Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и принципы воспитания детей с нарушениями зрения




По своим целям и задачам воспитание детей с нарушениями зрения совпадает с общими принципами педагогики. Общие задачи воспитания сочетаются со специальными задачами, связанными с преодолением, коррекцией и компенсацией первичных и вторичных отклонений в развитии детей. Среди основных задач можно назвать следующие: дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности; воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания и культуры поведения; приучение ребёнка к жизни и работе в коллективе; учёт индивидуальных и возрастных особенностей развития ребёнка при осуществлении воспитания.

Можно выделить ряд принципов коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с нарушениями зрения.

Превентивная (предупреждающая) направленность коррекционной работы. Данная направленность позволяет решать задачи опережающего характера по предотвращению отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. Успешность коррекционной работы в этом случае зависит от сроков выявления зрительной патологии и своевременной организации коррекционной помощи в семье или в условиях специального дошкольного учреждения. При этом важно спрогнозировать результаты коррекционно-компенсаторной помощи в развитии и становлении личности ребёнка не только на ближайшее будущее, но, исходя из прогноза восстановления, сохранения и развития зрения, определить дальнейшие перспективы его социальной адаптации, абилитации или реабилитации.

Принцип пропедевтической направленности коррекционной работы. Осуществление его позволяет подготовить ребёнка с нарушением зрения к различным видам детской деятельности: игре, занятиям, труду. В связи с тем, что у детей с нарушением зрения существуют специфические трудности чувственной ориентировки, необходимо обеспечить им различные социально-адаптивные способы ориентации в окружающем мире. Например, применительно к овладению рисованием, необходим пропедевтический курс обучения детей навыкам обследования натуры, постановки руки, формообразующих движений. Таким образом, формируются те социально-адаптивные навыки, которые позволяют детям, занимаясь той или иной конкретной деятельностью, успешно опираться на сохранные анализаторы, речь и мышление.

Такие же пропедевтические курсы необходимы для подведения ребёнка с нарушением зрения к игре, когда его следует научить игровым, ролевым действиям, развить представление об окружающем мире для сюжетного обогащения игры.

Таким образом, пропедевтическое значение коррекционной работы состоит в сближении ребёнка с нарушением зрения с окружающим миром, в подготовке к обучению, воспитанию у него специальных социально-адаптивных способов ориентации при овладении теми или иными знаниями, навыками и умениями. Без пропедевтической работы детям с нарушением зрения невозможно в полном объёме, соответственно возрастным возможностям овладеть знаниями, войти в общеобразовательный процесс.

Принцип преобразующей, трансформирующей направленности коррекционной работы. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные знания, навыки и умения, основанные нВ перестроенном взаимодействии всех психических функций, и недостаточность зрения восполняется за счёт полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, т. е. когда активируется и расширяется роль и значение других психических функций.

Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе. Коррекционная работа организуется с каждой группой детей, в зависимости от степени выраженности зрительного дефекта, характера зрения и уровня развития познавательных возможностей.

Следует выделить группу слепых и слабовидящих, а также детей с косоглазием и амблиопией, поскольку у последних наблюдаются свои специфические трудности ориентации в окружающем мире и способах познания.

Принцип оптимальной информационной направленности коррекционной работы. Все формы и средства коррекционной работы должны служить обеспечению наиболее полного общения и самопроявления ребёнка на основе его возможностей, потребностей и склонностей. Познавательный процесс у ребёнка с патологией зрения значительно обеднён. Именно в этих условиях информационный дидактический материал может иметь большое коррегирующее влияние. Предоставление информации в форме, доступной для ребёнка, является важным условием успешности его социальной адаптации. Критерием доступности и целесообразности информационного содержания коррекционной работы является его адекватность познавательным возможностям ребёнка с нарушенным зрением. В результате соответствующей коррекционной работы у ребёнка возрастают адаптивные качества.

Принцип единства педагога и ребёнка. Данный принцип включает такие критерии, как: адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребёнка с нарушением зрения; оптимальная направленность коррекционной работы и её процессов на достижение объективно обоснованных целей; обеспеченность практического взаимодействия ребёнка с реальным миром. Особое значение для коррекционного воздействия имеет взаимопонимание между педагогом и ребёнком. Педагогу необходимо внимательно изучать ребёнка и помогать ему в процессе организованной деятельности, которая строится с учётом его интересов, склонностей и познавательных возможностей. Эмоциональный комфорт ребёнка в большей мере зависит от степени его доверия к педагогу как главному посреднику между ним и окружающей действительностью.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.