Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие воспитателя и тифлопедагога в процессе коррекционно-педагогической работы




Для осуществления продуктивной целенаправленной коррекционно-педагогической работы в ДОУ для детей с нарушениями зрения необходимо обеспечить взаимосвязь в работе тифлопедагога и воспитателя, так как именно эти члены педагогического коллектива проводят разностороннюю работу с детьми данной группы. Это взаимодействие реализуется в таких сторонах их деятельности, как организация изучения детей группы, тщательный анализ программ по различным разделам воспитания и обучения, перспективное и ежедневное планирование, взаимопосещения и анализ занятий, проведение комплексных занятий, организация досуга и развлечений детей, работа с родителями.

Основные направления совместной работы тифлопедагога и воспитателя.

Начиная с этапа комплектования группы, до прихода детей в детский сад, тифлопедагог и воспитатели разрабатывают и осуществляют оснащение педагогического процесса дидактическими средствами, создают условия, необходимые для воспитания и обучения детей. С этой целью продумывается рациональное размещение оборудования в классе, оснащение игровых уголков, в зависимости от возраста детей размещение спортивного, трудового инвентаря. Особое значение придаётся специальным средствам, необходимым для коррекционной работы: специализированные игрушки для слепых детей, сигнальные предметы для ориентации слабовидящих детей.

Совместное психолого-педагогическое изучение детей предполагает участие в его проведении воспитателей, тифлопедагога, психолога. Целью первичного обследования является изучение особенностей физического и моторного развития детей, уровня развития познавательной деятельности, сформированности разных видов детской деятельности, каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребёнка. Тифлопедагог координирует деятельность других специалистов, согласовывает с ними формы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребёнка.

Совместное планирование работы. Взаимодействие в работе тифлопедагога и воспитателей особенно полно проявляется в анализе программ и осуществлении ежедневного и перспективного планирования. Прежде всего определяются основные задачи воспитания и обучения детей данной возрастной группы и конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это даёт основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность методов и приёмов работы. Обеспечение сквозной тематики по ряду разделов помогает обеспечить усвоение материала в разных видах деятельности, обеспечить связь наглядных и практических методов со словесными. Воспитатель и тифлопедагог могут установить тематическую связь между разделами: «игра», «изобразительная деятельность», «ознакомление с окружающим», «развитие речи». Например, тема «игрушки» в младшей группе предполагает знакомство со свойствами и назначением игрушек в процессе ознакомления с окружающим, организацию дидактических игр и обыгрывание игрушек на занятиях по игре, уточнение свойств, частей игрушек в ходе рисования. На занятиях по развитию речи происходит уточнение значения и структуры слов, обозначающих игрушки, формируется умение воспринимать их слухо-зрительно. Воспитатель использует преимущественно наглядные (демонстрацию предметов, наблюдения за объектами природы, рассматривание картинок, просмотр мультфильмов и др.) и практические (рисование, лепка, конструирование, обыгрывание игрушек, дидактические игры) методы в сочетании со словесными.

Важным аспектом работы воспитателей и тифлопедагога является создание зрительной среды, которая предполагает дифференцированный подход в предметно-игровой среде в зависимости от структуры зрительного дефекта, возраста, уровня общего психического развития и степени педагогической запущенности.

В ежедневной работе связь тифлопедагога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведения занятий и организации свободной деятельности, взаимопосещениях, проведении комплексных занятий. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где могут быть объединены усилия тифлопедагога и воспитателя.

Одной из форм совместной деятельности тифлопедагога, воспитателей и музыкального руководителя является организация праздников и развлечений. Это проведение дней рождения детей в группе, организация театрализованных игр, приглашение детей другой группы на постановку сказки. Тифлопедагог и воспитатель принимают участие в разработке сценария, утренника или другого мероприятия, которое предлагает музыкальный руководитель, обсуждают его содержание с точки зрения возможности участия в нём каждого ребёнка. Тифлопедагог подбирает наглядный и речевой материал с учётом возможностей детей. Воспитатель готовит подвижные игры, шутки, фокусы, помогает детям разучить танцы и песенки.

Тифлопедагог и воспитатели осуществляют работу с родителями, которую надо вести систематически и целенаправленно; проводят родительские собрания, круглые столы, консультации, открытые занятия, выставки детских работ, праздники, уголки для родителей и т. д. Тифлопедагог и воспитатель совместно обсуждают планы работы с родителями, намечают участие каждого педагога в разных мероприятиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.