Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Степени точности цилиндрических зубчатых колес




НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Условные обозначения:

1 –параметры шестерни;

2 – параметры ведомого колеса;

' – параметры, контролируемые при однопрофильном зацеплении;

" – параметры, контролируемые при двухпрофильном зацеплении;

F – параметры (отклонения) кинематической точности;

f – контрольные параметры (отклонения) плавности;

t - индекс величин, относящихся к окружному (торцовому) сечению;

b – индекс величин, относящихся к основной окружности;

о – показатели зубчатой передачи;

r – действительное (реальное) отклонение.

 

Классификация

По взаимному расположению осей ведущего и ведомого колес:

- цилиндрические колеса с параллельными осями валов;

- конические колеса с пересекающимися осями валов;

- винтовые колеса со скрещивающимися осями валов (червячные);

- передача, осуществляемая шестерней и рейкой (для преобразования вращательного в поступательное движение и наоборот).

По расположению зубьев относительно образующей колеса:

- прямозубые;

- косозубые;

- шевронные;

- криволинейные.

По относительному вращению колес и расположению зубьев:

- передача с внешним зацеплением;

- передача с внутренним зацеплением.

ГОСТ 1643 распространяется на эвольвентные цилиндрические зубчатые передачи внешнего и внутреннего зацепления с прямыми, косыми и шевронными зубчатыми колесами, исходный контур которых выполнен в соответствии с ГОСТ 13755. Делительный диаметр достигает 6300 мм, модуль находится в пределах от 1 до 56 мм, ширина венца до 1250 мм.

Основные параметры колеса:

d a – диаметр окружности выступов;

df – диаметр окружности впадин;

dв – диаметр основной окружности;

d – диаметр делительной окружности;

а – межосевое расстояние;

w – длина общей нормали;

Pb (Pα) – основной шаг (по основной окружности) или шаг зацепления;

Рt – окружной шаг (шаг по делительной окружности);

m - модуль, число, показывающее, сколько миллиметров диаметра делительной окружности приходится на один зуб зубчатого колеса;

Делительная окружность (поверхность) делит зуб на головку и ножку:

ha - высота головки - расстояние между делительной окружностью колеса и окружностью вершин (выступов) зубьев; ha = m;

h f - высота ножки – расстояние между делительной окружностью колеса и окружностью впадин; h f = 1,25 m;

h – полная высота зуба h = 2,25 m.

Зубчатые колеса изготавливают с погрешностями, вызываемыми погрешностями профиля зубообрабатывающих инструментов (фрез, долбяков), неточностью их установки на станке, отклонениями размеров и формы заготовки, а также неточностью установки заготовки на станке, погрешностями в кинематических цепях станка. Совместное действие перечисленных погрешностей приводит к кинематической погрешности колеса, отсутствию плавности его работы и нарушению прилегания поверхностей зубьев, как по длине, так и по высоте зуба. Предельные отклонения параметров зубчатого колеса ограничены системой допусков.

По точности изготовления зубчатые колеса разделяют на 12 степеней точности в порядке убывания точности: 1, 2, 3, …, 12.

Степень точности – заданный уровень допустимого несоответствия значений действительных параметров их расчетным (номинальным) значениям.

Допуски установлены для степеней точности от 3-й до 12-й. Допуски и отклонения для степеней 1-й и 2-й не установлены – это резервные степени.

Для дифференциации точности колес в зависимости от их служебного назначения зубчатые передачи подразделяют на четыре вида - отсчетные, скоростные, силовые и общего назначения.

· к отсчетным относят передачи с высокой кинематической точностью (кинематические). Основные требования – кинематическая точность, то есть соответствие угла поворота ведущего и ведомого колес. Это часовые, индикаторные, счетно-решающие устройства, делительные механизмы, колеса координатных измерительных машин, следящих устройств и т.д.;

· к скоростным относят передачи станков, автомобилей, двигателей, турбин. Важнейшим требованием их работы является плавность и бесшумность работы при высоких частотах вращения;

· к силовым относят передачи грузоподъемных машин, тракторов, штампов, землеройных машин и экскаваторов. Основным требованием в таких передачах является полнота контакта зуба.

В соответствии с перечисленными группами передач построена система допусков на зубчатые колеса. Все показатели точности передач и колес сгруппированы в три нормы точности:

· нормы кинематической точности зубчатого колеса и передачи;

· нормы плавности работы зубчатого колеса и передачи;

· нормы контакта зубьев колеса и передачи.

 

Нормы кинематической точности – определяют точность передачи вращения с одного вала на другой, то есть величину полной погрешности (ошибки) угла поворота ведомого зубчатого колеса в пределах его полного оборота. Обычно выражается величиной длины дуги делительной окружности в линейных единицах измерения.

Нормы плавности – характеризуют равномерность вращения или степени плавности изменения кинематических погрешностей передачи. Выражается погрешностью по шагу при повороте на один номинальный угловой шаг.

Нормы контакта – отражают полноту прилегания поверхностей зубьев, сопряженных колес передачи. Характеризуются величиной и расположением пятна контакта сопряженной пары.

Степени точности назначают для каждого вида норм точности дифференцированно с учетом того, к какой группе относится данная передача, т.е. три вида норм могут комбинироваться и назначаться из разных степеней точности с учетом ограничений, приводимых в стандартах.

Для передач общего назначения для всех норм точности назначают, как правило, одинаковую степень точности, например 7-ю.

Критерием для выбора степени точности по норме плавности является окружная скорость (табл.13).

Таблица 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.