Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к миру

Обращение к античности

Античность играла своего рода роль опоры при отходе возрожденческого человека от средневековья. Конечно, античность возрождалась на ином, новом уровне, так как в истории не бывает точных повторений.

Чаще всего возвращение к античности понимается философами и художниками Возрождения как возвращение в лоно природы.

- Привлекают сюжета античной мифологии.

- возрождается интерес к древним языкам: латинскому и греческому. Латынь стали изучать и научно, и эстетически, и стилистически. Ею стали любоваться и в ней разыскивали наилучший стиль. Петрарка производит филологическую реформу средневековой латыни. Он пишет на той латыни, на которой писали в античную эпоху. Итальянские гуманисты так чисто писали на цицероновской латыни, что состязаться с ними было трудно даже крупнейшим знатокам более поздних веков. Не удивительно поэтому, что итальянские гуманисты оказались основателями и целой огромной научной области, именно классической филологии, одной из самых ранних разновидностей филологии вообще. Появляется впервые слово классика по отношению к искусству, появляется классическая латынь. Петрарка пишет работы о деятелях древнего Рима на очень хорошей латыни. В эпоху Возрождения латынь стала массовым языком, ее знали даже дети.

- Гуманисты проявляют большой интерес к античной философии. В 15 в. во Франции появляется Платоновская академия, где Платона почитают как божество.

В эпоху средневековья определяющим отношением к миру было отношение человека к Богу как высшей ценности. Отношение человека к природе, которая рассматривалась как символ Бога, и к самому себе как смиренному рабу божьему были производными от этого основного отношения.

Ренессанс преодолел дуализм земного и небесного миров (“двух градов” Августина). В ренессансном сознании эти два мира сближаются вплоть до пронизывания друг друга, слияния, превращения в некую амбивалентную тотальность. Поскольку все связано со всем и все взаимопроникает во все, постольку все (а не только Бог) достойно быть предметом познания.

 

Николай Кузанский впервые заговорил о бесконечности мира, Бруно и Галиллей доказали это.

Мир для Кузанского — это богоприрода или природобог. Мир, Вселенная — бесконечны. Бесконечность мира познается разумом человека. Земля ничем принципиально не отличается от других небесных тел - она не находится в центре мира, не является неподвижной, а значит, объективно нет никакого "верха" и "низа", положение небесных тел относительно и, стало быть, Землю можно считать таким же небесным телом, как Солнце или Луну.

Джордано Бруно утверждал, что не только Земля, но и никакое другое тело не может быть центром мира, так как Вселенная бесконечна и "центров" в ней бесконечное число. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.

Джордано Бруно говорил: "Я учу бесконечности вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время, как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну. планеты и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует вселенную. В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании…"

Главной ценностью мира признавался человек - могучая и прекрасная личность. Таким образом, можно назвать картину мира эпохи Возрождения антропоцентрической.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпосылки и основные особенности эпохи Возрождения | Особенности познания мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.