Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема типологии культуры

Типология культуры – это классификация культуры по каким-либо основаниям, общности признаков, выделение субкультур или типов культуры, которые отличаются друг от друга по внешним признакам. Общепринятого критерия, с помощью которого можно было бы типологизировать культуры, нет.

Тип культуры – это культурный комплекс, созданный на базе определенных представлений о мире, о человеке, о связях между ними.

Типология всегда имеет единое базовое основание – у признаков должен быть единый фундамент.

 

Основой для типологии может выступать мировоззрение, которое, в свою очередь, определяется тем, какому приоритету отдается предпочтение: Богу, природе, социуму, Логосу, человеку. Выделяются такие типы мировоззрения: природоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, логоцентризм, антропоцентризм.

 

Основой для типологии культуры может выступать менталитет.

Сущность понятия «менталитет»

Проблемы менталитета этнокультурной общности были поставлены на повестку дня некоторыми этнопсихологами уже в 19 веке. Своим зарождением это научное направление обязано трудам немецких психологов Х. Штейнталя, В. Вундта, опубликовавшего в 1863 г. книгу “ Лекции о душе человека и животного”.

Открытие Карлом Юнгом архетипов - “коллективного бессознательного”, предложило науке новые горизонты в изучении культуры исторических общностей. Архетипы или “коллективное бессознательное”, наконец-то дали научное обоснование той устойчивости и повторяемости мировоззренческих и поведенческих стереотипов различных народов, которые отмечали многие ученые еще задолго до Юнга.

Национальной общности характерно некое уникальное, присущее только ей, мироощущение, мышление, поведение, система ценностей, духовное творчество, обусловленное многими факторами, из которых ошибочно было бы выделять какой-либо один в качестве первичного, приоритетного.

И вот вся эта совокупность характерных признаков, отличающих этнокультурную общность от других, выделяющих ее в своеобразный макрокосм человеческих индивидуумов, некое уникальное неповторимое сообщество, - может быть выражена и наиболее полно охвачена понятием «менталитет».

Менталитет - это то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире.(Гуревич Н.С. Культурология.)

Менталитет – это глубинный уровень массового сознания, коллективные представления народа, его образ мира. Это:

-это сознательные и бессознательные стереотипы мышления

-способы ориентации в социальном и природном мире, доходящие до автоматизма

 

Таким образом, менталитет этнокультурной общности включает в себя природное и культурное, эмоциональное и рассудочное, иррациональное и рациональное, сознательное и коллективное бессознательное - то, что принято называть архетипами.

Архетип - глубокий слой “коллективного бессознательного”, где в виде “изначальных психических структур хранится древнейший опыт (народа), обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира”.

Архетипы являются основой менталитета этнокультурной общности, хотя, как открытая система, менталитет естественно может и приобретает новые признаки и черты.

Менталитет задается языком, традицией, воспитанием, религиозными представлениями, всей общественной практикой людей и меняется постепенно, на протяжении веков.

 

Типология культуры может быть основана историческом (формационном) подходе и цивилизационном подходе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самосознание человека в истории культуры | Исторический (формационный) подход
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.