КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Медико-тактическая характеристика транспортных аварий и катастроф
Транспортные аварии и катастрофы являются причиной наибольшего числа потерь населения в мирное время. По данным ООН они уносят в год более 200 тыс. жизней и около 1 млн. раненых. Чаще всего транспортные аварии возникают при перевозке опасных грузов. Так, по данным МЧС, более 12 тыс. наименований продукции промышленности и сельского хозяйства перевозятся по железным и автомобильным дорогам, воздушными путями. Транспортные аварии и катастрофы подразделяются на автомобильные, воздушные, железнодорожные и водные. На долю железнодорожного транспорта приходится около 50% грузовых перевозок, автомобильного - 39%, внутреннего водного - 8%, морского - 3%. Перевозятся грузы в ящиках, бочках, баллонах, коробках, кулях, мешках, контейнерах (кирпич, цемент, минеральные удобрения, картофель), цистернах и бункерах. На долю «человеческого» фактора в структуре причин автотранспортных аварий приходится свыше 70% аварий. При этом у пораженных помимо травм часто наблюдаются ожоги и отравления. Автомобильные аварии, катастрофы встречаются чаще и являются причиной наибольшего числа санитарных (раненые) и безвозмездных (погибшие) потерь. К основным причинам транспортных аварий и катастроф относятся: нарушения правил дорожного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, плохие дороги, неисправность машин, профессиональная непригодность к труду водителя. Недисциплинированность при движении, несоблюдение правил дорожного движения, превышение скорости, движение в ночное время, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии являются причиной наиболее тяжких автомобильных катастроф с групповой гибелью участников движения. Проблема профессиональной пригодности человека к вождению автомобилем является актуальной, т.к. установлено, что около 10% водителей, имеющих разрешение на право вождения транспортным средством, не выдерживают установленных требований к этой работе. Обследование же водителей транспортных машин, часто совершающих дорожно-транспортные происшествия в дневное и ночное время, показало, что среди них число непригодных по психофизиологическим тестам к водительскому труду достигало более 50%. Часто причиной аварий с автотранспортными средствами является недисциплинированность пассажиров. Например, пристегнутые ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три раза, а при опрокидывании - в пять раз.
После того как произошел удар, пострадавшему надо определиться, где и в каком положении он находится, не горит ли, не подтекает ли бензин и, в зависимости от ситуации, двигаться к выходу через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, следует разбить стекла, если они остались целыми, и выбраться из машины. При падении в воду машина может несколько секунд оставаться на плаву, что достаточно для ее быстрого покидания. Во время погружения машины в воду нужно закрыть стекла, набрать воздух, предварительно освободиться от лишней одежды и через окно или лобовое стекло выбраться наружу. При возникновении дорожно-транспортных происшествий (ДТП) водитель обязан остановиться, включить аварийную световую сигнализацию, а в случае ее неисправности выставить знак аварийной остановки, предупреждая следующих по трассе об опасности. При наличии пораженных нужно немедленно оказать им первую медицинскую помощь, вызвать машину скорой медицинской помощи и известить дорожно-патрульную службу (ДПС). Если при разливе токсических, рассыпании радиоактивных веществ, возгорании опасных жидкостей водитель транспортного средства не пострадал, он должен принять все меры к предупреждению окружающих об опасности, а сам использовать средства индивидуальной защиты.
В случае обнаружения сбитого человека водитель должен при наличии признаков жизни оказать ему первую медицинскую помощь, вызвать машину скорой помощи и быть свидетелем для инспектора ДПС. Поскольку в некоторых регионах автотранспорт является основным способом транспортировки грузов и пассажиров, то аварии чаще возникают на шоссейных дорогах. Поэтому, например, в Татарстане для эффективной организации медицинской помощи пораженным при автокатастрофах сформирована трассовая медицинская помощь. Она заключается в том, что организация медико-санитарной помощи в случае ДТП осуществляет медицинский персонал, размещенный на борту вертолета типа «Скальпель». В район аварии для оказания помощи вертолет вылетает по телефонному или радиосообщению ДПС. На участке автодороги Набережные Челны - Казань (200 км) дежурит машина экстренной медицинской помощи, дистанция обслуживания которой составляет 30 км. АВИАЦИОННЫЕ КАТАСТРОФЫ за последние годы участились. По данным МЧС России, ежегодно в среднем происходит около 60 катастроф воздушного транспорта. Авиационные катастрофы происходят чаще при посадке, чем при взлете, 50% авиакатастроф происходит на летном поле. Причиной их является субъективный (человеческий) фактор, а также неисправность техники. К человеческому фактору относятся усталость экипажа, потеря ориентации, просчеты при посадке и ряд других причин. В отличие от водителей автотранспортных средств, летчики проходят психофизиологический отбор, и этот фактор имеет меньшее значение, чем при катастрофах на автотранспорте. Технические неисправности самолетов, вертолетов в авариях последних лет в силу их изношенности стали играть большую роль, чем человеческий фактор. К техническим неисправностям можно отнести: существенное снижение характеристик надежности, ухудшение качества технического обслуживания и ремонта. Максимальное число пострадавших в зависимости от типа самолета может составить: АН-2 - 12 человек; АН-24 - 47; Як-42 -113; ТУ-154 - 168; ИЛ-86 - 324.
Для снижения потерь при катастрофах на самолетах и вертолетах необходима минимальная подготовка пассажира к по лету. Во-первых, нужно пользоваться ремнями безопасности в период подъема и посадки. Во-вторых, знать расположение аварийных выходов из салона. В-третьих, в период перед аварией необходимо принять безопасную позу, согнуться и плотно сцепить руки под коленями, голову положить на колени, а если это не получается, наклонить ее как можно ниже. Ноги следует упереть в пол, выдвинуть их как можно дальше, но не под переднее кресло, которое при аварии может заклинить. Рекомендуется также использовать кресло, находящееся впереди, на которое нужно положить скрещенные руки, а к ним прижать голову, вытянуть ноги и упереться. Обе позы принимают при пристегнутом ремне. При разрушении кабины на высоте и выходе воздуха из салона развивается декомпрессия, которая сопровождается оглушительным ревом (уходит воздух). Салон наполняется пылью и влагой (туманом), резко снижается видимость, из легких выходит воздух, появляются боли в кишечнике из-за вспучивания газа. В этих случаях необходимо быстро надеть кислородную маску. Экипаж самолета при декомпрессии снижает высоту полета до 3000 м, где содержание кислорода в атмосфере близко к норме. При авариях на воздушном транспорте до 80% пассажиров погибает. При этом 60-80% пострадавших, оставшихся в живых, получают черепно-мозговые травмы, 60% - шок, 70% - разрыв внутренних органов брюшной полости, 60% - травмы конечностей. Организация медицинской помощи осуществляется спасательными командами Федерального управления авиационно-космической службы поиска и спасения. Классификация катастроф на железнодорожном транспорте: • крушение поездов: - столкновение пассажирских или грузовых поездов с другими или подвижным составом, - сходы подвижного состава пассажирских или грузовых поездов на перегонах и станциях, в результате которых погибли или ранены люди, разбиты локомотивы или вагоны; • аварии:
- все столкновения пассажирских поездов с другими или состава, - столкновения или сходы, другие передвижения, в результате которых разбиты локомотивы, погибли люди; • особые случаи брака железнодорожных агрегатов: - прием поезда на занятый путь, - отправление поезда на занятый перрон, - проезд запрещающего сигнала, - перевод стрелки под столбиком, - развал груза в пути следования, - наезд, - неисправное действие устройств; • случаи брака в работе. При авариях на железнодорожном транспорте количество пораженных, как правило, не превышает 20%, причем 60% из них имеют комбинированные поражения. Характер патологии - механические поражения: закрытые переломы конечностей, ушибы, сотрясение мозга, синдром длительного сдавления и т.д. При возгорании вагонов пораженные, наряду с механическими повреждениями, получат ожоги различной степени, а также отравления и ожоги дыхательных путей химическими веществами, образующимися при горении синтетических материалов, применяемых в отделке вагонов. В современный железнодорожный вагон входит от 2 до 3,5 т неметаллических материалов, содержащих полимеры. В результате горения происходит разрыв полимерных молекул, отрыв атомов или групп, образуются новые вещества простейших неорганических молекул. В воздухе купейного вагона при горении обнаруживаются СО, СОз, предельные углеводороды, формальдегид, цианит, циклогексан, метилстирол, фенол, изопропил-бензол, хлор, окислы азота, амилнитрит. Например: фанера является трудногорючим материалом и при горении выделяет цианистый водород. В результате действия факторов пожара (высокая температура, недостаток кислорода) у пораженных наблюдается снижение подвижности. Обычно это наступает раньше, чем отравление. По степени тяжести пораженные распределяются: 50% составят легкие, более 30% - средней тяжести, до 10-12% -тяжелые и крайне тяжелые. Организация медицинской помощи пораженным зависит от места возникновения аварии: происходит ли авария вблизи станции, окруженной населенным пунктом, на открытой или труднодоступной местности. При железнодорожных катастрофах медико-санитарная помощь пораженным оказывается медицинским персоналом аварийной бригады восстановительного поезда, а также другими штатными медицинскими формированиями Министерства путей сообщения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |