Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления




 

2.1. Формы ответственности органови должностных лиц местного самоуправления

Наряду с гарантией прав, Федеральный закон устанавливает ответ­ственность органов и должностных лиц местного самоуправления за свои действия. Ответственность в данном случае понимается как на­ступление неблагоприятных правовых и иных последствий для этих органов и должностных лиц за принимаемые ими противоправные решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязан­ностей и функций.

Закон предусматривает три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:

- перед населением муниципального образования;

 
 

 

- перед государством;

- перед физическими и юридическими лицами (рис. 2).

2.2. Ответственность перед населением

Ответственность перед населением наступает в результате действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправле­ния, приведших к утрате доверия к ним со стороны населения. Резуль­татом может быть досрочное прекращение полномочий выборных ор­ганов и должностных лиц местного самоуправления на основании прямого волеизъявления граждан. Основанием для этого может быть нарушение устава муниципального образования, решений, принятых на референдумах (сходах) граждан, муниципальных правовых актов.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает, что население муници­пального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Отзыв производится по инициативе населения путем голосования и в порядке, установленном для проведения местного референдума. Перечень оснований для отзыва устанавливается уставом муници­пального образования и может включать только конкретные противо­правные решения или действия (бездействие) и только в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва депутата и вы­борного должностного лица местного самоуправления должна обес­печивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депу­тат или выборное должностное лицо местного самоуправления счита­ется отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины из­бирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании или избирательном округе.

Следует отметить, что при данной процедуре отзыв депутата или выборного должностного лица местного самоуправления становит­ся практически мало реальным. Например, если необходимо набрать в пользу отзыва 50 % от общего количества избирателей, а в голосова­нии по отзыву приняло участие 60 % избирателей (для местных выбо­ров это достаточно высокая цифра), то необходимо, чтобы за отзыв проголосовало свыше 83,3 % избирателей, принявших участие в голо­совании.

 

2.3. Ответственность перед государством

Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конститу­ции РФ, законов РФ и ее субъектов, устава муниципального образо­вания. При этом ответственность за осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий наступает лишь в той мере, в какой эти полномочия были обеспечены соответ­ствующими органами государственной власти материальными и фи­нансовыми средствами.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает специальную проце­дуру реализации ответственности органов и должностных лиц мест­ного самоуправления перед государством.

Законодательный орган субъекта РФ в отношении представитель­ного органа местного самоуправления, а высшее должностное лицо (глава высшего исполнительного органа) субъекта РФ в отношении избранного главы муниципального образовании или главы местной администрации имеют право на досрочное прекращение их полно­мочий. Это прекращение возможно, если судом будет признано несо­ответствие законодательству нормативных актов, принятых указан­ными органами и должностными лицами местного самоуправления, а данные противоправные акты не будут ими отменены в установлен­ные сроки. Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования и правовой акт высшего должностного лица (главы высшего исполнительного органа) субъекта РФ об отре­шении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке в течение 10 дней со дня их вступления в силу. Суд должен рассмот­реть жалобу и принять решение по ней в течение 10 дней со дня ее подачи.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, если вслед­ствие их решений, действий или бездействия муниципальное образо­вание оказывается неплатежеспособным или если при реализации государственных полномочий за счет предоставленных субвенций до­пускается нецелевое расходование бюджетных средств. В этих случа­ях по ходатайству высшего должностного лица (руководителя высше­го исполнительного органа) субъекта РФ и (или) представительного органа или главы муниципального образования решением арбитраж­ного суда субъекта РФ в муниципальном образовании вводится вре­менная финансовая администрация на срок до одного года.

Временная финансовая администрация:

- принимает меры по реструктуризации просроченной задолжен­ности муниципального образования;

- разрабатывает изменения и дополнения в бюджет муниципально­го образования на текущий финансовый год и проект бюджета на очередной финансовый год и вносит их на рассмотрение и утверж­дение в представительный орган муниципального образования, а в случае его отсутствия — в органы государственной власти субъекта РФ;

- обеспечивает контроль исполнения бюджета муниципального образования.

Решения органов государственной власти субъекта РФ о времен­ном осуществлении ими отдельных полномочий органов местного са­моуправления могут быть обжалованы в суде.

 

2.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправ­ления перед физическими и юридическими лицами наступает в слу­чае нарушения ими чьих-либо законных прав и интересов, причине­ния имущественного и морального ущерба, невыполнения условий хозяйственных договоров и соглашений и т. д. Ответственность в этом случае наступает в порядке, предусмотренном гражданским законода­тельством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.