Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап. Физиологический с середины XIX в

Этап. Описательный Период конца XVII до середины XIX в.

Предмет и история развития микробиологии

Лекция 1. Предмет микробиологии

Пешкова Валентина Евгеньевна

ПЕДАГОГИКА.

Часть 4. Теория обучения (Дидактика)

Курс лекций: (Учебное пособие)

Майкоп, 2010. 148 с. (9,2 п.л.)

 

 

  1. Предмет и история развития микробиологии
  2. Систематика микроорганизмов
  3. Морфология микроорганизмов
  4. Строение микробной клетки

 

Микробиология (от греч. micros — малый, bios — жизнь, логос - учение) — наука о мельчайших, не видимых невооруженным глазом организмах, названных микроорганизмами или микробами. Микробиология изучает строение, физи­ологию, биохимию, генетику и экологию микроорганизмов, их роль и значение в жизни человека, животных и продуктивности биосферы.

На протяжении тысячелетий человек жил в окружении неви­димых существ, использовал продукты их жизнедеятельности, например продукты молочнокислого, спиртового, уксуснокислого брожений, страдал от них, когда эти существа были причиной болезни, но не подозревал об их присутствии, так как размеры существ много ниже предела видимости, на который способен человеческий глаз. Догадки человека о том, что брожение, гниение и инфекционные болезни — результат воздействия невидимых существ, были давно.

Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) предполагал, что заразные болезни вызываются невидимыми живыми существа­ми. Итальянский врач и астроном Д. Фракастро (1478—1553) пришел к заключению, что повальные болезни от человека к человеку передаются мельчайшими живыми существами, хотя доказать этого не мог.

 

Возникновение микробиологии как науки стало возможным после изобретения микроскопа.

Первым, кто увидел и описал микроорганизмы, был голландский натуралист Антоний ван Левенгук (1632—1723), который сконструировал микроскоп, дававший увеличение до 300 раз. обнаружил мельчайшие существа, названные им живыми зверьками (анималькулями). Он установил шаровидные, палочковидные и извитые формы микробов. Книга «Тайны природы, открытые А. Левенгуком», опубликованная в 1695 г., привлекла внимание ученых многих стран к изучению микро­организмов.

Открытие Левенгука положило начало возникнове­нию микробиологии. Однако исследования в течение многих десятилетий сводились лишь к описанию микроорганизмов.

Основоположник его — выдающийся французский ученый-химик. Луи Пастер (1822—1895). Пастер доказал, что причина брожения и гниения — микроорганизмы, вырабатывающие различные фермен­ты. Открыл явление анаэробиоза.

Он экспериментально доказал, что при абсолютной стерильности питательных растворов и исключении возможности последующего загрязнения извне в них невозможно появление микробов и развитие гниения.

В 1865 г. Пастер предложил производить нагревание вина и пива при температурах до 100 °С для предотвращения. порчи. Этот способ получил название пастериза­ция.

Им были открыты возбудители холеры кур, стафилокок­ки, стрептококки, возбудитель рожи свиней, установлена этиология сибирской язвы. Занимаясь изучением природы инфекционных болезней и их возбудителей, Пастер обнаружил важное свойство патогенных микроорганизмов — способность к ослаблению виру­лентности. На этой основе он разработал методы снижения (аттенуации) вирулентности микробов и успешно использовал ослабленные культуры для прививок против инфекционных болез­ней. Культуры микроорганизмов с ослабленной вирулентностью были названы вакцинами, а метод прививок — вакцинацией. Пастер предложил методы получения вакцин против холеры кур, сибирской язвы, бешенства.

Одним из основоположников микробиологии был немецкий ученый Роберт Кох (1843—1910). Им разработаны методы микробиологических исследований, впервые в практике лабораторных исследований предложены плотные питательные сре­ды (мясо-пептонный желатин и мясо-пептонный агар), что позво­лило выделять и изучать чистые культуры микробов. Кох разра­ботал методы окраски микробов анилиновыми красителями, при­менил для микроскопии иммерсионную систему и конденсор Аббе, а также микрофотографирование, научно обосновал теорию и практику дезинфекции. Кох выявил возбу­дителя сибирской язвы (1876), туберкулеза (1882), холеры человека (1883), изобрел туберкулин.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровни обученности | Этап Иммунологический - начало ХХ века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.