Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИКК (А.Н. Щукин)




- способность средствами ИЯ осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Содержание ИКК (А.Н.Щукин)

1) Языковая компетенция – владение знаниями о системе языка, правилами функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения на ИЯ в устной и письменной форме.

2) Речевая компетенция – знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, обеспечивающих возможность осуществлять речевое действие (реализовывать коммуникативное намерение).

3) Ск. компетенция – знание учащимися национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории, культуры, а также умение использовать эти знания в процессе общения.

4) Социальная компетенция – желание и умение вступать в коммуникацию с др. людьми, способность ориентироваться в ситуации общения и строить высказывания в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией.

5) Стратегическая (компенсаторная) компетенция – это компетенция, с помощью которой учащиеся могут восполнять пробелы в знании языка, а также речевом и соц. опыте общения в иноязычной среде.

6) Дискурсивная компетенция – способность учащегося использовать определенные стратегии для конструирования и интерпретации текста, дискурса.

Дискурс – текст, порождаемый в результате общения (лингв. и эксралингвистические составляющие).

7) Предметная компетенция – способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере деятельности.

8) Профессиональная компетенция – ЗУНы, обеспечивающие эффективную проф. деятельность и проф. качества, позволяющие личности реализовать себя как профессионал.

 

МКК
(Фурманова, Тер-Минасова)

владение совокупностью знаний о культуре ИЯ, которые являются дополнительными средством для адекватного понимания линговстрановедческих реалий в сопоставлении с культурой родной языка в процессе культурного взаимодействия, а также умений преодолевать межкультурные расхождения в процессе общения.

Содержание МКК
(Фурманова, Тер-Минасова)

1) знание историко-, этно-, ск. и семиотического фона культуры страны ИЯ в сравнении с соответствующим фоном РЯ и умение адекватно пользоваться этими знаниями в коммуникации;

3) знание нац.-культ. специфики изучаемого языка и умение реализовать эти знания в мк. общении;

4) умение сравнивать культуры 2 ИЯ с явлениями 1 ИЯ и родного, найти общечеловеческое, адекватно интерпретировать отличия;

5) качества и способности личности, желающей участвовать в МК коммуникации, готовой к пониманию и принятию общечеловеческих ценностей.

 

Тема 10. Содержание обучения ИЯ.

Содержание обучения ИЯ традиционно включает все то, чему следует научить. В содержание обучения входят:

1) средства общения (фонетические, лексические, грамматические, страноведческие, лингвострановедческие);

2) ЗУНы (знаний, умений, навыков), которые необходимо сформировать и которые составляют содержание ИКК(иноязычной коммуникативной компетенции) (профессиональной ИКК);

3) сферы, темы, ситуации общения, в пределах которых реализуется содержание обучения (предметно-содержательная сторона общения);

4) культура, образующая материальную основу содержания обучения.

Содержание обучения не является постоянным Оно определяется Гос стандартом и программой обучения и зависит от целей, этапа обучения и профиля специальности.

Принципы отбора содержания обучения:

1) принцип необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения;

2) принцип доступности содержания для усвоения;

Рассмотрим подробнее 1 и 2 составляющие содержания обучения ИЯ.

Язык – это система знаков в виде фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявления, суждений и служащая средством общения между людьми. Овладение языком предполагает усвоение единиц языка. Эти единицы могут быть:

1) звуковыми;

- фонема – кратчайшая выделяемая единица языка;

- слог – совокупность фонем объединенных дыхательным толчком;

- фонетическое слово – совокупность слогов под одним ударением;

- речевой такт – объединение фонетических слов при помощи ограничительных пауз;

- фонет фраза – объединяющая речевые такты единством интонации.

2) значимыми - морфема, слово, словосочетание и предложение.

Существуют грамматические, лексические, фонетические минимумы для определенного этапа обучения ИЯ.

Осваивая средства общения учащиеся овладевают языковыми знаниями. Знания – система ориентиров, опора на которые позволяет осуществить речевую деятельность, корректно с т зр существующих в языке норм.

Далее объектом обучения (усвоения) является речь – навыки. Речь – исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком. Понятие «речь» в современной литературе используется в 3 значениях:

1) процесс общения – деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с др членами общества(О.С. Ахманова);

2) способность к такой деятельности, связанная с называнием понятий словами – мысленно (внутренняя речь) или вслух (внешняя речь);

3) результат такой деятельности в виде устного или письменного сообщения. В данном случае речь реализуется в виде теста, значит речь – это текст.

Речь не есть процесс общения (что связано с понятием речевая деятельность – умения), но есть способ оформления мысли в самом процессе общения. Существует 3 способа оформления мысли:

1) внутреннее проговаривание – речь про себя, шепотная речь;

2) собственно внутренняя речь – средство мышления, которое использует особенные единицы (коды, образы, схемы);

3) внутреннее программирование – формулирование и закрепление в специфических единицах языка речевого замысла высказывания, текста.

Единицы речи усваиваются в рез-те выполнения тренировочных упражнений, что ведет к формированию навыка.

Навык – это операция, достигшая в результате своего выполнения автоматизма; это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.

В ПОИЯ навык – это результат многократного воздействия комплекса иноязычных раздражителей слов на мозг обучающихся в результате чего у него формируется динамический стереотип (последовательность операций выполнения действия).

Навыки могут быть языковые и речевые.

В ПОИЯ Языковой Навык это сознательно выполняемые языковые операции с помощью таких мыслительных процессов как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В отличиe от речевых, яз навыки – это навыки дискурсивно – логические и интеллектуальные, базирующиеся на знании правил оперирования языковым материалом. Яз навыки формируются вне условий коммуникации, а в период выполнения языковых упражнений (на подстановку, по образцу). Выделяют слухопроизносительные, экспрессивные и рецептивные грамматические и лексические навыки.

Яз экспресс. лекс навык – это навык аналитического дискурсивно логического выбора ЛЕ для выполнения отдельной операции и языкового действия в целом.

Яз рецепт лекс навык – эти навык сознательного анализа воспринимаемых ЛЕ с целью установления подходящего для данного контекста значения и функции.

В методике яз. лекс навык – это стабильно правильное, автоматизированное узнавание и употребление ЛЕ в иноязычной речи.

Яз экспресс граммат навык – навык аналитического и дискурсивно-логического выбора грамматической единицы для выполнения отдельной операции и языкового действия.

Яз рецепт грам навык – это навык сознательного анализа с целью установления подходящего для данного контекста значения и функции воспринимаемого грамматического явления.

Дискурсивно-логическ. анализ – анализ отличительных характеристик воспринимаемого грам, лекс, фонет явления, соотнесение его к категории, классу явлений, синтез, то есть выведение значения воспринимаемого явления в связи с контекстом.

В методике яз. грамматический навык - подразумевает правильное, автоматизированное узнавание (расшифровка грамматической информации) и употребление грамматических явлений (морфологических и синтаксических конструкций) в устной и письменной речи.

Языковой слухопроизносительный навык – это навык, который связан с осознанием возможностей своего речевого аппарата, т.е. предполагающий изучение правил артикуляции и произнесения звуков, слов языка. Он формируется только в ВУЗе.

В ПОИЯ Речевой Навык – этоавтоматизированный, устойчивый и гибкий компонент относительно самостоятельно выполняемого действия в системе сознательно выполняемой речевой деятельности, базирующийся на интуитивно-целостном, безошибочном употреблении яз материала в экспрессивных видах РД и безошибочном узнавании в рецептивных видах РД.

В методике речевой навык этоавтоматизированное действие с фонет, грам, лекс материалом в процессе рецептивной и экспрессивной речи.

Речевой экспресс. лекс. навык – это навык автоматизированного, интуитивно целостного и безошибочного употребления ЛЕ в устной и письменной форме речевого высказывания в соотвествии с лекс нормами ИЯ, ситуацией общения и ком целью.

Речевой рецепт. лекс. навык – это навык интуитивно целостного, автоматизированного симультанного узнавания ЛЕ и соотнесение со значением с учетом контекста речи в потоке восприятия устного или письменного иноязычного высказывания на уровне сознательного контроля.

Речевой экспресс. грамм. навык – это навык интуитивно целостного, автоматизированного, безошибочного оформления речевого высказывания, употребление реч грам конструкции в устной и письм форме, на уровне подсознательного контроля и в соответствии с грамматическими нормами ИЯ, ситуацией общения и коммуникативной целью.

Речевой рецепт. грамм. навык – это навык интуитивно целостного, симультанного, автоматизированного, безошибочного узнавания морфологических формул и синтаксических конструкций и соотнесение их со значением и функцией в потоке воспринимаемой речи на ИЯ в устной и письменной форме на уровне подсознательного контроля.

Речевой экспресс. слухопроизносительный и ритмикоинтонационный навык – навык интуитивно целостного и автоматизированного использования всех фонетических явлений ИЯ в речевой деятельности на уровне бессознательного контроля в соответствии с фонетическими нормами языка. В состав этого навыка входят навыки произношения отдельных звуков, звукосочетаний, специфических фонетических явлений, навыки ударения, интонирования, ритмические навыки, навыки мелодирования.

Речевой рецепт. слухопроизносительный и ритмикоинтонационный навык – это навык интуитивно целостного, симультанного узнавания фонетической идеи в потоке восприятия речи на слух, осуществляемого на уровне бессознательного контроля.

 

 

Речевые навыки проходят в своем формировании 3 этапа:

1) ознакомительный – знакомство с яз явлением и правилом его выполнения;

2) аналитический – сознательное выполнение речевого действия, но не всегда безошибочное;

3) стандартизирующий – автоматизация выполнения речевого действия в результате его переноса в различные ситуации общения.

Основными качествами навыка являются:

1) автоматизированность – скорость протекания действия, целостность, плавность, низкий уровень напряженности;

2) гибкость – готовность навыка включаться в новые ситуации общения;

3) устойчивость – прочность при выполнении речевого действия;

4) сознательность – способность сознательного контроля в случае возникновения затруднений при построении высказывания или совершения ошибки.

Эти качества формируются в рез-те выполнения подготовительных (языковых) упражнений.

После формирования речевых навыков объектом становится речевая деятельность –Умения.

Речевая деятельность – это процесс приема и передачи информации с помощью языка в процессе общения, представляющего собой совокупность речевых действий.

Речевая деятельность может быть продуктивной и рецептивной. В первом случае продуктом является высказывание, текст, дискурс, во втором случае – умозаключение.

Речевое умение – это способность учащегося участвовать в различных видах РД на основе приобретенных знаний и сформированных навыков.

В ПОИЯ Умения – это творческое владение сложной системой психологических и речевых иноязычных действий, необходимых для целесообразной регуляции инояызчной РД с помощью сформированных у субъекта навыков и созданного индивидуального речевого опыта иноязычного общения.

Речевые навыки являются составными частями речевых умений. Так существуют умения А, Г (монолог и диалог речь), Ч, Письменной речи и Перевода, а также навыки (фонетические, лексические, грамматические, техники чтения и письма)

Умения характеризуются: осознанностью ( осознание цели действия и способности его реализовать ), самостоятельностью, продуктивностью (способность производить собственное высказывание ), динамизмом (экстренное нахождение способов решения коммуникативной задачи), целенаправленностью (на выполнение определенной коммуникативной цели), иерархичностью или целостностью ( связь в одном высказывании мотивов, коммуникат задач, ситуации общения, логичность, последовательность мыслительных операций в монологической форме общения и реактивность в диалогической).

Теория формирования умений (Пассов, Шатилов)

1) усвоение знаний – сообщение знаний;

2) первичные умения – выполнение яз операций;

3) формирование навыков – превращение первичных умений в стереотипизированные операции навыки;

4) вторичные умения – высокий уровень речевых умений.

Помимо этого в ходе формирования речевых умений у учащихся формируются:

- учебные умения (интеллектуальные, организационные);

- компенсационные умения (лингвистическая и контекстуальная догадка, парафраз, синонимы, мимика, жесты, свободное переключение на др темы общения).

При формировании умений объектом усвоения становится и культура. Как результат у обучающихся формируется СКК (социокультурная компетенция), МКК.

СКК обеспечивает возможность не только участвовать в межкультурной коммуникации, но и пользоваться языком, использовать знания культуры на уровне носителя, т. е. стать поликультурной и мультиязыковой личностью (билингвом, бикультурной личностью в вашем случае), достойно представляющей страну и культуру на международном уровне.

Результатом овладения ИЯ выступает ИКК ( иноязычной коммуникативной компетенции) международного общения и профессионально ориентированная ИКК.

3)Третья составляющая содержания обучения – это так называемая предметная сторона.

Сфера общения – это исторически сложившаяся область коммуникации, включающая в свой состав различные ситуации, темы общения. В.Л. Скалкин выделяет 8 сфер общения: соц-бытовая, семейная, профессионально-трудовая, социально-культурная, общественной деятельности, административно-правовая, зрелищно-массовую, игр и развлечений.

Сфера общения реализуется на занятиях в виде тем общения – предмета обсуждения (проблемы семьи, карманные деньги, молодежная мода и.т.д.).

В рамках тем общения выделены ситуации общения – совокупность обстоятельств, в которых реализуется общение.

Согласно А.А. Леонтьев, ситуация – это « совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых учащимся, необходимых и достаточных для того, чтобы учащиеся правильно осуществляли речевое действие в соответствии с намеченной нами коммуникативной задачей» (Леонтьев, 2001).

Различают условно-речевые (учебные) и речевые ситуации.

При описании ситуации обычно рассматривают: а) тип и жанр события (встреча); б) тему (предмет речи); в) обстановку (время, место); г) соц роли участников; д) правила и нормы, регулирующие общение; е) яз средства общения.

Предметное содержание обучения на занятиях по ИЯ реализуется также в виде Текстов. Текст отличается единством темы и замысла, относительной законченностью, связностью, целостностью, внутренней структурой – синтаксической, композиционной и логической, целенаправленностью и прагматической установкой.

Восприятие текста обеспечивается не только знаниями языка, но и фоновыми знаниями ск характера.

Текст всегда относится к к-л стилю – разговорному, публицистическому, деловому, научному, художественной литературы. Тематика текстов отбирается исходя из специальности обучающихся (на старших этапах). На занятиях учащиеся работают с учебными и аутентичными текстами.

Студенты филологи изучают особенности текста в ходе дисциплины «Лингвистика текста».

На занятиях по ПУПР студенты самостоятельно создают письменные тексты: изложения, сочинения, доклады, курсовые.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.