах и за их пределами сформировались промышленные узлы. Крупнейшие из них — Донецкий, Ворошиловградский, Приднепровский, Запорожский, Днепродзержинске, Криворожский, Полтавский, Кировоградский.

В сельскохозяйственном отношении территория хорошо освоена. Почти две трети площади — пахотные земли. Сельское хозяйство специализируется на производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, продуктов животноводства (молока, мяса, яиц). Вокруг крупных городов и в промышленных районах развито пригородное сельское хозяйство овощемолочного направления.

Резервом для дальнейшего развития сельского хозяйства является интенсификация земледелия и животноводства. Необходимы орошение земель, химизация и комплексная механизация сельскохозяйственных процессов, специализация и концентрация производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

В Донецко-Приднепровском районе есть железные дороги, соединяющие Донбасс с Москвой; линии Харьков—Днепропетровск—Херсон, Москва—Харьков—Лозовая— Симферополь. Для внутрирайонных связей важное значение имеет магистраль, соединяющая Донбасс и Криворожский бассейн (Ясиноватая—Днепропетровск—Пятихатки—Кривой Рог). По территории района проходят автомагистрали: Москва—Харьков—Симферополь—Ялта, Киев—Харьков—Ростов-на-Дону. Важную роль играет морской порт Мелитополь, через который район осуществляет связи с другими районами СССР. Хорошо развит воздушный транспорт. Крупнейший аэропорт — Харьков.

Донецко-Приднепровский экономический район имеет тесные экономические связи со многими районами. Из района вывозят уголь, кокс, железную и марганцевую руды, прокат, сталь, турбины, тепловозы, вагоны, тракторы и другие машины, продукцию стекольной и химической промышленности; ввозят древесину, пиломатериалы, нефтепродукты, продукцию среднего и точного машиностроения, ткани, отдельные виды сельскохозяйственной продукции,

Города. Харьков (около 1,5 млн. чел.) — второй город по количеству населения в республике и крупнейший в Донецко-Приднепровском районе. Удобное экономико-географическое положение Харькова (рядом находится первая угольно-металлургическая база; кроме того, через Харьков проходят пути, соединяющие Центральный район с Донбассом и Приднепровьем) способствовало превращению его в крупнейший промышленный и транспортный узел республики.

Главная отрасль промышленности — машиностроение. Здесь изготовляют станки, тракторы, самолеты, оборудование для электростанций (турбины, гидрогенераторы), различные приборы, средства автоматизации. Развиты химическая, легкая (швейная, трикотажная, меховая) и пищевая отрасли.

Харьков — крупный научный и культурный центр. В нем много высших учебных заведений, научно-исследовательских и проектных институтов.

Днепропетровск (свыше 1 млн. чел.) расположен на Днепре между Донбассом и Криворожьем, что обусловило развитие в нем металлургии еще в последней четверти XIX в. Ныне это один из крупнейших индустриальных центров республики и всей страны, важный железнодорожный узел и речной порт. Здесь насчитывается восемь металлургических предприятий (крупнейший из них — завод им. Г. И. Петровского), трубопрокатные заводы. Многочисленные машиностроительные заводы производят металлургическое и железнодорожное оборудование, металлоконструкции, прокатные станы, тяжелые станки, свеклоуборочные комбайны, электровозы, радиоаппаратуру, различные приборы. Развита коксохимическая и лакокрасочная промышленность. Работает шинный завод. Имеется ряд предприятий деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности.

Днепропетровск — важный научный и культурный центр. В нем много высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов.

Донецк (свыше 1 млн. чел.) — центр Донбасса, третий по величине город района. До революции был фактически заводским поселком. В советский период бывшая Юзовка превратилась в красивый, благоустроенный индустриальный город с парками и многими культурно-просветительными заведениями. Донецк — город металлургов, горняков и химиков. Здесь действуют десятки угольных шахт, металлургический, коксохимические, машиностроительные заводы. Машиностроение специализируется на изготовлении шахтного оборудования, горноспасательной аппаратуры и т. п. Работает большой завод химических реактивов. В последние годы развилась легкая промышленность.

Донецк — крупный научный центр. В нем есть университет и еще несколько высших учебных заведений. К городу подведен канал Северский Донец — Донбасс.

Запорожье (781 тыс. чел.) — важный промышленный и культурный центр республики. Промышленность сформировалась здесь в советский период благодаря удобному экономико-географическому положению и строительству Днепрогэса. Для индустрии города характерны энергоемкие производства — ферросплавов, специальных сталей (завод «Днепроспецсталь»), цветных металлов (алюминия, титана, магния); развиты станкостроение, энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная промышленность.

Юго-Западный район

В состав района входят Винницкая, Житомирская, Закарпатская, Киевская, Львовская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая и Черниговская области. Площадь района — 270 тыс. кв. км.

Район находится вблизи высокоразвитых и крупных центров страны. По его территории проходят важные магистрали (железные дороги, нефте- и газопроводы).

Специализацию и структуру хозяйства района во многом определили виды природных ресурсов: минеральные, водные, лесные и курортные богатства. Среди полезных ископаемых важнейшие нефть и горючий газ, каменный уголь, озокерит, самородная сера, строительные материалы.

Район густо населен. В Киевской, Львовской и Черновицкой областях плотность населения превышает 100 чел. на 1 кв. км. Это единственный экономический район в республике, где преобладает сельское население, хотя городское население быстро увеличивается.

На формировании народнохозяйственного комплекса района в некоторой степени сказались исторические условия. Значительная его часть (7 областей из 13) длительное время находились на положении аграрных придатков буржуазных государств.

После Великой Отечественной войны народное хозяйство западных областей развивается ускоренными темпами. Ныне по структуре хозяйства, специализации и уровню экономического развития они существенно не отличаются от других областей района.

Структура хозяйства сложилась под влиянием благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства (высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, плодородные почвы Лесостепи, достаточное количество солнечной энергии и влаги, равнинный рельеф основной части территории и т. п.). Ведущее место в ней занимает агропромышленный комплекс.

Наличие трудовых ресурсов обусловило в послевоенный период развитие трудоемких отраслей сельского хозяйства, машиностроения и легкой промышленности.

В территориальном разделении труда Юго-Западный район выделяется многоотраслевым интенсивным сельским хозяйством; промышленностью, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье; производством машин и приборов. Наиболее четко выражена специализация района на сахарно-свекловичном производстве. Большое значение имеют также плодоовощеконсервная, спиртовая отрасли и производство животного масла. Район — один из производителей картофеля, льна-долгунца, мяса, молока.

Главным в производственном комплексе района является промышленность. В ее структуре основная часть приходится на продукцию машиностроения и металлообработки, пищевой, легкой, а также лесной и деревообрабатывающей промышленности. Характерной особенностью отраслевой структуры является большая доля в общей продукции предметов потребления.

Особенности территориальной структуры производственного комплекса следующие: сосредоточение промышленности в Киевской и Львовской агломерациях, наличие значительного количества специализированных отраслевых районов (угольно-промышленного, сахарно-свекловичного производства), многочисленные промышленные узлы и центры, среди которых преобладают малые и средние.

Машиностроение и металлообработка. Эта отрасль развивается быстрыми темпами и занимает ныне второе место в структуре индустрии, после пищевой промышленности. Значение ее для экономики района постоянно возрастает. Специализируется район на производстве преимущественно трудоемкой продукции.

Здесь выпускают оборудование для химической, пищевой и легкой промышленности, развиты электротехническая промышленность, приборостроение, тракторное, сельскохозяйственное машиностроение.

Предприятия машиностроения размещены главным образом в Киеве и Львове. За последнее десятилетие важными центрами этой отрасли стали Черновцы, Хмельницкий, Винница, Новоград-Волынский, Луцк, Тернополь, Бердичев, Мукачево.

В перспективе значение машиностроения в материальном производстве возрастет. Будут сооружены новые заводы, созданы промышленные узлы.

Развиты почти все подотрасли пищевой промышленности: сахарная, мясная, спиртовая, плодоовощеконсервная, маслодельная, мукомольная, крахмало-паточная и др.

Сахарная промышленность сосредоточена преимущественно в лесостепной части. Зона сахарно-свекловичного производства охватывает около 2/3 территории района. В ней находится свыше 130 сахарных заводов. Предприятия отрасли имеются во всех областях, кроме Закарпатской, но больше всего их в Винницкой, Черкасской, Киевской, Хмельницкой и Тернопольской.

Быстрыми темпами развивается мясная промышленность, занимающая по объему валовой продукции второе место, после сахарной.

Самые большие предприятия этой отрасли размещены в городах: Киеве, Львове, Виннице.

Возрастает роль молочной и маслосыродельной промышленности. Ее предприятия сосредоточены в крупных городах и в районах производства сырья.

В Юго-Западном районе вырабатывается много плодоовощных консервов. Основные консервные заводы находятся в Черкассах, Виннице, Каменце-Подольском и Белой Церкви. В Закарпатской области развито первичное виноделие.

По уровню развития легкой промышленности район занимает первое место среди экономических районов на территории Украины. Здесь вырабатывается больше половины продукции легкой промышленности республики. Развиты все ее основные подотрасли, но особенно текстильная и кожевенно-обувная. В районе сосредоточены почти вся льняная и шелковая промышленность республики, все производство искусственной кожи. Крупнейшие центры легкой промышленности — Киев, Львов, Черновцы, Чернигов, Черкассы.

Химическая промышленность представлена многими производствами. В республиканском разделении труда район выделяется горнохимической промышленностью, производством искусственных и синтетических волокон, резинотехнических изделий. Горнохимическая промышленность сосредоточена в Прикарпатье. Здесь находятся центры серной промышленности, производства калийных минеральных удобрений (Калуш и Стебник). Производство фосфатных удобрений сосредоточено в Виннице, азотных — в Черкассах и Ровно. В Киеве, Чернигове и Черкассах действуют предприятия химического волокна.

На базе местных лесных ресурсов и привозной древесины в районе сложилась лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Основные лесозаготовки сосредоточены в Карпатах и на Полесье. Важными центрами деревообрабатывающей промышленности являются Киев, Львов, Житомир, Мукачево и Свалява Закарпатской области. Целлюлозно-бумажная промышленность выросла в послевоенные годы благодаря строительству крупных предприятий в Львовской (Жидачев), Черниговской (Корюковка), Закарпатской (Рахов) областях. Из старых центров известны Понинка (Хмельницкая область) и Малин (Житомирская область).

Топливно-энергетическая промышленность. Народное хозяйство района имеет мощную энергетическую базу. Недра богаты всеми видами топливных ресурсов (нефть, горючий газ, каменный и бурый уголь, торф, горючие сланцы), но запасы их невелики. В район завозится из Донбасса большое количество каменного угля (особенно в восточную часть). Из местных топливных ресурсов межрайонное значение имеет только горючий газ. В энергетике западной части района большую роль играет Львовско-Волынский каменноугольный бассейн.

В послевоенные годы в районе создана мощная электроэнергетическая база. Построены крупные тепловые электростанции: Добротворская (Львовская область), две в Киеве, Ладыжинская (Винницкая область), Бурштынская (Ивано-Франковская область) и др. Сооружены Киевская и Каневская гидроэлектростанции на Днепре.

Огромное промышленное и жилищное строительство, развернувшееся в послевоенные годы, обусловило необходимость создания мощной промышленности строительных материалов и строительной индустрии. Их развитию способствует наличие ресурсов минерального сырья (граниты, лабрадориты, перлиты, базальты), сырья для производства высококачественного цемента. Цементная промышленность сосредоточена главным образом во Львовской (Николаев), Ровенской (Здолбунов), Ивано-Франковской (Ямница), Хмельницкой (Каменец-Подольский) областях.

На базе минерально-сырьевых, лесных, водных и сельскохозяйственных ресурсов сформировались и формируются различные типы энергопроизводственных циклов: топливно-энергетические (нефтегазохимический, углеэнергетический, гидроэнергетический), горнохимические, лесопромышленные, индустриально-строительные, агропромышленные. Важнейшие среди них по объему конечной продукции — агропромышленные.

Они объединяют растениеводческо-промышленные циклы: сахарно-свекловичный, картофеле-спиртовый, плодоовощеконсервный, льнопромышленный, виноградно-винодельческий и др., а также животноводческо-промышленные — мясо-промышленный, молоко-промышленный, птице-промышленный и т. п.

На базе всех агропромышленных циклов сформировался районный агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство. Под зерновыми культурами занята почти половина всей посевной площади. Ведущая культура — озимая пшеница, которую выращивают преимущественно в лесостепной зоне, В южных районах и в Закарпатье культивируют кукурузу на зерно. На Полесье среди зерновых преобладают посевы ржи и ячменя.

Высокого уровня развития достигло производство технических культур. Широко распространены здесь сахарная свекла, лен-долгунец, конопля, хмель, табак и подсолнечник. В размещении технических культур наблюдается зональность. Наибольшая зона свеклосахарного производства сформирована в Лесостепи. Льноводство распространено на Полесье и в Прикарпатье.

Развитие земледелия в районе сочетается с животноводством. Основные его отрасли — скотоводство, свиноводство и птицеводство. Скотоводство молочно-мясного направления развивается на базе кормов полевого земледелия, отходов свекловодства (ботва) и сахарной промышленности (жом, патока), природных сенокосов и пастбищ. Молочное скотоводство сосредоточено вокруг крупных городов.

Свиноводство распространено главным образом в Лесостепи. Развитию птицеводства благоприятствуют природно-климатические условия, наличие кормов и рост спроса населения на его продукцию.

Большие птицефабрики размещаются неподалеку от городов. В районе широко развито садоводство, а в Закарпатье и виноградарство. Много садов на Подолии (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская области).

Транспортная сеть района достаточно развита. Основная нагрузка приходится на железнодорожный транспорт. Также важную роль играет автомобильный транспорт. Главные автомагистрали: Киев — Львов, Киев — Умань — Одесса, Львов — Винница, Ужгород — Рахов, Киев — Москва, Киев— Харьков.

Роль речного транспорта в грузообороте района незначительна. Судоходные реки — Днепр, Днестр, Десна, Припять. Крупнейшие порты на них — Киев, Черкассы и Чернигов.

Все большее значение в перевозке пассажиров и грузов приобретает воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт представлен газо- и нефтепроводами. Основные магистральные газопроводы, выходящие за пределы района: Рудки — Минск — Рига, Шебелинка — Киев, а также международные трубопроводы.

Юго-Западный район имеет тесные экономические связи с другими экономическими районами, дает значительное количество продукции на экспорт. Из района вывозят: машины, технологическое оборудование, приборы, серу, химические волокна, мебель, строительный материал, сахар, мясо, консервы, фрукты и т. д. Ввозят для нужд района каменный уголь, нефтепродукты, черные и цветные металлы, автомобили, тракторы, удобрения, ткани и пр.

Главное направление развития района — увеличение объема и повышение качества продукции ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Значительно возрастут производство электроэнергии, продукции химической, станкостроительной и инструментальной промышленности, приборостроения, машиностроения для легкой и пищевой промышленности. Увеличится выпуск машин для животноводства.

Важными проблемами хозяйства района являются ускоренное развитие его западной части, осушение Полесья, защита земель от эрозии, комплексное использование природных ресурсов.

Города. Киев (свыше 2 млн. чел.) — город-герой, столица Украины, один из древнейших городов страны — с 1550-летней историей. Основная, самая живописная часть его расположена на правом берегу Днепра. В послевоенные годы создан огромный район на левом берегу. Киев — крупнейший культурный и научный центр республики. Здесь находится Академия наук Украины, многочисленные высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектные институты, много музеев, памятников истории и культуры, театров.

Киев — один из крупнейших промышленных центров страны. Ведущее место занимают точное и сложное машиностроение, приборостроение. Основные заводы города — «Большевик», «Ленинская кузница», «Красный экскаватор», «Укркабель», авиационный, станков-автоматов им. М. Горького, электроприборостроительный, мотоциклетный. Из предприятий легкой промышленности — трикотажные фабрики «Киянка» и им. Розы Люксембург, обувные фабрики, два шелковых комбината, производственное объединение швейной промышленности «Украина». Предприятия пищевой промышленности представлены кондитерской фабрикой им. К. Маркса, мясо- и хлебокомбинатами, молочными заводами. Работают предприятия химической, деревообрабатывающей и других отраслей.

Киев — большой транспортный узел. Железными дорогами, речными, автомобильными магистралями и авиалиниями он связан со всеми городами республики.

Львов (667 тыс. чел.)— второй город в районе по количеству населения и развитию промышленности. Один из крупнейших научных и культурных центров. Индустрия города выросла за послевоенные годы. Здесь развито машиностроение (производство автобусов, автопогрузчиков, телевизоров, инструментов, сельскохозяйственных машин), а также отрасли пищевой и легкой промышленности (кондитерская, пивоваренная, швейная и др.). В городе много вузов, в том числе университет. Известен Львов своей архитектурой, музеями, театрами, памятниками старины, живописными парками.

Винница (313 тыс. чел.) — важный промышленный центр. Особенно вырос город за последние пять десятилетий. В промышленности ведущее место занимают машиностроение и металлообработка (заводы тракторного машиностроения, инструментальный, электротехнический, подшипниковый). Работают большой химзавод, предприятия пищевой промышленности (масложировой комбинат, мясокомбинат, кондитерская фабрика) и легкой.

Чернигов (238 тыс. чел.) — древний город. В нем много архитектурных памятников. Развита текстильная промышленность (меланжевый комбинат и производственное объединение «Химволокно»). Работают заводы — радиоприборов, ремонтный и др. Имеется несколько предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.

Черновцы. (218 тыс. чел.) — областной город на реке Прут. Крупный центр легкой промышленности (текстильной, галантерейной, трикотажной), машиностроения (производство оборудования для лёгкой и нефтяной промышленности, инструментов). В городе развита пищевая промышленность.

Есть университет, медицинский институт, ряд научно-исследовательских учреждений, музеи, много клубов и библиотек, театр.

Южный район

В состав района входят АР Крым, Николаевская, Одесская и Херсонская области, занимающие южную приморскую часть республики. Территория района — 113 тыс. кв. км.

Южный район омывается Черным и Азовским морями, которые являются удобными и важными транспортными путями для каботажных и международных сообщений. Моря богаты рыбой и водорослями. В Черном море водится около 180 видов рыб, есть дельфины, крабы, губки, моллюски. Из красных водорослей добывают агар-агар, который используют в пищевой промышленности. Мелководное Азовское море хорошо прогревается летом, что способствует развитию в нем планктона — корма для рыб. Благодаря этому море богато такими промысловыми рыбами, как судак, лещ, осетр, тарань, хамса и др. Моря образуют множество мелководных заливов — лиманов (Днепровский, Днестровский, Верезанский, Куяльницкий, Хаджибейский и т. д.). На побережье много мелководных озер. Вода в лиманах и озерах (особенно в Сиваше) богата солями натрия, калия, магния, которые используются в промышленности, а также лечебными грязями.

На побережье Черного и Азовского морей размещены санатории, дома отдыха, туристические базы. Охрана природных и хозяйственных ресурсов морей и их побережий — очень важное дело. Ныне проводятся действенные мероприятия по предупреждению вредного влияния промышленных и бытовых загрязнений этих морских водоемов.

Южный район менее заселен, чем другие экономические районы на территории республики. Почти 2/3 всего населения живет в городах. Все крупные города с населением свыше 100 тыс. чел., кроме Симферополя, находятся вблизи моря. Трудовыми ресурсами район обеспечен недостаточно.

Приморское положение, близость к Приднепровью и Донбассу, плодородные почвы и теплый климат, большие курортные ресурсы, наличие химического сырья озер и лиманов — все это в значительной степени повлияло на структуру промышленности и специализацию сельского хозяйства. Роль района в общесоюзном территориальном разделении труда определяют машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, производство зерна, подсолнечника, овощей, фруктов, винограда, курортное и портовое хозяйство.

В машиностроении самое важное значение имеют судостроение, сельскохозяйственное машиностроение и станкостроение. Центры судостроения — Николаев и Херсон. Сельскохозяйственные машины производят заводы в Одессе и Херсоне, различные станки (автоматы с программированным управлением и др.)— в Одессе. Технологическое оборудование для пищевой промышленности выпускают машиностроительные заводы Симферополя, Одессы и Николаева. Новые производства — радиотехническое, электротехническое — созданы в Симферополе, Новой Каховке, Николаеве.

Важную роль в общесоюзном производстве играет пищевая промышленность района. В валовой продукции промышленности она занимает первое место. Из местного сельскохозяйственного сырья вырабатывают плодоовощные консервы, вина и коньяки, подсолнечное и эфирное масло. Крупные консервные комбинаты работают в Херсоне, Симферополе, Одессе и Измаиле, винодельные объединения — в Крыму («Массандра» и «Золотая балка»). В приморских городах и поселках развита рыбная промышленность. Рыболовный флот и китобойная флотилия ведут промысел в Атлантическом и Индийском океанах, Антарктике; местный рыболовный флот — в Черном и Азовском морях.

Легкая промышленность выпускает хлопчатобумажные и шерстяные ткани, трикотажные, пенько-джутовые и другие изделия, обувь. Основные центры легкой промышленности — Одесса, Херсон, Николаев, Симферополь, Евпатория и Феодосия. В народнохозяйственном комплексе повышается роль химической промышленности, выпускающей фосфатные удобрения, ядохимикаты, бром, лаки, краски и пр. Работает Крымский завод двуокиси титана.

Сельское хозяйство — очень важная составная народнохозяйственного комплекса района. Оно тесно связано с промышленностью, особенно пищевой. Южный район — крупная зерновая база. Здесь выращивают ценные сорта озимой пшеницы, кукурузы, ячменя, в некоторых районах — рис. Важными техническими культурами являются подсолнечник, эфиромасличные, табак, в северной части Одесской и Николаевской областей — сахарная свекла. Это — самый большой в республике район виноградарства. Межрайонное значение имеют овощеводство, садоводство и бахчеводство. Дальнейшей интенсификации земледелия способствует развитие орошения земель. Уже теперь в районе орошается около 800 тыс. га.

В животноводстве ведущую роль играет скотоводство молочно-мясного направления. Его продукцией обеспечиваются местное население и многочисленные курорты. По развитию овцеводства район занимает первое место в республике. Здесь разводят тонкорунных и полутонкорунных овец. Сформировались специализированные виноградно-винодельческий, плодоовоще-консервный, масличный, эфиромасличный, мясо-промышленный, молоко-промышленный комплексы.

Транспортная система района объединяет все виды транспорта. Морской транспорт имеет союзное значение. Через порты Одесса, Ильичевск, Николаев, Херсон, Керчь и другие осуществляются торговые связи Украины со многими зарубежными странами, а также экономические связи с другими районами.

Курортное хозяйство района очень важно для Украины. Особое значение имеют Крымская и Одесская группы курортов. Всемирно известные здравницы Южного берега Крыма. Центром их является Ялта.

Южный экономический район имеет широкие экономические связи со многими районами Украины. В соответствии с народнохозяйственной специализацией район вывозит железную руду, флюсы, сельскохозяйственные машины, станки, рыбные изделия, хлопчатобумажные ткани, сельскохозяйственные продукты; ввозит нефть, нефтепродукты, каменный уголь, металл, ткани, пиломатериалы.

Быстро растет рыбная промышленность.

Большое внимание уделяется развитию агропромышленного комплекса. Сооружаются оросительные системы. Увеличиваются мощности промышленных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. Расширяется курортное хозяйство: строятся новые здравницы, дома отдыха, осваиваются новые курортные районы, улучшается бытовое и культурное обслуживание отдыхающих.

Города. Одесса (свыше 1 млн. чел.) — город-герой, крупнейший индустриальный, транспортный и научный центр района. Основные отрасли промышленности — машиностроение и металлообработка. На заводах Одессы изготовляют станки, тракторные плуги, киноаппаратуру, подъемные краны, полиграфические машины и т. д. Химическая промышленность выпускает суперфосфат, пластмассы, краски, медицинские препараты. Есть много предприятий пищевой и легкой промышленности.

Одесса — главный на Черном море порт, работающий круглый год. В городе действуют Южный научный центр Академии наук Украины, много высших учебных заведений, театров, музеев, киностудия.

Николаев (441 тыс. чел.) — второй по величине город района, речной и морской порт. Николаев находится на берегу Бугского лимана. Это крупный центр морского судостроения. Машиностроительные заводы города выпускают подъемно-транспортное, мельничное и элеваторное оборудование, дорожные машины, гидроаппаратуру. Развита легкая и пищевая промышленность. Работают трикотажный, парфюмерно-косметический комбинаты, имеется судостроительный и другие институты.

Херсон (319 тыс. чел.) — крупный индустриальный и транспортный центр. Находится на правом берегу Днепра, в 25 км от моря. Ведущие отрасли промышленности — судостроение, производство кукурузоуборочных комбайнов, переработка нефти. В городе есть хлопчатобумажный, кожевенно-обувный, плодоовощеконсервный комбинаты.

Симферополь (302 тыс. чел.) — столица АР Крым. Заводы этого города выпускают телевизоры, электронные приборы, оборудование для консервной и винодельческой промышленности. Развита пищевая промышленность — плодоовощеконсервная, винодельческая, эфиромасличная. В городе изготовляют пластмассы и продукцию бытовой химии. Крупный узел пассажирских сообщений. Авиалиниями и железными дорогами Симферополь связан со многими городами Украины. Работает горная троллейбусная трасса Симферополь — Алушта — Ялта.

Севастополь и Керчь — города-герои, жители которых и воины покрыли себя неувядаемой славой, защищая Родину от иностранных захватчиков. Значительные промышленные и культурные центры Южного экономического района.


Содержание

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Промышленность | Підприємець - ключова фігура ринкової економіки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.