Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизационный подход




 

Его сторонники признают, что общей структурной единицей историко-культурного процесса является цивилизация - как система, включающая различные элементы: религию, политику, экономику, право, мораль, нравственность и др. которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент системы несет в себе отпечаток всей цивилизации.

Появление такого рода теорий связано с крушением европоцентризма. Это процесс связан

*с ознакомлением европейской общественности с историческими и этнографическими данными: примитивными культурами Азии и Африки, которые нельзя было назвать первобытными, нельзя было свести к одному типу;

*знакомство с культурами Востока, которое показало различия культур Китая, Индии, Японии, арабского мира.

*в конце 19 века начинается распад колониальной системы, освободившиеся народы выбирали собственный путь развития

*сами европейцы осознали недостаточность собственной культуры, например, гипертрофированное н/т развитие и недостаточное гуманитарное, недооценка религиозно-художественного аспекта жизни.

 

Основные положения подхода:

1.Картина истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а множество расходящихся веером и перекрещивающихся линий развития.

2.История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур, живущих каждая своей самостоятельной жизнью. Каждая культура имеет свою судьбу, свою историю, свою систему ценностей.

3.Культуры – это автономные и самодостаточные образования, равноценные по своей значимости.

4.Каждая культура имеет завершающий цикл развития: от рождения к расцвету и смерти.

 

Сильные стороны подхода:

1.Его принципы применимы к истории любой страны или группы стран – универсальность подхода;

2.Подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов;

3.История мировой культуры представляется как многолинейный, многовариантный процесс;

4.Выделены особые критерии развития культуры, что позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран и народов;

5.Важная роль отводится человеческому фактору – духовно нравственному и интеллектуальному развитию человечества. Важное значение для характеристики цивилизации имеют такие характеристики как религия, духовная культура, менталитет.

 

Слабость подхода:

-аморфность критериев выделения цивилизаций

-трудности в сравнении культур, так как каждая культура вырабатывает свои ценности и идеалы, свой особенный тип человека, приходится признать культуры несопоставимыми, т.е. отказаться от какой-то общей теории культуры, нет единой системы ценностей, единых принципов морали, политики, права, единых критериев истины, добра, красоты.

 

Этот подход стал развиваться в трудах представителей диффузионизма. Это направление стало развиваться в середине 19 века. Название произошло от слова «диффузия» - разлитие, растекание. Ученые говорили о «растекании» созданных в некоей географической зоне предметов культуры по другим зонам. В этом заключается главный двигатель историко-культурного процесса.

Один из представителей этого направления Лео Фробениус говорил, что культуры возникают в определенном ареале, получается т.н. «культурный круг». Потом культурные круги накладываются друг на друга, происходит диффузия.

У каждого культурного круга свои признаки. Например, западноафриканский культурный круг имеет следующие признаки: прямоугольные дома с двускатной кровлей, плетеный шит, музыкальные инструменты со струнами из растительных волокон, барабан, маски.

Культуры – это биологические организмы, которые рождаются, живут и умирают. Их особенности зависят от географических условий. Есть культуры мужские и женские. Обе связаны с растительным миром, но тенденции их роста противоположны. Мужская культура стремится «вверх»: свайные жилища, кровати на ножках, есть чувство «дальней цели». Женские культуры устремлены «вниз»: люди строят подземные жилища и зернохранилища, земляные печи, их религия содержит представления о «подземном» загробном мире.

 

Теории культурно-исторических типов появились во второй половине 19 века. Первым выделил культурно-исторические типы Н.Я.Данилевский. Он выделил 13 культурно-исторических типов, которые отличаются друг от друга своеобразным сочетанием 4х элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического.

 

О.Шпенглер писал о культурах, которые возникают из стремления к самовыражению коллективной души народа: «Я вижу вместо монотонной картины схематической всемирной истории… феномен множества могучих культур, асцветающих со стихийной силой на лоне своего родного ландшафта. Каждая из них придает своему материалу – человечеству – собственную форму…»

 

Родившись на фоне определенного ландшафта, «душа культуры» выбирает свой «первосимвол», из которого, как из эмбриона, формируются затем все ее органы и ткани. Она стремится выразить себя в архитектурных, художественных, языковых, политических, философских формах. Первосимвол для греков – прекрасное тело, для арабов – пещера или арка, для египтян – дорога, для европейцев – бесконечность.

 

Макс Вебер – немецкий ученый, крупнейший социолог ХХ века.

Предлагал категорию «идеальный тип» - определенное сочетание разных элементов, связующей основой для которых выступает религия, которая создает определенную картину мира, задает систему ценностей и норм, определенную этику поведения.

«Идеальные типы» заведомо утопичны.

Например, есть три идеальных типа господства и власти:

1.рациональный тип, основан на взаимных интересах управляющих и повинующихся, на сисетем законности;

2.традиционный – основан на вере в законность и святость существующих обычаев. Здесь общество делится на «господина» и «вассалов». Основа – верность господину.

3.харизматический – от греч «дар». Во главе государства – великая харизматическая личность (Македонский, Гитлер, Цезарь, Наполеон). Основа подчинения – вера в особые способности лидера, а лидер черпает силы в ожиданиях и надеждах масс.

 

П.Сорокин – гордость американской социологии. Писал, что типы культуры различаются в зависимости от того, какие ценности лежат в их основе. Сорокин различает три системы ценностей:

1.идеационная – знание о мире достигается путем интуитивного откровения, через Бога (например, европейское средневековье)

2.сенситивная – мир воспринимается органами чувств, ценится то, что ощутимо этими органами (эпоха Возрождения)

3.идеалистическая – тип переходный, когда идеализируются особо отмеченные фрагменты действительности.

В истории эти типы чередуются.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.