Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медико-тактическая характеристика транспортных аварий и катастроф

Транспортные аварии и катастрофы являются причиной наибольшего числа потерь населения в мирное время. По данным ООН они уносят в год более 200 тыс. жизней и около 1 млн. раненых. Чаще всего транспортные аварии возни­кают при перевозке опасных грузов. Так, по данным МЧС, более 12 тыс. наимено­ваний продукции промышленности и сельского хозяйства перевозятся по же­лезным и автомобильным дорогам, воз­душными путями.

Транспортные аварии и катастрофы подразделяются на автомобильные, воз­душные, железнодорожные и водные. На долю железнодорожного транспорта при­ходится около 50% грузовых перевозок, автомобильного - 39%, внутреннего вод­ного - 8%, морского - 3%. Перевозятся грузы в ящиках, бочках, баллонах, короб­ках, кулях, мешках, контейнерах (кирпич, цемент, минеральные удобрения, карто­фель), цистернах и бункерах.

На долю «человеческого» фактора в структуре причин автотранспортных аварий приходится свыше 70% аварий. При этом у пораженных помимо травм часто наблюдаются ожоги и отравления. Автомобильные аварии, катастрофы встречаются чаще и являются причиной наибольшего числа санитарных (раненые) и безвозмездных (погибшие) потерь.

К основным причинам транспортных аварий и катастроф относятся: нарушения правил дорожного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, пло­хие дороги, неисправность машин, про­фессиональная непригодность к труду водителя. Недисциплинированность при движении, несоблюдение правил дорож­ного движения, превышение скорости, движение в ночное время, вождение ав­томобиля в нетрезвом состоянии являют­ся причиной наиболее тяжких автомо­бильных катастроф с групповой гибелью участников движения. Проблема профес­сиональной пригодности человека к вож­дению автомобилем является актуальной, т.к. установлено, что около 10% водите­лей, имеющих разрешение на право вож­дения транспортным средством, не вы­держивают установленных требований к этой работе. Обследование же водителей транспортных машин, часто совершаю­щих дорожно-транспортные происшест­вия в дневное и ночное время, показало, что среди них число непригодных по психофизиологическим тестам к води­тельскому труду достигало более 50%. Часто причиной аварий с автотранспорт­ными средствами является недисципли­нированность пассажиров. Например, пристегнутые ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при ло­бовом столкновении в два-три раза, а при опрокидывании - в пять раз.

После того как произошел удар, по­страдавшему надо определиться, где и в каком положении он находится, не горит ли, не подтекает ли бензин и, в зависимо­сти от ситуации, двигаться к выходу че­рез дверь или окно. Если двери сразу не открылись, следует разбить стекла, если они остались целыми, и выбраться из машины. При падении в воду машина может несколько секунд оставаться на плаву, что достаточно для ее быстрого покидания. Во время погружения машины в воду нужно закрыть стекла, набрать воздух, предварительно освободиться от лишней одежды и через окно или лобовое стекло выбраться наружу.

При возникновении дорожно-транспортных происшествий (ДТП) води­тель обязан остановиться, включить ава­рийную световую сигнализацию, а в слу­чае ее неисправности выставить знак ава­рийной остановки, предупреждая сле­дующих по трассе об опасности. При на­личии пораженных нужно немедленно оказать им первую медицинскую помощь, вызвать машину скорой медицинской по­мощи и известить дорожно-патрульную службу (ДПС). Если при разливе токсиче­ских, рассыпании радиоактивных ве­ществ, возгорании опасных жидкостей водитель транспортного средства не по­страдал, он должен принять все меры к предупреждению окружающих об опас­ности, а сам использовать средства инди­видуальной защиты.

В случае обнаружения сбитого челове­ка водитель должен при наличии призна­ков жизни оказать ему первую медицин­скую помощь, вызвать машину скорой помощи и быть свидетелем для инспекто­ра ДПС.

Поскольку в некоторых регионах авто­транспорт является основным способом транспортировки грузов и пассажиров, то аварии чаще возникают на шоссейных дорогах. Поэтому, например, в Татарста­не для эффективной организации меди­цинской помощи пораженным при авто­катастрофах сформирована трассовая ме­дицинская помощь. Она заключается в том, что организация медико-санитарной помощи в случае ДТП осуществляет ме­дицинский персонал, размещенный на борту вертолета типа «Скальпель». В рай­он аварии для оказания помощи вертолет вылетает по телефонному или радиосо­общению ДПС. На участке автодороги Набережные Челны - Казань (200 км) де­журит машина экстренной медицинской помощи, дистанция обслуживания кото­рой составляет 30 км.

АВИАЦИОННЫЕ КАТАСТРОФЫ за по­следние годы участились. По данным МЧС России, ежегодно в среднем проис­ходит около 60 катастроф воздушного транспорта. Авиационные катастрофы происходят чаще при посадке, чем при взлете, 50% авиакатастроф происходит на летном поле. Причиной их является субъ­ективный (человеческий) фактор, а также неисправность техники. К человеческому фактору относятся усталость экипажа, потеря ориентации, просчеты при посадке и ряд других причин. В отличие от води­телей автотранспортных средств, летчики проходят психофизиологический отбор, и этот фактор имеет меньшее значение, чем при катастрофах на автотранспорте. Тех­нические неисправности самолетов, вер­толетов в авариях последних лет в силу их изношенности стали играть большую роль, чем человеческий фактор. К техни­ческим неисправностям можно отнести:

существенное снижение характеристик надежности, ухудшение качества техни­ческого обслуживания и ремонта. Макси­мальное число пострадавших в зависимо­сти от типа самолета может составить:

АН-2 - 12 человек; АН-24 - 47; Як-42 -113; ТУ-154 - 168; ИЛ-86 - 324.

Для снижения потерь при катастрофах на самолетах и вертолетах необходима минимальная подготовка пассажира к по лету. Во-первых, нужно пользоваться ремнями безопасности в период подъема и посадки. Во-вторых, знать расположе­ние аварийных выходов из салона. В-третьих, в период перед аварией необхо­димо принять безопасную позу, согнуться и плотно сцепить руки под коленями, го­лову положить на колени, а если это не получается, наклонить ее как можно ни­же. Ноги следует упереть в пол, выдви­нуть их как можно дальше, но не под пе­реднее кресло, которое при аварии может заклинить. Рекомендуется также исполь­зовать кресло, находящееся впереди, на которое нужно положить скрещенные ру­ки, а к ним прижать голову, вытянуть но­ги и упереться. Обе позы принимают при пристегнутом ремне. При разрушении ка­бины на высоте и выходе воздуха из са­лона развивается декомпрессия, которая сопровождается оглушительным ревом (уходит воздух). Салон наполняется пы­лью и влагой (туманом), резко снижается видимость, из легких выходит воздух, по­являются боли в кишечнике из-за вспучивания газа. В этих случаях необходимо быстро надеть кислородную маску. Эки­паж самолета при декомпрессии снижает высоту полета до 3000 м, где содержание кислорода в атмосфере близко к норме.

При авариях на воздушном транспорте до 80% пассажиров погибает. При этом 60-80% пострадавших, оставшихся в жи­вых, получают черепно-мозговые травмы, 60% - шок, 70% - разрыв внутренних ор­ганов брюшной полости, 60% - травмы конечностей.

Организация медицинской помощи осуществляется спасательными команда­ми Федерального управления авиационно-космической службы поиска и спасе­ния.

Классификация катастроф на же­лезнодорожном транспорте:

• крушение поездов:

- столкновение пассажирских или гру­зовых поездов с другими или подвиж­ным составом,

- сходы подвижного состава пассажир­ских или грузовых поездов на перего­нах и станциях, в результате которых погибли или ранены люди, разбиты локомотивы или вагоны;

• аварии:

- все столкновения пассажирских поез­дов с другими или состава,

- столкновения или сходы, другие пе­редвижения, в результате которых раз­биты локомотивы, погибли люди;

• особые случаи брака железнодорож­ных агрегатов:

- прием поезда на занятый путь,

- отправление поезда на занятый пер­рон,

- проезд запрещающего сигнала,

- перевод стрелки под столбиком,

- развал груза в пути следования,

- наезд,

- неисправное действие устройств;

• случаи брака в работе.

При авариях на железнодорожном транспорте количество пораженных, как правило, не превышает 20%, причем 60% из них имеют комбинированные пораже­ния. Характер патологии - механические поражения: закрытые переломы конечно­стей, ушибы, сотрясение мозга, синдром длительного сдавления и т.д. При возго­рании вагонов пораженные, наряду с ме­ханическими повреждениями, получат ожоги различной степени, а также отрав­ления и ожоги дыхательных путей хими­ческими веществами, образующимися при горении синтетических материалов, применяемых в отделке вагонов. В со­временный железнодорожный вагон вхо­дит от 2 до 3,5 т неметаллических мате­риалов, содержащих полимеры. В резуль­тате горения происходит разрыв поли­мерных молекул, отрыв атомов или групп, образуются новые вещества про­стейших неорганических молекул. В воз­духе купейного вагона при горении обна­руживаются СО, СОз, предельные угле­водороды, формальдегид, цианит, циклогексан, метилстирол, фенол, изопропил-бензол, хлор, окислы азота, амилнитрит. Например: фанера является трудногорючим материалом и при горении выделяет цианистый водород. В результате действия факторов пожара (высокая темпера­тура, недостаток кислорода) у поражен­ных наблюдается снижение подвижности. Обычно это наступает раньше, чем отрав­ление. По степени тяжести пораженные распределяются: 50% составят легкие, более 30% - средней тяжести, до 10-12% -тяжелые и крайне тяжелые.

Организация медицинской помощи по­раженным зависит от места возникновения аварии: происходит ли авария вблизи станции, окруженной населенным пунк­том, на открытой или труднодоступной местности. При железнодорожных ката­строфах медико-санитарная помощь по­раженным оказывается медицинским персоналом аварийной бригады восстано­вительного поезда, а также другими штатными медицинскими формирова­ниями Министерства путей сообщения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Медико-тактическая характеристика катастрофических затоплений | Мтх очагов ядерного поражения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.