Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития произносительной стороны речи у детей




Образование звуков речи (артикуляция).

Особенность надставной трубы голосового аппарата человека по сравнению с надставной трубой язычкового музыкального инстру­мента состоит в том, что она не только усиливает голос и придает ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образо­вания звуков речи.

Одни части надставной трубы (полость носа, твердое небо, зад­няя стенка глотки) неподвижны и называются пассивными органами произношения. Другие части (нижняя челюсть, губы, язык, мяг­кое небо) — подвижны и называются активными органами произно­шения. При движениях нижней челюсти происходит открывание или закрывание рта. Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полости рта, образуют в разных местах ротовой полости смычки или щели. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к зад­ней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь — открывает его.

Деятельность активных органов произношения, которая назы­вается артикуляцией, и обеспечивает образование звуков речи, т. е. фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие от­личать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их ар­тикуляции.

 

Первыми звуками ребенка являются крики, которые представ­ляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие силь­ных раздражителей (внешних и внутренних), обычно отрицатель­ного характера (холод, боль, голод и др.). Эти крики ребенок начина­ет издавать тотчас после рождения на свет, и они служат основой для последующего развития звукопроизносительной речи. Уже в первых криках младенца можно различать подобие некоторых гласных и согласных звуков типа аа, у а, нээ и т.п.

К началу третьего месяца у ребенка появляется лепет, ранняя стадия которого представляет собой, в отличие от крика, реакцию на раздражители положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды. В лепете можно различить довольно разнооб­разные звуковые комплексы: агу, убу, экхе и т.п. Эта ранняя стадия лепета не зависит от окружающей речевой среды. Дети разных на­родов в первые месяца лепечут одинаково; лепечут и глухие от рож­дения дети.

Основой лепета служат врожденные двигательные координации, связанные с процессами сосания и глотания. Во время лепета у ре­бенка устанавливается связь между кинестетическими раздражения­ми от движений речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. Появляется тенденция к самоподражанию. Звуко­вой состав лепета постепенно обогащается. В лепете встречаются уже многочисленные согласные, преимущественно двугубные, ти­па п, б, м, переднеязычные типа т,д,н и заднеязычные типа к, г, х.

К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи ок­ружающих. Ведущую роль в последующем развитии произноситель­ных навыков у ребенка начинает играть слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих и контролирует свое про­изношение.

У глухих от рождения детей не развивается ни самоподражание, ни подражание речи окружающих. Появившийся у них ранний ле­пет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, по­степенно замирает.

В конце первого года жизни у ребенка появляются осмысленные звукосочетания. На осцове подражания и в результате активного воздействия окружающих устанавливается связь между предмета­ми и явлениями внешнего мира и звучанием обозначающих их слов, а также кинестетическими ощущениями, возникающими при про­изнесении этих слов.

Наряду с лепетными словами ттшаму-у (корова), но-но (лошадь), мяу (кошка), бах (упал) ребенок начинает произносить вполне пра­вильно такие несложные в фонетическом отношении слова, как ба­ба, мама, папа, дядя и т.п. Однако, расширяя постепенно свой сло­варный запас, ребенок еще в течение долгого времени (до 4—5 лет) весьма несовершенно произносит большинство усвоенных им слов. Многих звуков ребенок еще не произносит или произносит их не­правильно. Разные звуки усваиваются детьми в различные сроки. Гласные в общем появляются в речи раньше, чем согласные. Из со­гласных взрывные появляются в речи раньше, чем согласные. Из согласных взрывные усваиваются раньше фрикативных, глухие — раньше звонких, мягкие — раньше твердых. Позже всех других по­являются в речи шипящие (ш, ж, ч, щ) и вибранты и р').

Речь детей раннего возраста (2—5 лет) изобилует дефектами про­изношения. Характерными дефектами являются: 1) пропуски звуков и слогов («пять» вместо спать, «моко» вместо молоко); 2) замена одних звуков другими («ути» вмести уши, «тутла» вместо кукла)] 3) перестановки звуков и слогов («талерка» вместо тарелка, «ля- боко» вместо яблоко, ядиги вместо ягоды)] 4) уподобление (ассими­ляция) звуков («мамок» вместо замок).

Лучше других детьми воспроизводятся ударный и начальный слоги, так как их легче всего воспринимают на слух. Наряду с рас­ширением словаря, усвоением грамматических норм и уточнением слухового восприятия происходит постепенное совершенствование произношения. Работа речевого аппарата становится все более тон­кой и дифференцированной. К пяти-семи годам перечисленные вы­ше дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, и дети произносят все звуки речи правильно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.