Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика античной культуры




Умение мыслить привело к появлению философии и, соответственно, новой картины мира

 

Вместе с развитием полисной системы совершался переход от древней мифологии к философскому пониманию мира. Это означало замену произвольного рассказа, где истина сообщается, а не раскрывается обоснованной аргументацией и доказательством, разумно-логическими соображениями. Это переход от мифа к логосу стал фундаментальным нововведением античной культуры. Появилась новая картина мира, в которой был увиден принцип порядка, гармонии противоречивых сил, создан образ космоса. Философия становится одной из главных сфер греческой культуры. Рождение философии и есть рождение нового типа мышления. Если мифологическое мышление удовлетворяется описаниями, то философское требует доказательств. Философия оперирует абстрактными понятиями. Философия строго отличает факты и логические выводы от вымыслов и предположений. Первый древнегреческий философ Фалес Милетский поставил вопрос о первоначале всех вещей и путем логических рассуждений пришел к выводу о том, что первоначалом всего является вода. Вместе с философией развиваются и начатки научных знаний - астрономии, математики, биологии, медицины.

Отношение к богам. Греки относились к богам как к себе подобным, почти родственникам, чему способствовал антропоморфный образ богов. Они приносили им жертвы, но общение иногда происходило почти на равных: с богами можно было спорить, а при случае и отругать, ведь боги обладали теми же достоинствами и недостатками, что и люди. Боги, конечно, были могущественнее людей, но и их существование зависело от определенных обстоятельств. Они появлялись и уходили в небытие, им переставали поклоняться. Все боги были красивы кроме Гефеста, которого сбрасывали с Олимпа.

 

А) космологизм античной культуры

Выделим особенности античной культуры в ее отличии от других культур. Античная культура характеризуется как космологичная. Представления о космосе важны для понимания античной культуры. Под космосом понималось, как писал А.Ф.Лосев "видимое, слышимое…обоняемое и осязаемое…чувственное данное небо. Это вечное вращение небесного свода по одним и тем же законам, эта его необычная ширь, хотя в то же время видимая чувственными глазами… " Космос "…есть не что иное как огромное тело живого человеческого существа". Космос - это мир, вселенная, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу упорядоченностью и красотой. Небесные тела вращаются целую вечность, всегда одинаково, симметрично, без всякого нарушения. Космос видимый, слышимый, осязаемый, материальный в представлении древнего грека есть не что иное, как огромное тело живого человеческого существа, как в целом, так и во всех своих частях.



Другая важная характеристика античной культуры - ее телесностьиливещественность. С точки зрения античного человека все есть вещь. Что такое вещь? Это нечто доступное человеческим органам чувств, ее можно увидеть, потрогать, почувствовать вкус. Это нечто ограниченное в пространстве, или имеющее форму. Это важно, так как форма в любых объектах интереснее для грека, чем содержание. Кроме этого, вещь изменяема во времени и смертна. Все что не отвечает этим трем признакам, древними греками не замечалось, не фиксировалось. Все что они видели, замечали, неизбежно превращалось в тела, формы, вещи. Окружающий мир, космос - это вещь, т.е. он осязаем, конечен, изменчив. Античная Греция - расчлененное бухтами, реками и горами побережье, это изолированные тела островов Эгейского моря. Весь мир - сумма отдельных тел, изолированных вещей. Атом - первоэлемент всего сущего - тоже вещь. Человек - это также одно из тел в составе космоса. Античные боги - идеальные человеческие тела, место их пребывания видимый географически реальный Олимп, культы связаны с определенными местностями, боги - это, прежде всего, боги городов, домов, полей.

То, что не отвечало признакам вещи, греками не замечалось. В этой связи следует сказать об отношении греков к бесконечности. Греки не знают понятия бесконечного пространства. О.Шпенглер писал, что природа представала взорам античных людей как "некая благоустроенная сумма осязаемых вещей, на фоне которых пространство воспринимается как нечто не существующее". Нет понятия пространства в античной математике. Страх дали постоянно мешал грекам расширять свои крохотные государства. Он постоянно держал их паруса не далеко от побережья. Античная живопись не знает пейзажа. Краски античной палитры - черная, желтая, красная, белая - краски земли, тела, крови. Нет голубого, зеленого - красок дали, неба и зеленеющих полей. Не живопись, но скульптура - главный вид искусства в Греции. Не знает античная скульптура изображения зрачка. Зрачок превращает глаз во взор, но взор - это взгляд, брошенный вдаль. Античная театральная сцена - плоская сцена, она боится глубины и не знает перспективного пейзажа на заднем плане. Античность не знает и дали времени, она обходится без часов, и в ее фресках ни одна деталь не указывает на положение солнца. Душа Греции - это телесность, статичность, природность, законченность, это мир, чуждый всякой динамике и истории, всякому порыву к бесконечному, безграничному и потустороннему. Математические расчеты греков были основаны на рациональных числах, а с открытием иррациональных величин математика попала в затруднительное положение, так как грекам трудно было оперировать числами, которые нельзя был представить наглядно.

С космосом связано понимание судьбыантичным человеком. Законы космического порядка абсолютны и неизменны. Каждая часть космоса развивается по этим неизменным и непреложным законам. То, что предписывает космос, есть и будет. Это судьба, и нельзя изменить ее. В античности судьба это Мойры, Ананке, Тюхе и др. Но античный человек рассуждает так, что раз судьба выше меня, я не знаю, что она предпримет, то почему я не могу поступать так, как хочу. Я - герой. Античность основана на сочетании фатализма и героизма. Смысл человека - испытывать судьбу. В то же время можно говорить о свободе человека. Человек приходит к своему концу в определенное время, в определенном месте и при определенных обстоятельствах, но это не означает, что столь же определен и сам его жизненный путь. Античный человек свободен в выборе своего жизненного пути. Античные люди пытаются истолковать знаки судьбы, а так эти знаки неоднозначны, то в жизненном пути появляется выбор. Но если человек пытается вести себя не в соответствии с волей богов и уклониться от выпавшей ему на долю судьбы, то он неизбежно потерпит неудачу. "Злой рок" будет преследовать всякого, кто осмелится сопротивляться своей судьбе. Жизнь его может превратиться в трагедию. Отсюда у греков появляется жанр трагедии - описание борьбы героя с судьбой (Эдип, ушедший из дома чтобы не стать убийцей отца и не жениться на матери, все равно совершает предначертанное - трагедия Софокла). И хотя герой трагедии терпит крах, тем не менее, мужество героя вызывало сочувствие и восхищение у человека Античности.

Стремление испытать судьбу говорит о другой характеристике античности – состязательности или агональности. Стремление к состязаниям почти во всех сферах жизни становится главным принципом греческого общества.

Состязанием характеризуются все сферы жизни - спортивные, конные, поэтические и музыкальные состязания, на состязании основана риторика - ораторское искусство. В Греции родились Олимпийские игры. Дух агона (борьбы) играл немалую роль в бурной политической жизни греческого полиса и отчасти определял такую важную характеристику полиса как высокая политическая активность граждан. Из агона рождается греческая философия. Диалектика первоначально трактовалась как «искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в высказываниях».

Агон в быту проявлялся в виде коллективных развлечений. На пирах – состязания в остроумии, шарады, загадки, апории (вопросы, на которые нет однозначного ответа).

Раз в год на празднике Деметры проводился конкурс младенцев: все дети, рожденные в течение года, выносились на суд жюри, маме самого красивого присуждался приз. В мифах Парис присуждает яблоко раздора самой красивой Афродите, уступили Гера и Афина.

Популярны были азартные игры в кости, состязания животных (петухов, перепелов, кошек, собак). Существовал тотализатор.

Самыми популярными играми греком были Олимпийские (в Олимпии) с 776 г. до н.э. По ним греки исчисляли время (третий год восьмой олимпиады). На время игр объявлялся священный мир на 2 месяца: время пути, тренировок, самих игр. Эти игры были посвящены Зевсу, который олицетворял мужское начало, воинскую доблесть. Присутствие женщин было несовместимо с мужскими играми, женщины на игры не допускались, так же как и рабы, только граждане. Игры начинались жертвоприношением Зевсу. Соревновались в прыжках, беге, метании диска, копья, борьбе, гонках на колесницах. Состязались только ради славы, получали оливковый венок, звание олимпионика, право принести жертву в священной роще, поставить статую своему виду спорта и выбить на ней свое имя.

 

Б) рациональное и эмоциональное

Для античной культуры характерна борьба двух начал, двух тенденций - "дионисийской" и "аполлонической", как впервые назвал их Ницше. Первая связана с поклонением Дионису - богу виноделия. Греки, научившись делать вино, считали опьянение божественным даром. Поклонение Дионису (Вакху, Бахусу) сопровождалось вакханалиями и оргиями, разгулом и чувственными наслаждениями. Греки были неравнодушны к чувственным наслаждениям. Они любили зрелища - состязания, театр. Все античное искусство было подчинено принципу зрелищности. Никакое изделие не считалось законченным, пока ему не придавалась внешняя форма, рассчитанная на чувственно-эстетическое восприятие. Узорами покрывались оружие, кухонная утварь. Наибольшее чувственное наслаждение доставляла скульптура.

Вторая, аполлоническая тенденция влекла античных людей к светлому, спокойному, рационалистическому мироощущению. Она воплотилась в присущей им любви к гармонии, порядку, законности, в почитании здравого смысла, логики, нравственной добродетели, в развитии философии и науки. Дионисийское искусство - искусство ночи, удачнее всего выражается в музыке и танце. Аполоническое - искусство дня, выражается в литературе и особенно в пластическом искусстве. Аполонническое начало в античной культуре превалирует, а дионисийское выступает скорее как варварский бунт против осуществляемого культурой подавления инстинктов.

Искусствов период античности становится самостоятельным видом деятельности, приобретает собственную, эстетическую ценность и удовлетворяет эстетические потребности населения. Возникают виды искусства - архитектура, скульптура, живопись, поэзия, драма, театр.

ИскусствоАнтичности также основано на понимании гармонии и красоты космоса. Космос - это не только мир, Вселенная, но и наилучшее, совершеннейшее произведение искусства. Человеческое искусство это лишь жалкое подобие космологического искусства. Космос - это тело, вещь. Скульптура это также тело, вещь, поэтому скульптура - главный вид искусства античности. Наблюдения за окружающим космосом формируют эстетические категории, которые пронизывают все античное искусство - красота, мера, гармония. Греки проецировали понятие гармонии в том числе и на общественное устройство. Полис для - наиболее гармоничный способ организации жизни людей.

 

Какую роль играл полис в развитии искусства? Во-первых, искусство удовлетворяло эстетические потребности граждан полиса. Во-вторых, активная политическая жизнь полиса заставляла политиков тратить средства на храмы, скульптуры, зрелища чтобы привлечь больше сторонников. В-третьих, экономика, основанная на труде рабов, позволяла гражданам полиса иметь свободное время, которое они могли тратить на занятия философией, литературой, наукой. Этому также способствовало развившееся у граждан полиса представление о недостойности физического труда.

У свободных греков, которые освободили себя от физического труда, существовало понятие Высокого Досуга. Досуг не как отдых, а как самостоятельная сфера занятий искусством, спортом, интеллектуальной деятельностью: литературой, философией, искусствами, дружеским общением на симпосионах.

Все праздники в Греции были связаны с триединой хореей – пением, музыкой (игрой на музыкальных инструментах), танцем. Музыка – понятие сложное, к ней относились также поэзия, эпос, трагедия и даже история (мусические искусства). Пение и музыка были широко распространены в повседневной жизни, помогая делать ритмичные и равномерные движения: грести, вращать жернова, месить тесто, толочь зерно, давить виноград. Часто устраивались состязания певцов, приуроченные к профессиональным праздникам.

 

Наука. Наиболее развиты в Греции были философия и искусство, однако и наука «как систематизированный опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества» была основана именно греками.

Особенности греческой науки:

1)рационалистическая трактовка природы и общества без предположений о вмешательстве божественной воли, стремление к объяснению мира из него самого, желание представить в виде сочетания наименьшего числа простых элементов сложные явления окружающего мира, интерес к жизни других стран и народов.

2)Торгово-ремесленный характер полиса обусловил преобладание у греков прикладных научных знаний. Торговля влекла за собой развитие математики, системы мер и весов. Морская торговля способствовала развитию навигации и астрономии. Ремесло развивало знания о природе, о свойствах металлов. Земледелие породило зачатки ботаники, геометрии, а животноводство – биологии. Часто научные знания развивались в рамках философии, стремившейся найти рациональное объяснение окружающему миру. Например, большую роль в развитии наук сыграла школа Аристотеля. В ней практиковались эмпирические методы исследования накопленного фактического материала. «Сбор материала по естествознанию, сведений, сообщенных рыбаками, охотниками, пастухами, моряками, выписок из ученых трудов предшественников занимал огромное место в деятельности Аристотеля и его последователей», например, Менон изучал медицинскую литературу, Эвдем писал историю математики и астрономии, Феофраст – историю и физиологию растений, Дикеарх составил описание земли.

Сад Ликея, где Аристотель прогуливался со своими учениками, оказался прообразом научных учреждений. По такому же типу был организован Мусейон в Александрии. Там были огромный зал для собрания ученых, большая библиотека, ботанический сад, зоопарк, хирургическая лаборатория и астрономические обсерватории. Прекрасные условия для работы, а также пенсии, которые платили здесь ученым, привлекли в Александрию в 3 в. до н.э. великое множество образованных греков – специалистов в математике, физике, астрономии, географии, филологии.

Ряд исследователей трактуют античную культуру как тип европейской рациональной культуры. "Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть…, но восприняв его, … должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру". Эта черта греческой культуры привела к появлению канона, что обозначает норму или правило выполнения того или иного изображения. Канон определял идеальные пропорции человеческой фигуры. В архитектуре Греции появился ордер - система соотношения пропорций здания.

В) человек в античной культуре

Главное – отношение к человеку в античной культуре было двойственным.

Справедливым будет утверждение, что человек как телесно-духовное существо - центр всей греческой культуры, особенно периода классики. Для греческих историков, скульпторов, архитекторов, философов, человек, его образ служат своего рода точкой отсчета, когда речь идет о мудрости, красоте и других формах совершенства. Храмы сообразованы с человеком, мерой его восприятия и разумения: "жилища" богов величественны и грандиозны. Но не настолько, чтобы подавлять человека. Величественны и человечны сами боги. Их функция состоит в том, чтобы служить людям образцом для подражания.

Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом… Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному».

Протагор: «Человек есть мера всех вещей». По Демокриту мерой всего, что существует, является не всякий человек, а только мудрец.

Фундаментальной установкой всей греческой культуры стал тезис «Познай самого себя» (изречение было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах) – призыв к самопознанию. У Сократа это самая главная часть учения.

Платон развивал мысль о душе человека, которая, по его мнению, состоит из трех частей: идеально-разумной, вожделяюще-волевой и инстинктивно-аффективной. Большинство людей находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своем поведении эгоистическими соображениями, а не истиной, справедливостью и разумом.

Аристотель признавал главным и решающим в человеке ум, интеллектуальную деятельность. Но он считал, что человек – общественно-политическое существо, само существование которого невозможно вне общества, его нравственно-правовых норм и государственных структур. Но человек способен к самостоятельному выбору образа жизни и деятельности. У античного человека было сильно развито полисное сознание. Жить по-человечески, не по-варварски - значит жить в полисе, участвовать в полисной жизни. Человек это тот, кто участвует в жизни полиса. Античная культура сформировала идеал человека, в котором сочетаются физическое, духовное совершенство, а также качества человека-гражданина (калокагатия). В полисе человека охраняют не только боги, но и законы. Зависимость человека от полиса сродни зависимости человека от коллектива в первобытном обществе. И там и там человек чувствовал себя в безопасности и жил полноценной жизнью. Для человека не было ничего страшнее, чем изгнание из полиса.

Однако, несмотря на полисный коллективизм, сам полис создавал условия для рождения индивидуальностей, ярких и сильных личностей. Жизнь полиса, его экономика, ориентированная на устойчивые внешние связи, его политическая жизнь требовали от человека неординарных решений, проявления его личных качеств. Сам факт, что индивид может быть духовно независимым от общества и действовать вопреки обществу, был своего рода открытием для греков и стал еще одним фактором кризиса полиса.

Для мышления античного человека характерен рационализм, изживание образно-аналогического мышления.

Но в античности не было представления о личности. А что было? Было представление о прекрасной материи, о вещи. Чтобы появилась личность, нужно было отделить человека от космоса, от всеобщей субстанции. Но человек пока еще лишь часть космоса в ряду других вещей.

Античная идея личности сводится лишь к ее физическим, внешним характеристикам.

В условиях обязательного подчинения личных интересов общественным, всех, кто выделялся из коллектива своим неординарным образом мыслей, поведением, недолюбливали и карали. Например, философ Анаксагор был изгнан за инакомыслие. Были изгнаны Протагор, осуждены Перикл и его друг скульптор Фидий, которого обвинили в том, что его скульптуры имеют портретное сходство. Однако, именно "изгоняемые" оставили после себя значительный след в культуре и памяти потомков.

Участвуя в Олимпийский и других состязаниях, грек проявлял себя, прежде всего, как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда они выражали идеи и ценности города-государства. У статуи, которая создавалась и устанавливалась в честь победителя, отсутствовали индивидуальные черты. Это был типичный образ победителя.

Отношение к женщине. В греческой культуре доминировало мужское начало. Человек – это мужчина, муж. Женщина несамостоятельна, полностью зависит от мужчины. Она является низшим существом. Женщины делились на две категории: 1 - жены, матери граждан, предназначенные для законного брака и продолжения рода. Они умели только читать, писать и вести домашнее хозяйство. Главное, что от них требовалось – целомудрие.

2 – чужестранки, незаконнорожденные (из семей с незарегистрированным браком). Среди них на первом месте гетеры – спутницы, женщины, ведущие независимый образ жизни и находившиеся на содержании у мужчин. Они предназначались для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлекали господина, они были хорошо образованы, разбирались в политике, искусстве, философии. Среди них самые заметные Аспазия – подруга, а потом и жена Перикла, Таис – спутница Птолемея, Фрина – подруга Праксителя. Эти женщины играли заметную роль в общественной и культурной жизни. Храм Афродиты в Коринфе – центр подготовки гетер.

Авлетриды – чужестранки, профессионально работающие в сфере искусства: танцовщицы, актрисы, музыкантши, зарабатывали себе на жизнь своими талантами, их очень ценили греки.

Паллаке – сожительницы, бывшие рабыни или рабыни, никакими правами не обладали.

Диктериады – публичные женщины, продающие себя за деньги. Бесправны, не могли находится в городе в светлое время суток, ходит в храмы, участвовать в праздниках и, главное, подходить к женам. Они носили специальную одежду – платье кричащей расцветки, красили волосы или надевали парики.

 

Брак: не был обязательным по закону, но холостяки уважением не пользовались, подвергались штрафам. Выбор мужа – обязанность отца, брата или другого опекуна женщины. Выдавали замуж в 12-15 лет, в т.ч. и за родственников, но только не родных братьев и сестер. От невесты требовалось приданое. Свадьба совершалась в доме отца невесты, но без невесты, отец передавал права на нее мужу. Потом ее вводили в дом мужа. Потом женщина полностью теряла самостоятельность. Лучшая жена та, которая вообще не выходит их дома. Развод мог быть, муж просто отсылал жену отцу с частью приданого, а если инциатор развода жена, то ей требовалось разрешение от властей. Причины разводов – отсутствие детей или измена.

Дети. Когда отец обнес ребенка на руках вокруг очага – значит он его признал. Лишних детей выбрасывали на улицу. Предпочитали растить одного-двух детей, чтобы не делить потом имущество. Только во 2м веке до н.э., когда снизилась численность населения, Филипп Македонский запретил бросать детей.

Обучение детей начиналось в 7 лет. Сына учил отец, а дочь – мать. Мальчик также имел трех учителей: грамматика, кифариста и спортивного тренера. Все юноши с 18 лет проходили военную подготовку в течение 2-4 лет.

В Спарте уже с 7 лет мальчиков учили в лагерях. Из них делали «боевую машину». В 20 лет испытания (инициация – ходить зимой босиком, обходится без слуг, скитаться по стране в течение года). После этого юноши становились полноправными гражданами. Девочки также учились с мальчиками гимнастике, были выносливыми, физически крепкими, а также учились всей домашней работе.

 

 

Культура Рима вносит новое в культуру Греции. Она формируется в условиях агрессивной внешней политики римлян, диктата силы. Памятники римской архитектуры покоряют своей мощью, строятся в основном общественные сооружения, например, Колизей (илл)- гигантский цирк. В честь императоров сооружаются триумфальные арки. Римляне изобретают новые инженерные конструкции, например, водопровод (акведук) (илл), строят мосты, крепости, дороги. Главная культурная тенденция - возвеличение власти императора и государственной мощи империи. Для римлян по-прежнему на первом месте интересы государства, а не личности. В искусстве римляне освоили портрет, как скульптурный, так и живописный, в котором внимательно изучали лицо конкретного человека (илл Фаюмский портрет)Кроме этого, поздний Рим, это уже Рим христианский, а христианство формирует совершенное иной взгляд на мир, иное отношение к человеку, иное искусство.

 

Выводы:

- Античную культуру по праву можно считать колыбелью европейской культуры. Здесь зародились европейская наука, философия, искусство, право.

- в условиях античности зародились предпосылки для развития личностных качеств человека и формирования отношения к человеку как к личности, что станет основой развития культуры в последующие эпохи

 

Семинар. Культура Европы в средние века.

1. Христианство как духовный стержень европейской культуры.

2. Особенности картины мира средневекового человека.

3. Неоднородность средневековой культуры: культуры храма и монастыря, дворца и замка, города, села.

Сообщения:

Средневековые рыцари: их идеалы и образ жизни.

Средневековые университеты.

Народные праздники. Карнавал.





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.146.212
Генерация страницы за: 0.205 сек.