КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
2.1. Формы ответственности органови должностных лиц местного самоуправления Наряду с гарантией прав, Федеральный закон устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за свои действия. Ответственность в данном случае понимается как наступление неблагоприятных правовых и иных последствий для этих органов и должностных лиц за принимаемые ими противоправные решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей и функций. Закон предусматривает три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: - перед населением муниципального образования;
- перед государством; - перед физическими и юридическими лицами (рис. 2). 2.2. Ответственность перед населением Ответственность перед населением наступает в результате действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, приведших к утрате доверия к ним со стороны населения. Результатом может быть досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления на основании прямого волеизъявления граждан. Основанием для этого может быть нарушение устава муниципального образования, решений, принятых на референдумах (сходах) граждан, муниципальных правовых актов. Федеральный закон 2003 г. устанавливает, что население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Отзыв производится по инициативе населения путем голосования и в порядке, установленном для проведения местного референдума. Перечень оснований для отзыва устанавливается уставом муниципального образования и может включать только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) и только в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва депутата и выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании или избирательном округе.
Следует отметить, что при данной процедуре отзыв депутата или выборного должностного лица местного самоуправления становится практически мало реальным. Например, если необходимо набрать в пользу отзыва 50 % от общего количества избирателей, а в голосовании по отзыву приняло участие 60 % избирателей (для местных выборов это достаточно высокая цифра), то необходимо, чтобы за отзыв проголосовало свыше 83,3 % избирателей, принявших участие в голосовании.
2.3. Ответственность перед государством Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, законов РФ и ее субъектов, устава муниципального образования. При этом ответственность за осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий наступает лишь в той мере, в какой эти полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Федеральный закон 2003 г. предусматривает специальную процедуру реализации ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством. Законодательный орган субъекта РФ в отношении представительного органа местного самоуправления, а высшее должностное лицо (глава высшего исполнительного органа) субъекта РФ в отношении избранного главы муниципального образовании или главы местной администрации имеют право на досрочное прекращение их полномочий. Это прекращение возможно, если судом будет признано несоответствие законодательству нормативных актов, принятых указанными органами и должностными лицами местного самоуправления, а данные противоправные акты не будут ими отменены в установленные сроки. Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования и правовой акт высшего должностного лица (главы высшего исполнительного органа) субъекта РФ об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке в течение 10 дней со дня их вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение по ней в течение 10 дней со дня ее подачи.
Федеральный закон 2003 г. предусматривает также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, если вследствие их решений, действий или бездействия муниципальное образование оказывается неплатежеспособным или если при реализации государственных полномочий за счет предоставленных субвенций допускается нецелевое расходование бюджетных средств. В этих случаях по ходатайству высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ и (или) представительного органа или главы муниципального образования решением арбитражного суда субъекта РФ в муниципальном образовании вводится временная финансовая администрация на срок до одного года. Временная финансовая администрация: - принимает меры по реструктуризации просроченной задолженности муниципального образования; - разрабатывает изменения и дополнения в бюджет муниципального образования на текущий финансовый год и проект бюджета на очередной финансовый год и вносит их на рассмотрение и утверждение в представительный орган муниципального образования, а в случае его отсутствия — в органы государственной власти субъекта РФ; - обеспечивает контроль исполнения бюджета муниципального образования.
Решения органов государственной власти субъекта РФ о временном осуществлении ими отдельных полномочий органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суде.
2.4. Ответственность перед физическими и юридическими лицами Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в случае нарушения ими чьих-либо законных прав и интересов, причинения имущественного и морального ущерба, невыполнения условий хозяйственных договоров и соглашений и т. д. Ответственность в этом случае наступает в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |