КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика маркетингового исследования в сфере услуг
Деятельность хозяйствующих субъектов в сфере сервиса находится в прямой зависимости от конъюнктуры рынка. Поэтому главной целью внутрифирменного планирования является обеспечение эффективного функционирования предприятия на целевом рынке сбыта услуг. Для этого необходимо проведение маркетинговых исследований, направленных на определение объема и структуры этого рынка. Однако осуществление исследований рынка услуг для предприятий бытового обслуживания затруднено по ряду причин. Такие предприятия, как правило, имеют небольшие размеры, а соответственно, и незначительные финансовые возможности. Отсутствие широкого спектра консалтинговых и маркетинговых услуг по доступным ценам, а также недостаточное количество упрощенных методик проведения маркетинговых исследований, рассчитанных на неспециалистов, приводит к тому, что предприятия сферы сервиса вообще не проводят маркетинговых исследований. В связи с этим возникает необходимость соответствующих разработок в области методического обеспечения маркетинговой деятельности в сфере услуг. В частности, Институтом экономики сервиса МГУС была разработана методика проведения маркетингового исследования рынка сбыта услуг для предприятия. Представленная методика была апробирована на нескольких предприятиях Москвы и Московской области, оказывающих парикмахерские и фотоуслуги. Разработка методики основывалась на следующих принципах: - возможность ее использования для проведения маркетинговых исследований самими работниками предприятия, а не специалистами-маркетологами; - доступность исходной информации; - минимум специальных исследований; - максимальная детализация направлений исследования;
- количественный конечный результат исследования, выраженный в производственной программе предприятия – основе разработки годового бизнес-плана. Особенностью предлагаемой методики является то, что она: - адаптирована для предприятий, оказывающих услуги индивидуального характера; - рассчитана только для тех фирм, которые ориентированы на незанятый рынок сбыта и стратегия которых не предусматривает проникновение в сферу влияния конкурентов. Методика предназначена как для действующих предприятий, так и для предпринимателей, организующих предприятия сферы услуг. В первом случае при проведении маркетинговых исследований возникают следующие проблемы: 1. Необходимость сбора данных об изменении емкости потенциального рынка сбыта услуг ввиду: развития транспортного сообщения в ареале обслуживания (или его ликвидации); организации конкурирующего предприятия (или прекращения его деятельности); возникновения (исчезновения) в ареале обслуживания входящих (выходящих) миграционных потоков; смены предпочтений потребителей в пользовании услугами данной отраслевой группы. 2. Неопределенность того, насколько потребители готовы к внедрению на рынок нового вида услуг. Основной проблемой организующегося предприятия, прежде всего, является отсутствие информации, необходимой для выбора целевого рынка услуг (см.рисунок 1). Пояснение: 1.1. Обусловлена локальным характером функционирования сферы услуг. Количественные и качественные показатели ареала (расселение) обслуживания определяет размер совокупного фонда потребностей в услугах округленных отраслевых групп, отсюда и емкость и структура потенциального рынка сбыта услуг для предприятия. Предполагает развитие 2-о уровня целей: 2.1. Выявляется наличие конкурентов и оценивается уровень развития транспортного сообщения.
2.2. Выделение географических характеристик ареала обслуживания предполагает, что будет выступать в качестве ареала обслуживания:
3.1. - вся территориальная единица; - зона транспортного обслуживания; - зона пешеходной доступности. 3.2. Расчет площади ареала обслуживания – определяется и зависит от выбора вариантов: - по карте района, где указано месторасположения самого предприятия и его конкурентов, - расчетным путем.
2.3. Исследования демографических характеристик предполагает определение количества человек, проживающих в ареале обслуживания.
Далее: 2-я подцель первого уровня: 1.2. Проведение сегментации потенциальных клиентов послужит основой выбора целевого рынка сбыта услуг – ориентир в деятельности предприятия и это предполагает:
2.4. Выбор критериев сегментации. В качестве них могут выступать: - демографическая структура населения, проживающая в ареале обслуживания (половозрастной состав). В каждой демографической группе складывается специфика потребностей в бытовых услугах (разная активность, сезонность спроса услуг, объем услуг); - уровень доходов население – это реальная покупательская способность. 2.5. Выделение сегментов представляет 3 направления и предполагает определение количества выделяемых сегментов и рамок их ограничивающих (пол/возр., уровень дохода) 3.3. Расчет общего числа потребителей услуг данной отраслевой группы в ареале обслуживания производится для каждого из сегментов (это число может увеличиваться за счет входящих миграционных потоков (сезонных или маятниковых). 3.4. Это те потребители, кто пользуется услугами конкурентов в этой зоне ареала обслуживания и пользующихся услугами за пределами данного ареала обслуживания. 3.5. Число потенциальных клиентов предприятия определяется как разница между двумя предыдущими группами (3.3. – 3.4.)
Далее третья подцель первого уровня: 1.3. Выявление особенностей потребления услуг и предполагает 2 направления:
2.6. Определение предпочтений потребителей в пользовании услугами выражается в установлении для каждого сегмента доли потребителей, предпочитающих пользоваться той или иной услугой (по исследованию ассортимента).
2.7. Исследование периодичности пользования услугами данной отраслевой группы заключается в частоте покупки (сколько раз в год).
Четвертая подцель первого уровня: 1.4. Емкость потенциального рынка сбыта услуг для данного предприятия определяется как произведение количества потенциальных клиентов (3.5.) и периодичности пользования услугами (2.7.)
При проведении методов сбора первичной информации целесообразно использовать наблюдение и спрос. В таблице 2 представлены возможные источники вторичной информации (внутренней и внешней). Время, необходимое для проведения, исследования, зависит от размера ареала обслуживания предприятия, продолжительности предпланового периода, объема собираемой информации. На основе полученных в ходе исследования данных, может быть сделан выбор целевого рынка сбыта услуг для конкретного предприятия. Предприятия может ориентироваться в своей деятельности: на всех потенциальных клиентов; на один или несколько сегментов потребителей; на весь исследуемый ассортимент бытовых услуг; на один или несколько видов услуг. После определения целевого рынка сбыта услуг, возможно рассчитать предполагаемый объем реализации услуг в натуральном выражении.
Таблица 1 - Метод сбора и получения первичной информации.
Таблица 2 - Метод сбора и получения вторичной информации.
Рисунок 1. Дерево целей проведения маркетингового исследования потенциального рынка сбыта услуг для предприятия.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |