Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные особенности средневековой культуры




 

- Важнейшей особенностью средневековой культуры явля­ется особая роль христианского вероучения и христиан­ской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сра­зу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социаль­ным институтом, общим для всех стран, племен и госу­дарств Европы.

Еще более значительно было то влия­ние, которое церковь оказывала непосредственно на со­знание населения. Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о дей­ствующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоци­ональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем по­нятными нормами социального общежития с ро­мантической приподнятостью и экстатичностыо сюжета'' об искупительной жертве, наконец, с утверждением о ра­венстве всех без исключения людей в самой высшей ин­станции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневе­ковых европейцев.

Средневековая картина мира, целиком определившая ментали­тет верующих селян и горожан, основывалась главным об­разом на образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объясне­ния мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

В сознании средневекового человека мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко маги­ческим, все были абсолютно уверены в возможность чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально.

Картина мира трехмерна: мир божественный, земля, мир Сатаны. Можно представить себе две пирамиды, сложенные основаниями. Вершина верхней пирамиды — Бог. Ниже расположены священные персонажи: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню — архангелы, ангелы и тому подобные Небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем, еще дальше от Бога и ближе к земле, размещаются животные, потом растения и потом — сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии - мир подземный, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй пира­миды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяю­щее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог — олицетворение Добра и Любви, то Сатана — его противоположность, воплощение Зла и ненависти.

Для средневекового восприятия времени характерно своего рода "безразличие" к точному времени. Люди определяли часы по положению солнца в небе, довольствуясь песочными или солнечными часами. Люди не знали точно своего собственного возраста, слабо различали прошлое, настоящее и будущее. Временем не дорожили, т.к время бренной жизни теряло свою значимость на фоне вечности. К которой было устремлено религиозное сознание. Существовало литургическое время. И время выступало своего рода контролем со стороны церкви за жизнью человека. Части дня отмечались колокольными звонам, церковь устанавливала дни труда и дни праздников, в которые трудиться было запрещено, в какие дни нужно соблюдать пост и когда нельзя вести половую жизнь. Время считалось достоянием Бога, а не человека.

Однако, с развитием ремесла и торговли отношение ко времени менялось. Купец и ремесленный мастер не могут не дорожить временем, разумное использование которого дает им доход и возможность более эффективно распоряжаться рабочей силой. На рубеже 13-14 веков на башнях соборов и городских ратуш в крупных городах Запада появляются механические часы. Отныне ход времени начинают отбивать не колокола, а механизмы, символизирующие самостоятельность города и его населения.

Средневековая культура - культура бесписьменная. Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был неграмо­тен. Ужасающе низким был уровень грамотности и образо­ванности даже духовенства в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии и т. п. Уровень же образования прихожан был вообще минимальный.

Средневековая культура традиционна до степени каноничности. Канон - это система правил, норм. В христианстве канон это свод правил в области вероучения, культа и организации церкви. В средневековье в священных текстах, писаниях отцов, постановлениях соборов, светских юридических документах закреплялись законы повседневной жизни.

Средневековый человек считал себя всецело обязанным традиции даже в том случае, если он как художник или ученый создавал нечто новое

 

Отношение к красоте: В эпоху средневековья меняется отношение к эстетическим ценностям и к художественному творчеству. Исчезает наслаждение природным и телесным, так как для христианина важен духовный мир человека, а не его внешний облик, а кроме этого, христианин устремлен помыслами в мир иной. Любовь к красоте - "соблазн похоти". Популярен аскетизм - отказ от всех жизненных благ. Искусство имеет отношение только к миру неземному, к храму, поэтому лишь вокруг храма оживают все виды искусства, и архитектура становится основным видом искусства в средневековье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.