Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линии бюджетного ограничения




 

Главным ограничением для потребителя является его доход.

Допустим:

1.Потребитель приобретает только два товара Х и У.

2. он не делает сбережений.

Уравнение бюджетного ограничения следующее:

 

I - доход (бюджет потребителя)

 

I=PX*X+PY*Y

-PY*Y= PX*X-I

Y=-РX*Х/РY+I/PY

 

Линия бюджетного ограничения – это совокупность точек, которые представляют все возможные наборы товаров У и Х, которые доступны потребителю при данном уровне цен и доходов (прямая с отрицательным наклоном).

Факторы, изменяющие Л Б О.

1. Изменение дохода (ЛБО вправо вверх – увеличение дохода), (уменьшение дохода – ЛБО влево вниз).

2. Изменение цен (понижение цен – вправо вверх; увеличение цен – влево вниз);

3.Равновесие потребителя и построение линии спроса.

 

Наложим бюджетную линию ограничения на карту безразличия (желания потребителя).

Точка Е – точка равновесия потребителя.

Точка касания бюджетной линии и кривой безразличия наиболее удалена от О, из числа доступных потребителю.

Эта точка считается точкой равновесия потребителя, так как она соответствует набору продуктов Х и У, обеспечивающему наибольшую полезность для потребителя; у него отсутствуют мотивы для изменения своего положения. Точка В и точка Е совпадают, угол наклона совпадает с бюджетной линией и кривой безразличия.

MRS - Обратная отношению цен товаров.

 

MRS =РX/РY

 

Построение линии спроса:

Поведение фирмы.

 

Фирма в процессе деятельности несет издержки.

 

Издержки производства.

 

1. Понятие экономических издержек. Экономические и бухгалтерские издержки фирмы.

В экономической теории используется понятие экономических издержек фирмы, которые значительно отличаются от бухгалтерских издержек. Экономические издержки включают в себя издержки внешние и внутренние.

Внешние издержки – это оплата ресурсов внешним поставщикам, не являющимся совладельцами фирмы.

Но фирма может использовать свои собственные ресурсы; возникают внутренние издержки, имеющие альтернативный характер. Они соответствуют тому доходу, который могла бы получить фирма при наилучшем из возможных способов использования собственных ресурсов вне фирмы.

Внутренние издержки – это упущенный доход.

Пример: допустим, что некий господин Х имеет собственную мастерскую, где работает он один.

Экономические издержки:

1. Внешние. а). Сырье и материалы.

б). Инструмент.

г). Услуги ЖКХ и т.д.

2. Внутренние. а). Получал бы зарплату на другом предприятии.

б). Процент по капиталам (сдал бы в банк)

в). Арендная плата.

г). Нормальная прибыль в другой сфере

деятельности.

 

Нормальная прибыль – это минимальная норма прибыли, которая достаточна, чтобы удержать предпринимателя в данной сфере деятельности.

Экономические издержки превышают бухгалтерские на величину внутренних издержек.

Следовательно, экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину внутренних издержек.

 

TR - издержки бухгалтерские = прибыль бухгалтерская.

TR - издержки экономические = прибыль экономическая (внешние + внутренние).

 

2. Издержки производства в краткосрочном периоде.

а). Закон убывающей отдачи переменного ресурса.

 

Как известно в краткосрочном периоде часть ресурсов фирмы является постоянной, а другая часть переменной.

Следовательно, объем выпускаемой продукции определяется исключительно количеством переменных ресурсов, присоединяемые постоянным ресурсам.

В этой ситуации возникают условия для действия закона убывающей отдачи переменного ресурса (закон убывающей производительности). Суть закона в том, что начиная с определенного момента последовательного присоединения единичного переменного ресурса к постоянным ресурсам начинает приносить убывающий предельный продукт. При этом полагается, что все единицы переменного ресурса равноценны и технология производства не изменяется.

МR – предельный продукт (дополнительный продукт)

MR=Q/R

Q- приращение выпуска товаров

R-увеличение дополнительных единиц ресурсов

Q-выпуск продукции

R-переменный ресурс

 

L- число работников

Q-выпуск продукции

 

б). Постоянные, переменные общие издержки фирмы.

 

В краткосрочном периоде издержки фирмы делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки – это та часть издержек фирмы, которая не зависит от выпуска продукции. Они имеют место даже при нулевом выпуске и являются условием сохранения производственного потенциала фирмы.

ТFC – общие постоянные издержки фирмы.

Q- выпуск

C- издержки

Переменные издержки – это та часть издержек фирмы, которая зависит от выпуска продукции.

ТVС – общие переменные издержки фирмы.

Переменные издержки фирмы возрастают по мере увеличения выпуска, но возрастают не равномерно. Сначала темпы их роста снижаются, потом растут – это объясняется действием закона убывающей отдачи переменного ресурса.

Пока отдача переменных ресурсов растет, темпы роста переменных издержек снижаются.

 

TC=TFC+TVC

 

ТС – общие издержки.

 

 

в). Средние издержки фирмы.

 

Средние издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции.

АFС – средние постоянные издержки

 

AFC=TFC/Q

 

АVС – средние переменные издержки

 

AVC=TVC/Q

 

Динамика АVС объясняется законом убывающей отдачи переменного ресурса.

АТС – средние общие издержки

 

ATC=AFC+AVC

 

АТС – средние общие издержки являются показателями чрезвычайно важными для экономического анализа. Поскольку их можно непосредственно сопоставлять с ценой продукции.

1. АТС < Р – экономическая прибыль

2. АТС = Р – нормальная прибыль

3. АТС > Р - убытки

 

г). Предельные издержки.

 

Предельные издержки – это изменение (приращение)

общих издержек фирмы Т С вызванное увеличением выпуска на единицу.

МС – предельные издержки

 

MC=TC/Q=TV/Q

 

Какова динамика предельных издержек?

Представляет собой динамический предельный продукт; объясняется законом убывающей отдачи динамического предельного продукта. Линия МС пересекает АТС и АVС в точке их минимальных значений.

 

3. Издержки фирмы в долгосрочном периоде.

Положительные и отрицательные эффекты

роста масштабов производства.

АТС1 – маленькая фирма.

АТС2 – более крупное производство.

 

В долгосрочном периоде с целью снижения издержек фирма должна выбирать такой размер предприятия, который соответствует желаемому выпуску. Кривая долгосрочных издержек имеет вогнутую форму. Что объясняется эффектами масштаба производства.

Долгосрочная линия средних издержек фирмы будет состоять из отрезков кривых средних издержек соответствующих размеру предприятий.

Различают положительный эффект роста масштаба производства, который проявляется в снижении средних издержек по мере увеличения размера предприятия – это нисходящая ветвь кривой средних издержек. Положительно - состоит в снижении издержек по мере уменьшения размеров предприятия.

Отрицательно – состоит в повышении средних издержек по мере увеличения размеров предприятия.

Положительные эффекты.

1. Глубокая специализация труда на крупных предприятиях.

2. Возможность использования на крупных предприятиях наиболее эффективных технологий и оборудования.

3. Возможность более глубокой переработки сырья и отходов.

Отрицательный эффект. Масштабы производства объясняется главным образом снижением управляемости на очень крупных предприятиях.

Конкретный вид кривой долгосрочных издержек фирмы является одним из важнейших факторов, определяющих организационную структуру отрасли. Если эффект масштаба производства положительный, то отрасль будет состоять из множества мелких предприятий.

Минимальные издержки достигают только на очень крупных предприятиях. В этой ситуации может возникнуть естественная монополия.

Естественная монополия – это экономическая ситуация, когда минимальные издержки достигаются при наличии в отрасли единственного предприятия.

Может быть постоянная отдача от масштаба.

 

Основные модели рынка.

Современная конкуренция.

1. Четыре основные модели рынка.

1. Чистая конкуренция (совершенная конкуренция).

2. Монополистическая.

3. Олигополия.

4. Чистая (абсолютная конкуренция).

 

Модели рынка отличаются друг от друга по четырем характеристикам:

а). Число фирм в отрасли.

б). Характер производимого продукта.

в). Возможность вступления в отрасль и выходы из нее.

г). Степень влияния на цену со стороны отдельной фирмы.

2. Общая характеристика модели чистой (совершенной) конкуренции.

Характеристика:

1).Очень большое число фирм в отрасли, причем доля каждой из них в совокупном предложении очень мала.

2). Все фирмы производят совершенно однородную продукцию.

3).Совершенно свободное вступление в отрасль и выход из нее.

4). Каждая фирма соглашается с рыночной ценой. Это значит, что она продает продукцию по сложившейся цене равновесия.

Спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен.

3. Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции в краткосрочном периоде.

а). Метод сопоставление общего дохода с общими издержками.

б). Метод сопоставления предельного дохода с предельными издержками.

Фирма ставит своей целью максимизацию прибыли (разность между общим доходом и издержками).

 

Прибыль = TR – TC = Pq – ATC*q = q (P - ATC)

 

В краткосрочном периоде максимизация прибыли сводится к определению максимального выпуска продукции.

Первая проблема, которую руководство фирмы должна решить: проблема целесообразности выпуска продукции. Очевидно, что фирма должна выпускать продукцию в краткосрочном периоде в двух случаях:

1. Если фирма может получать экономическую прибыль.

2. Фирма неизбежно получает убытки. Но они могут быть сведены к величине меньшей, чем ее общие постоянные издержки.

 

При q =о убытки равны

Как определить оптимизацию выпуска продукции.

1.Сопоставление общего дохода с общими издержками.

ТR – ТС.

2.Сопоставление предельного дохода с предельными издержками: МR - МС

 

1.Способ.

Первый случай ТR > Т С

q1 и q2 - критический объем производства; максимизация прибыли при ТR - ТС = максимум.

Второй случай. ТС > ТR

Минимизация убытков при ТС – ТR = минимум.

Третий случай ТС > ТР при выпуске ТС – ТР = ТFС

Минимизация убытков при qоптим=О

 

MC=TC/Q

 

МR (предельный доход) – это приращение общего дохода фирмы вызываемого производством дополнительной единицы продукции.

1. Случай: MR>MC - увеличить выпуск

2. Случай: MR<MC - сократить выпуск

3. Случай: MR=MC - состояние равновесия

MR=MC:

Правило максимизации прибыли: фирма максимизирует прибыль, если выпускает такой объем продукции, при котором МR = МС (минимизирует убытки в другом случае)

МR (Р)= МС – только для чистой конкуренции.

2. Способ.

Первый случай

Р > АТС (общие средние издержки фирмы).

Максимизации прибыли при МR (Р) = МС

 

Второй случай.

ATC>P>AVC

Минимизация убытков при МR (Р) = МС.

 

Третий случай.

P < min AVC

 

Минимизация убытков при оптимальном выпуске равном О.

qоптим=0

 

Вопросы: Ответы: ТR-TC MR - MC
1. Следует ли фирме производить продукцию? Да, если TR>TC(фирма получит экономическую прибыль), но TC-TR<TFC Да, если P > min AVC
2. Сколько продукции должна производить фирма? Когда TR-TC=max, или TC-TR=min. Когда MR
3. Получит ли фирма экономическую прибыль? Да, если TR>TC Да, если P > ATC



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.