Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение и взаимное восприятие партнеров




Общение как условие личностного роста

Жизненные стратегии человека

Личностный рост важен для человека не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стра­тегию. Жизненная стратегия — это жизненная программа, «сценарий» о счастье, который есть у каждого человека; это система ценностей и целей, реализация которых, со­гласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее успешной (в понимании самого человека). В качестве основных показателей эффективности стратегии жизни человека выступают не конкретные достижения, а удовлетворенность жизнью и психическое здоровье.

Конкретные стратегии могут быть самыми разными, но выделяют две группы жизненных стратегий, основан­ных на преобладании внутренних и внешних стремлений.

1гр.Внешние стратегии связаны со стремлением человека мак­симально быстро и просто адаптироваться к внешней среде. В этом случае человек старается как можно лучше соответ­ствовать ролевым ожиданиям, господствующим социальным ценностям и требованиям, т. е. быть таким, каким хотят его видеть окружающие. Главный вопрос, который он ре­шает — как жить, как найти смысл в той жизни, которой он живет (если вообще задумывается о смысле жизни).Оценки успешности жизни зависят от других людей, осно­ваны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность.

2.гр.Внутренние стратегии базируются на ценностях лич­ностного роста, развития, душевного и духовного здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Эти стратегии связанны не столько с адаптацией, сколько с самореализа­цией человека в мире. Главный вопрос для него — для чего жить. Такой человек стремится привести жизнь в соответ­ствие со своим смыслом.

В реальной жизни скорее встречаются стратегии сме­шанных типов. Большинство людей стремится и к благопо­лучию, и к успеху, и к самореализации, хотя соотношение этих стратегий в каждой конкретной жизни (и в разные ее периоды) может быть различным.

Как правильно сказано в известном стихотворении Ю. Левитанского:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Посох для пути и меч для битвы,

Время для борьбы и для молитвы

Каждый выбирает для себя.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познава­тельного или эмоционально-оценочного характера. При общении происходит влияние и воздействие на поведение, с остояние, установки партнера. Это воздействие всегда вза­имно, хотя может быть не равномерным, т. е. один из парт­неров может влиять на другого относительно сильнее.

Обычно общение включено в практическую совместную деятельность людей — совместные труд, учение, игру и т. п. Однако процесс общения может обособиться в отдельную деятельность тогда, когда он удовлетворяет особую челове­ческую потребность в контакте и взаимопонимании с дру­гими людьми.

Стремление к общению — один из ведущих мотивов, побуждающих человека к деятельности. Общение как вся­кая деятельность, включает в себя специфическую мотива­цию и конкретную цель акта общения, содержание, опера­ционально-технические средства (устную и письменную речь, жесты, специальные знаки, изображения и т. п.), а также сознательный и бессознательный контроль.

Развитие личности в любом возрасте тесно связано с процессом общения. Нарушение общения вызывает изме­нения в личности, а любые личностные трудности и, тем более патология личности, обязательно проявляются в из­менениях общения. Эту связь используют в психодиагнос­тике и психотерапии — наблюдая общение, можно судить об особенностях личности, а влияя на процесс общения (например, в специальных тренинговых группах, в устой­чивом коллективе или в семье), можно положительно воздействовать на личность и ее личностный рост. Навы­ки общения человек приобретает в личном опыте в течение всей жизни. Но часто этого опыта бывает не достаточно. Выработка оптимальных навыков эффективного обще­ния — одна из задач социально-психологического тренинга. Если профессия человека требует постоянного интенсивно­го общения (например, социальная работа), то ему необхо­димы и специальные навыки профессионального общения, которые тоже должны прорабатываться на тренинговых занятиях.

В процессе общения человек воспринимает другого и одновременно стремится произвести на партнера опреде­ленное впечатление. Восприятие и построение образа самого себя и партнера в процессе общения во многом определяют его протекание. Для того чтобы лучше разобраться в про­цессе общения и его влиянии на личность, необходимо по­нять, что оно не сводится к его видимой, внешней стороне.

Когда люди вступают в диалог, у каждого из них есть собственный «Я-образ» и образ партнера (назовем его по аналогии «Ты-образ»). Причем, как правило, каждый чело­век бывает уверен, что хорошо понимает своего партнера по диалогу, т. е. его «Ты-образ» соответствует реальности. Кроме того, человек часто надеется, что партнер понимает его, т. е. может рассмотреть «Я-образ».

На самом деле это не так. Как уже было написано выше в разделе 2.1, даже собственный «Я-образ» не полностью соответствует действительности. «Ты-образ», во-первых, неизбежно не полон, так как человек не может иметь со­вершенно полной информации о внутреннем мире другого. Во-вторых, строя «Ты-образ», человек неизбежно привносит в него что-то от себя. Так, например, добрые люди склонны переоценивать доброту других, а лгуны уверены, что все лгут даже больше, чем они сами.

Таким образом, каждый из партнеров по общению об­ращается из своего «Я-образа» к «Ты-образу» другого. Поскольку эти образы никогда не совпадают, некоторое не­понимание неизбежно. Однако есть фактор, который может облегчить взаимопонимание или, наоборот, затруднить его. Этот объективный внешний фактор — социальная норма или мнение авторитета. Его присутствие отражается в реп­ликах типа: «Я делаю (или думаю) как все нормальные люди», «Это же так естественно...» Каждый из участников общения считает себя уникальной личностью, отличаю­щейся ото всех, но все-таки постоянно сверяет свое и чу­жое поведение с социальной нормой. Поэтому важнейшие условия успешности общения — сходное представление о социальных нормах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.