Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кальвинизм

Идеи протестантизма и капиталистической, предпринимательской деятельности оказались связанными в трудах последователя Лютера Жана Кальвина (Ковена), француза, обосновавшегося в Швейцарии, и также удостоившегося чести стать основоположником учения, названного его именем - кальвинизма. Если Лютер лишь выступал против того, что было, то Кальвин существенным образом дополнял и изменял основы вероучения.

Рассмотрим учение Кальвина. Важна для него проблема Божественного предопределения и свободы выбора человека:

Согласно Кальвину, человеку не дано знать: предопределён ли он Богом к спасению или осуждению. Верующий должен быть уверен в том, что он является "Божьим избранником" и доказать это своей жизнью и энергичной деятельностью. "Каждый христианин одиноко идёт по своему жизненному пути навстречу вечному спасению или вечной гибели…"

Таким образом, получало религиозное оправдание буржуазное накопление и буржуазная деятельность вообще, ибо успех буржуа рассматривается Кальвином как показатель предызбранности человека к "спасению".

Кальвинистские проповедники внушали трудящимся, что повиновение капиталистическому хозяину, "добросовестная" работа на него есть "долг, указанный Богом". Работа как самоцель развязала руки безграничному производству ради производства. Всё, что развивало и толкало вперёд производство, награждалось религиозной премией - сознанием избранности, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего. Постепенно формулируется мысль, что человек - "машина для приобретательства", чем больше имущество, тем сильнее ответственность перед Богом.

Богатство как результат выполнения профессионального долга, призвания, не только этически дозволено, но даже обязательно. Хотеть быть бедным, с точки зрения пуританина - то же самое, как хотеть быть больным.

 

Кальвин внёс в христианское учение такую его интерпретацию, которая, в частности, позволила М.Веберу выдвинуть теорию о протестантизме, как этике капитализма, капиталистического предпринимательства.

Теория М.Вебера:

- анализируя классовый состав протестантов, Вебер подчеркивал, что среди них много квалифицированных рабочих, представителей высшего технического и коммерческого состава современных предприятий.

- Что такое "дух" капитализма в трактовке Вебера? Это - прилежание и пунктуальность в работе, умеренность в личной жизни, а также… умение пользоваться кредитом с тем, чтобы получить приращение денег. "Помни, что кредит - деньги ". Всё это позволяло завоевать себе подобающее положение в обществе

- «призвание» человека – это выполнение им мирских обязанностей. Профессиональная деятельность человека является задачей, поставленной перед человеком Богом, притом главной задачей. Каждый человек должен выполнять свой долг, этот долг заключается в том, чтобы быть дельным работником в своей профессии, чтобы знать твёрдо своё место, призвание и работать во имя его и только во имя его не покладая рук. Нажива денег - самоцель…"

 

Таким образом, протестантизм отдал человеку толкование веры и полное руководство ее практической реализацией. Тем самым он как бы освятил рациональную предприимчивость свободного индивида и стал духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыночных отношений, правового государства и рационально-технического преобразования природы, т.е. основой капитализма.

 

Выводы:

· Возрождение впервые в истории европейской культуры создало образ волевого, интеллектуального человека, творца своей судьбы и творца самого себя.

· Эпоха Реформации дала этому волевому, предприимчивому человеку возможность действовать, показав, что честный труд на своем месте - это прямая дорога в рай.

 

 


[1] Гревс И.М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру // Экскурсии в культуру… С.24,25.

[2] Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С.264.

[3] Прохоров Б.Б. Экология человека. – М., 2000. – С.129.

[4] Зыков К.Д. «Качество жизни» и задачи экологической науки. – М., 1988. С.1.

[5] Бобков В.Н., Масловский-Мстиславский П.С. Качество жизни… С.10.

[6] Хильчевская Р.И. Проблемы экологической экономики в свете концепции устойчивого развития // Экономика и математические методы. – 1996. - №3. – С.88.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лютеранство | ВВЕДЕНИЕ. Вопросы теории культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.