Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм Петерсона

Флаги готовности

Строгое чередование

Попробуем решить задачу сначала для двух процессов. Очередной подход будет также использовать общую для них обоих переменную с начальным значением 0. Только теперь она будет играть не роль замка для критического участка, а явно указывать, кто может следующим войти в него. Для i-го процесса это выглядит так:

shared int turn = 0; while (some condition) { while(turn!= i); critical section turn = 1-i; remainder section }

Очевидно, что взаимоисключение гарантируется, процессы входят в критическую секцию строго по очереди: P0, P1, P0, P1, P0,... Но наш алгоритм не удовлетворяет условию прогресса. Например, если значение turn равно 1, и процесс P0 готов войти в критический участок, он не может сделать этого, даже если процесс P1 находится в remainder section.

Недостаток предыдущего алгоритма заключается в том, что процессы ничего не знают о состоянии друг друга в текущий момент времени. Давайте попробуем исправить эту ситуацию. Пусть два наших процесса имеют разделяемый массив флагов готовности входа процессов в критический участок

shared int ready[2] = {0, 0};

Когда i-й процесс готов войти в критическую секцию, он присваивает элементу массива ready[i] значение равное 1. После выхода из критической секции он, естественно, сбрасывает это значение в 0. Процесс не входит в критическую секцию, если другой процесс уже готов к входу в критическую секцию или находится в ней.

while (some condition) { ready[i] = 1; while(ready[1-i]); critical section ready[i] = 0; remainder section }

Полученный алгоритм обеспечивает взаимоисключение, позволяет процессу, готовому к входу в критический участок, войти в него сразу после завершения эпилога в другом процессе, но все равно нарушает условие прогресса. Пусть процессы практически одновременно подошли к выполнению пролога. После выполнения присваиванияready[0]=1 планировщик передал процессор от процесса 0 процессу 1, который также выполнил присваивание ready[1]=1. После этого оба процесса бесконечно долго ждут друг друга на входе в критическую секцию. Возникает ситуация, которую принято называть тупиковой (deadlock)

 

 

Первое решение проблемы, удовлетворяющее всем требованиям и использующее идеи ранее рассмотренных алгоритмов, было предложено датским математиком Деккером (Dekker). В 1981 году Петерсон (Peterson) предложил более изящное решение. Пусть оба процесса имеют доступ к массиву флагов готовности и к переменной очередности.

shared int ready[2] = {0, 0}; shared int turn; while (some condition) { ready[i] = 1; turn =1-i; while(ready[1-i] && turn == 1-i); critical section ready[i] = 0; remainder section }

При исполнении пролога критической секции процесс Pi заявляет о своей готовности выполнить критический участок и одновременно предлагает другому процессу приступить к его выполнению. Если оба процесса подошли к прологу практически одновременно, то они оба объявят о своей готовности и предложат выполняться друг другу. При этом одно из предложений всегда следует после другого. Тем самым работу в критическом участке продолжит процесс, которому было сделано последнее предложение.

Давайте докажем, что все пять наших требований к алгоритму действительно удовлетворяются.

Удовлетворение требований 1 и 2 очевидно.

Докажем выполнение условия взаимоисключения методом от противного. Пусть оба процесса одновременно оказались внутри своих критических секций. Заметим, что процесс Pi может войти в критическую секцию, только если ready[1-i] == 0 или turn == i. Заметим также, что если оба процесса выполняют свои критические секцииодновременно, то значения флагов готовности для обоих процессов совпадают и равны 1. Могли ли оба процесса войти в критические секции из состояния, когда они оба одновременно находились в процессе выполнения цикла while? Нет, так как в этом случае переменная turn должна была бы одновременно иметь значения 0 и 1 (когда оба процесса выполняют цикл, значения переменных измениться не могут). Пусть процесс P0 первым вошел в критический участок, тогда процесс P1 должен был выполнить перед вхождением в цикл while по крайней мере один предваряющий оператор (turn = 0;). Однако после этого он не может выйти из цикла до окончания критического участкапроцесса P0, так как при входе в цикл ready[0] == 1 и turn == 0, и эти значения не могут измениться до тех пор, пока процесс P0 не покинет свой критический участок. Мы пришли к противоречию. Следовательно, имеет место взаимоисключение.

Докажем выполнение условия прогресса. Возьмем, без ограничения общности, процесс P0. Заметим, что он не может войти в свою критическую секцию только при совместном выполнении условий ready[1] == 1 и turn == 1. Если процесс P1 не готов к выполнению критического участка, то ready[1] == 0, и процесс P0 может осуществить вход. Если процесс P1 готов к выполнению критического участка, то ready[1] == 1 и переменная turn имеет значение 0 либо 1, позволяя процессу P0 либо процессу P1 начать выполнение критической секции. Если процесс P1 завершил выполнение критического участка, то он сбросит свой флаг готовности ready[1] == 0, разрешая процессу P0 приступить к выполнению критической работы. Таким образом, условие прогресса выполняется.

Отсюда же вытекает выполнение условия ограниченного ожидания. Так как в процессе ожидания разрешения на вход процесс P0 не изменяет значения переменных, он сможет начать исполнение своего критического участка после не более чем одного прохода по критической секции процесса P1.

Алгоритм булочной (Bakery algorithm)

Алгоритм Петерсона дает нам решение задачи корректной организации взаимодействия двух процессов. Давайте рассмотрим теперь соответствующий алгоритм для n взаимодействующих процессов, который получил название алгоритм булочной, хотя применительно к нашим условиям его следовало бы скорее назвать алгоритм регистратуры в поликлинике. Основная его идея выглядит так. Каждый вновь прибывающий клиент (он же процесс) получает талончик на обслуживание с номером. Клиент с наименьшим номером на талончике обслуживается следующим. К сожалению, из-за неатомарности операции вычисления следующего номера алгоритм булочной не гарантирует, что у всех процессов будут талончики с разными номерами. В случае равенства номеров на талончиках у двух или более клиентов первым обслуживается клиент с меньшим значением имени (имена можно сравнивать в лексикографическом порядке). Разделяемые структуры данных для алгоритма – это два массива

shared enum {false, true} choosing[n];shared int number[n];

Изначально элементы этих массивов инициируются значениями false и 0 соответственно. Введем следующие обозначения

(a,b) < (c,d), если a < c или если a == c и b < d max(a0, a1,...., an) – это число k такое, что k >= ai для всех i = 0,...,n

Структура процесса Pi для алгоритма булочной приведена ниже

while (some condition) { choosing[i] = true; number[i] = max(number[0],..., number[n-1]) + 1; choosing[i] = false; for(j = 0; j < n; j++){ while(choosing[j]); while(number[j]!= 0 && (number[j],j) < (number[i],i)); } critical section number[i] = 0; remainder section }

Команда Test-and-Set (проверить и присвоить 1)

О выполнении команды Test-and-Set, осуществляющей проверку значения логической переменной с одновременной установкой ее значения в 1, можно думать как о выполнении функции

int Test_and_Set (int *target){ int tmp = *target; *target = 1; return tmp; }

С использованием этой атомарной команды мы можем модифицировать наш алгоритм для переменной-замка, так чтобы он обеспечивал взаимоисключения

shared int lock = 0; while (some condition) { while(Test_and_Set(&lock)); critical section lock = 0; remainder section }

К сожалению, даже в таком виде полученный алгоритм не удовлетворяет условию ограниченного ожидания для алгоритмов. Подумайте, как его следует изменить для соблюдения всех условий.

 

Лекция 22

Рассмотрим два процесса: H c высоким приоритетом и L с низким. Правила планирования в этом случае запускают процесс H как только он оказывается в состоянии ожидания. В какой-то момент времени возможна ситуация, в которой процесс H попытается войти в критическую секцию, в которой уже находится L. H попадает в состояние активного ожидания. Но при этом в таком случае L никогда не будет предоставлено процессорное время и соответственно H всегда останется в цикле Такая ситуация называется: проблемой инверсии приоритетов.

Проблема производителя и потребителя.

Рассмотрим ситуацию когда два процесса совместно используют буфер ограниченного размера один из них (производитель) помещает данные в буфер, а другой (потребитель) считывает их. Проблемы возникают при попытке записать данные в полный буфер и считать их из пустого. Простое ожидание очистки или наполнения буфера приводят к состоянию состязания, так как в момент проверки состояния буфера в него могут быть дописаны и считаны данные. В 1965 году Эдгард Дейстрак предложил использовать целую переменную для подсчетов сигналов запуска (пробуждения). Был предложен новый тип переменных, так называемых семафоров, значение которых может быть нулем в результате отсутствия сигналов пробуждения или положительным числом соответствующим количеству отложенных сигналов пробуждения. Дейстрах предложил две операции down и up в оригинале названные им p и v соответственно. Эти операции являются…???…. операций sleep и wakeup. Операция down сравнивает значение семафора с нулем и, если оно больше нуля, то уменьшает его, возвращая управление вызывавшему процессу. Если же равно нулю – приводит процесс в состояние ожидания. Все операции проверки значения семафора его изменения и блокировка процесса выполняется как атомарное действие. Операция up увеличивает значение семафора, если с этим семафором связанны блокированные процессы, то один из них выбирается (обычно случайным образом) и ему разрешается завершить свою операцию down. Таким образом после операции up примененной к семафору, связанному с ожидающими процессами, значение семафора останется нулем, но количество ожидающих процессов останется уменьшиться. Значение операции семафора и активизация процессов тоже неделимы. С помощью семафоров достаточно просто решается проблема производителей и потребителей. Для этого используется три семафора: один для подсчета сегментов буфера, другой для подсчета пустых сегментов и третий для исключения совместного доступа к буферу производителя и потребителя. Последний семафор является двоичным.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переменные блокировки | Семафоры-счетчики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.