Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическое управление и его особенности




Сод. Модуль 12. Стратегическое управление.

2ч.

План.

1. Стратегическое управление и его особенности

2. Процесс стратегического управления

3. Стратегическое планирование и его процесс

СОДЕРЖАНИЕ

Сам термин "стратегия" вошел в число управленческих понятий в конце 50-х годов XX столетия, когда все чаще стали возникать проблемы адекватного реагирования на неожиданные изменения во внешней среде. В таких условиях обращение к стратегии стало жизненно необходимым не только в военном деле, откуда и произошел сам термин "стратегия", но и в сферах экономики, социальной жизни, политического развития, научно-технического прогресса. Оказавшись перед лицом внезапных и многообразных, чаще всего непредвиденных изменений, управленческие структуры в различных сферах деятельности должны были решать две чрезвычайно трудные проблемы:

1) выбрать оптимальное направление развития из многочисленных альтернатив, которые с трудом поддаются оценке;

2) направить усилия управляемой подсистемы (объекта управления) в нужное русло.

Ответ на эти вопросы составляет сущность выработки реализации стратегии. Стратегия (гр.stratos — «войско») - это рычаг, позволяющий производить фундаментальные изменения организационной системы. Сама же стратегия представляет собой системный подход к определению цели развития определенной социальной системы, формулированию вытекающих из нее задач, выявлению необходимых для их решения людских, материальных и иных ресурсов, а также к определению последовательности этапов (шагов) на пути к достижению стратегической цели.

Когда Маргарет Тэтчер приступила к реформе государственной службы в Великобритании, команде ее советников удалось найти и использовать ряд важных рычагов:

• приватизация государственных функций, которые могут лучше выполняться частным бизнесом на конкурентном рынке;

• разделение политики и администрирования;

• заключение исполнительских контрактов (с условием достижения конкретных результатов);

• делегирование властных полномочий организациям, ответственным за исполнение работ;

• конкуренция между государственными и частными организациями;

• подотчетность потребителям услуг через рыночный выбор, учреждение стандартов качества услуг, компенсации потребителям.

С помощью данных рычагов они (советники) «перевернули» административную систему, т. е. радикально изменили саму среду, в которой действуют государственные учреждения и чиновники. Стратегия - это своеобразный код, программирующий развитие организации. Измените такой код и вы получите качественно новые свойства государственного учреждения.

Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее наличного состояния в желаемое заказчиком будущее состояние. Стратегия является долгосрочной целью администрации, фокусом для повседневных действий. Она обеспечивает влияние будущего на нынешние решения. Поэтому стратегическое управление как бы перекидывает мост в будущее, способствует переходу организации от традиционной, подвластной модели к современной, автономной.

Этот переход обусловлен существенными изменениями во внешней (социальной) среде. 1) В ситуации, когда внешняя среда стабильна для организации, типичен приростный стиль поведения, характеризующийся постановкой целей «от достигнутого». Такое поведение исповедуют традиционные организации. 2) В ситуации внешней неопределенности для организации типичен предпринимательский стиль поведения, устремленный к непрерывной цепи изменений, поскольку именно в этом организация видит будущий успех.

Стратегическое управление, представляет собой процесс последовательных действий организации по разработке и реализации стратегии. Основными конечными продуктами стратегического управления выделяют качество человеческих ресурсов и структурные изменения, обеспечивающие жизнеспособность организации в условиях перемен.

Стратегическое управление обладает несколькими отличительными особенностями:

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он завершается установкой общих направлений, продвижение которых обеспечит развитие и укрепление позиций социальной или экономической системы (страны, фирмы, коллектива и т.п.).

2. Сформулированная стратегия используется для разработки стратегических проектов и планов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание управляющей подсистемы на определенных секторах деятельности и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегической целью.

3. В процессе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые открываются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной неполной информацией о различных альтернативах.

4. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

5. В процессе отбора проектов, связанных со стратегическим управлением, необходимо проводить различие между стратегией и ориентиром. Ориентиры представляют собой цель, которую стремится достичь управляемая подсистема, а стратегия - средство определения цели и путей ее достижения. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не окажется таковой, если ориентиры системы изменились.

6. Стратегия и ориентиры взаимосвязаны как в отдельные моменты, так и на различных уровнях структурирования системы или организации. Например, некоторые параметры эффективности (скажем, доля рынка) в один момент и в одних условиях будут служить фирме ориентирами, а в других - станут ее стратегией. Поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри системы (организации), возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Примером успешного применения стратегического управления в сфере производства является стратегия, разработанная главой знаменитой американской автомобильной корпорации "Крайслер" Ли Якокой и воплощенная в новом направлении развития данной корпорации. Именно осуществление этой стратегии дало возможность создать новые, пользующиеся спросом и популярностью модели автомобилей, расширить деятельность по маркетингу и восстановить пошатнувшуюся было устойчивость прибыльности "Крайслера".

Специфические особенности стратегического управления заключаются в том, что вместо предшествующего управления на основе контроля за исполнением, при котором реакция управляемой системы на изменения появляется после совершения событий, а будущее состояние предсказывается на основе экстраполяции прошлых тенденций, возникает принципиально новая стратегия управления, основанная на предвидении возможных изменений и будущих тенденций, которая, судя по некоторым признакам, неизбежно проявляется, а также на основе гибких экстренных решений, варьируемых в зависимости от изменения сложившихся тенденций.

Стратегическое управление представляет собой процесс, направленный на осуществление миссии данной социальной системы (организации) на основе предвидения возможных изменений и будущих, тенденций развития, формулирование ее целей, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют добиваться поставленных целей.

Рассмотрим матрицу стратегического управления, т. е. организационную модель, которая содержит инструментарий анализа трех групп факторов эффективного управления: политика, организация, персонал, и сфокусирована на трех группах параметров: технических, административных и культурных.

 

 

Параметры Факторы
Политика Организация Персонал
Технические Цели и подходы Задачи и обязанности Квалификация
Администра­тивные Стиль Принятие решений Самостоятель­ность
Культурные Культура организации Сотрудничество Служебные отношения

Рис. Матрица стратегического управления

Как видно, организационная модель организации представляет собой матрицу, состоящую из девяти ячеек факторов, между которыми имеется определенная связь.

С помощью матрицы проводятся замеры основных параметров организации, что позволяет выявить проблемы ее функционирования и определить приоритеты политики, совершенствования организации и улучшения работы с персоналом.

Политика — это деятельность руководства, связанная с определением целей и подходов к их достижению, выработкой соответствующего стиля, совместных ценностей, культуры.

Организация — это деятельность, преобразующая политику в практику. Она включает постановку задач и служебных обязанностей, процесс принятия решений, координацию действий работников по их выполнению.

Персонал — имеется в виду деятельность организации по управлению персоналом, т. е. процессы отбора квалифицированных кадров, повышения уровня их самостоятельности, улучшения служебных отношений и др. В системе работы с персоналом особое значение имеет принцип карьеры, обеспечивающий политический нейтралитет и профессионализм чиновников в сочетании с их правовой защитой.

на начало лекции

СОДЕРЖАНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.