Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности товарного рынка

Понятие, экономическое содержание и классификация рынков

Тема 2. Суть и характеристика товарного рынка

Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины.

Вопросы:

1. Предмет дисциплины.

2. Метод дисциплины.

3. Задачи дисциплины.

 

В современной экономической ситуации особая роль отводится товарному рынку, который отображает взаимодействие всех звеньев в процессе движения товара.

Функционирующая система товарного рынка владеет собственной инфраструктурой, что является обязательным компонентом рыночной экономики.

Инфраструктура товарного рынка является совокупностью организационно правовых форм, которые опосредствуют движение материальных ресурсов и делового отношения и связывают эти отношения в единое целое.

Инфраструктура товарного рынка оказывает содействие взаимодействию между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько четким есть этот механизм, в значительной мере зависит эффективность функционирования всей экономики страны.

Элементы инфраструктуры товарного рынка является объективной необходимостью рыночных отношений, значение их возрастает в меру развития и усовершенствование этих отношений.

Целью дисциплины является усвоение знаний и теории развития инфраструктуры товарного рынка, управление деятельностью предприятия в отрасли продвижения, хранения и продажи товаров и услуг, удовлетворение нужд потребителей.

Задачи, решаемые в курсе дисциплины «Инфраструктура товарного рынка», следующие: предоставление знаний о сущности инфраструктуры товарного рынка и её роль в рыночной экономике, организацию и планирование деятельности предприятий на рынке, систему показателей инфраструктуры товарного рынка и методы их формирования; приобретение умений самостоятельно выполнять технико-экономические расчёты, связанные с анализом и обоснованием эффективного функционирования и развития инфраструктуры товарного рынка.

Предметом дисциплины является деятельность субъектов инфраструктуры товарного рынка по обеспечению эффективного функционирования сферы оборота.

Вопросы:

1. Понятие, экономическое содержание и классификация рынков.

2. Особенности товарного рынка.

3. Формы и методы регулирования товарного рынка.

 

Рыночная экономика является такой формой организации экономической жизни общества, в котором производители и потребители взаимодействуют с помощью рынка.

Рынок - это механизм формирования и движения воспроизведенных процессов, форма связи производства и потребления, а также разных видов коммерческо-хозяйственной деятельности с помощью купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы, технологий, информации и т.п..

Обязательным условием рынка является обмен товарами или услугами. Для того чтобы осуществился обмен, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сторон, которые вступают в обмен, должно быть как минимум две - продавец и покупатель.

2. Каждая сторона должна иметь в своем распоряжении что-то такое, что могло бы заинтересовать другую сторону.

3. Каждая сторона должна быть способной осуществить коммуникацию и доставку своего товара.

4. Каждая сторона должна быть свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желании иметь дело с другой стороной.

При классификации рынков за территориальным признаком выделяют четыре следующие типа рынков:

1.) внутренний;

2.) национальный;

3.) региональный;

4.) мировой.

1. Внутренний (местный) рынок охватывает сферу обмена, ограниченную границами конкретной страны. Ее участниками есть как местные предприниматели, так и фирмы и организации других стран.

2. Национальный рынок (отечественный или зарубежный) - это сфера осуществления внутренне- и внешнеторговых сделок.

3. Региональный рынок - это сфера осуществления и межрегиональных торговых операций. Региональный рынок может быть самообеспеченным, частично обеспеченным и полностью зависимым от ввоза товаров.

4. Мировой рынок - это совокупность национальных рынков.

По характеру и уровню спроса и предложения на рынке различают два следующие типа рынка:

1) рынок продавца - спрос превышает предложение;

2) рынок покупателя - предложение превышает спрос.

1. Рынок продавца характеризуется ограниченностью товарного ассортимента и количественного предложения товара - дефицитом. Это побуждает покупателя покупать то, что предлагает продавец, не выдвигая особых требований к качеству и технико-экономическим характеристикам товара.

2. Рынок покупателя характеризуется наличием широкого ассортимента товаров, которые выпускаются разными производителями, который порождает конкуренцию между продавцами изделий, которые удовлетворяют одни и те же потребности покупателей.

В зависимости от вида потребителей различают два следующие типа рынков:

1) потребительские;

2) организационные рынки, или рынки организаций.

1. Потребительские рынки - это совокупность индивидов и семей, которые покупают товары и услуги для личного потребления. Рынки потребительских товаров характеризуются наличием массового потребителя, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой.

2. Организационные рынки, или рынки организаций, которые, в свою очередь, делятся на следующие виды рынков.

Рынки продукции производственно-технического назначения, которые являются совокупностью организаций и частных лиц, которые покупают товары и услуги, используемые при производстве других продуктов.

Рынки перепродаж - это совокупность организаций и индивидуальных лиц, которые покупают товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду.

Рынки государственных учреждений, на которые государственные учреждения всех уровней покупают или арендуют товары и услуги для выполнения своих функций.

В зависимости от степени привлечения потребителя в процесс продаж выделяют пять следующих типов рынков:

1) потенциальный рынок;

2) доступный рынок;

3) квалифицированный доступный рынок;

4) целевой рынок;

5) освоенный рынок.

1. Потенциальный рынок - это совокупность потребителей, которые проявляют некоторый интерес к определенному продукту.

2. Доступный рынок - это группа потребителей, которые имеют интерес, средства и доступ к определенному продукту.

3. Квалифицированный доступный рынок - это совокупность потребителей, которые имеют интерес, средства и доступ к рынку и удовлетворяют законодательным требованиям (например, вековые ограничения на управление автомобилем).

4. Освоенный рынок - это совокупность потребителей, которые уже купили какой-либо продукт.

 

Товарный рынок - это сфера товарного обмена, где с помощью купли-продажи товаров реализуются общественные нужды. Основным объектом коммерческо-хозяйственных взаимоотношений между субъектами товарного рынка выступает товар в виде конкретного изделия, материала, услуги, идеи и т.п.

Товар - это продукт работы, предназначенный для определенных потребителей, т.е. изготовленный с целью продажи тем, кто нуждается.

Субъектами товарного рынка выступают:

1) продавцы - производители; торговые посредники; государственное и социально-бытовое учреждения; общественные учреждения и ассоциации; население;

2) покупатели - производственные потребители, в частности те, что перерабатывают товары на другой продукт; торговые посредники; конечные массовые потребители товара - социально-бытовые учреждения и учреждения культуры, общественные учреждения и ассоциации, государственные учреждения; индивидуальные конечные потребители - население.

Необходимо различать две категории продавцов и покупателей - индивидуальные и массовые:

индивидуальные продавцы, к которым принадлежат отдельные индивидуумы и их семьи, которые не создали зарегистрированного производственного или торгового предприятия;

массовые продавцы - есть любые предприятия и фирмы, которые сбывают товар собственного производства, перепродают товар, предоставляют платные услуги;

индивидуальные покупатели, к которым принадлежат отдельные индивидуумы и семьи, которые покупают товар для дальнейшей перепродажи или собственного потребления;

массовые покупатели, т.е. любые предприятия, фирмы, организации и учреждения, которые покупают товар для перепродажи или потребления.

Практика рыночной экономики показывает, что товарный рынок имеет существенные преимущества:

1) препятствует монополизации в производстве и обращении товаров;

2) объединяет интересы продавцов и потребителей без какого-нибудь давления на любую из сторон;

3) освобождает экономику от товарного дефицита, который противоречит интересам (общества)

4) расширяет возможности субъектов предпринимательской деятельности;

5) заинтересовывает производителей в удовлетворении нужд, которые выражаются через спрос.

Товарный рынок является совокупностью процессов, в результате которых осуществляется купля-продажа и обмен товаров, и потребитель получает то, в чем он нуждается. В основу этих процессов положена модель товарного рынка, основными компонентами которой есть: потребность, спрос, предложение, продукт (товар), цена, операция, обмен (рис. 2.1.).

 

 

 

Рис. 2.1. Компоненты модели товарного рынка

 

Потребность - это необходимость в товарах, которая определяется экономическим и социальным уровнем людей, а также культурными, географическими, историческими и другими факторами.

Спрос означает желание, намерение покупателей приобрести данный товар, и ограничивается их покупательной способностью.

Предложение является сосредоточенной массой товаров, которые поступают на рынок с целью продажи.

Продукт (товар) по своей природе имеет определенные свойства, которые удовлетворяют конкретные нужды покупателей.

Цена - это стоимость произведенного товара и затраты на его продвижение к покупателю, выраженные в деньгах; она может колебаться в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также динамики рыночных цен.

Операции - действия относительно установления соглашения между двумя и больше заинтересованными сторонами в осуществлении купли-продажи продукции.

Обмен - акт получения желаемого продукта.

Элементы модели товарного рынка связаны между собой соответствующей зависимостью.

Нужды формулируются в конкретные желания, которые с учетом предложения и денежных возможностей покупателей трансформируются в спрос на товары, осуществляется купля-продажа, которая оформляется как торгово-коммерческая операция и обмен. В этом понимании рынок выступает как целостная система, которая обеспечивает:

1) формирование ассортиментной политики и объема выпуска продукции;

2) распределение ее между конкретными рынками;

3) установление цены;

4) стимулирование сбыта товаров.

Товарный рынок характеризуется следующими основными признаками: потенциал, привлекательность, доступность и стабильность.

Потенциал рынка - это, прежде всего, его объем (величина спроса), темпы роста, предельный уровень спроса.

Привлекательность рынка выражается в постоянно нарастающем потоке обновленных и новых товаров с высшими потребительскими свойствами (технико-экономическими параметрами), что означает постоянное повышение конкурентоспособности товаров и рост престижа рынка.

Доступность рынка обусловливается созданием благоприятной рыночной среды и стимулированием поддержки объективных нужд и покупательной способности потребителей. Мероприятия, которые при этом употребляются, должны отвечать направлению и целям конкретных рынков товаров.

Стабильность рынка зависит от конъюнктурных факторов, конкурентной среды, инфляционных проявлений и определяется:

структурой предложения относительно товаров и ее количественным выражением;

степенью обновления торговой номенклатуры;

удовлетворенностью спроса на товары;

соотношением цены изделия и эффекта полезности от его использования.

Характер приобретения и потребление этих товаров существенным образом различается по мотивам и способами.

В процессе движения от производителя до потребителя определенное количество товарной массы сосредоточиваются на составах готовой продукции производителя; в пунктах отправления и назначения; на транспортных средствах; на составах посреднических организаций и у потребителей. Товар здесь располагается не хаотически, а согласно признакам, воплощенным в понятие "ассортименты".

Ассортиментами называется определенная совокупность товаров, перечень их разных видов, сортов, объединенных за каким-нибудь признаком.

ассортименты имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения покупательного спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка.

Ассортимент товаров характеризуется широтой, полнотой, глубиной, степенью обновления, структурой.

Широта ассортимента определяется количеством разных товаров или групп, предложенных на рынке.

Глубина ассортиментов является количеством разновидностей конкретного вида изделий и количеством позиций в каждой группе товаров.

Полнота ассортиментов определяется отношением фактического количества разновидностей товара к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом или спецификацией (например, спецификация предусматривает 6 разновидностей товара, а фактически в продажу поступило 4, значит, полнота ассортиментов составляет 0,66).

Степень обновления ассортиментов означает удельный вес новых изделий в общем объеме изделий, которые поступили в продажу (например, мелкооптовый магазин реализует 25 видов парфюмерной продукции, из них 7 новых, таких, что раньше не продавались. Отсюда, степень обновления ассортиментов составляет 0,28).

Современные рыночные отношения требуют постоянного обновления товарного предложения, поэтому довольно актуальным есть задачи изготовления и выпуска на рынок новых товаров. Новизна товарной продукции оценивается с помощью системы разных критериев: товарных (потребительские возможности, технические характеристики, качество, дизайн, цена); рыночных (конкурентоспособность, перспектива развития); производственно-сбытовых (прогрессивные технологии, новое сырье и материалы).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контрольні запитання. де qт і - одиничний показник конкурентоспроможності за і-м технічним параметром; | Формы и методы регулирования товарного рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.