Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники земельного права

Права пожизненного наследуемого владения,

право землепользования ( в который включены нормы, регулирую­щие отношения по поводу прав и обязанностей землевладельцев в зависимости от принадлежащих им имущественных прав ),

управления земельным фондом ( в который включаются нормы, регулирующие процесс распределения и перераспределения земель, раз­решения земельных споров ),

юридической ответственности за нарушение земельного законодательства ( представляющий собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, предупреждения такого рода правонарушений, восстанов­ления нарушенных прав, сохранения земель и др. );

 

2) особенная: определяется правовой режим отдельных категорий земель:

с/х назначения, промышленности, транспорта, обороны, связи, запаса, историко-культурного назначения, лесного и водного фонда.

 

 

 

Источники права в целом — это внешняя форма существования и выраже­ния нормативных предписаний. Они являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов — парламента, главы государ­ства, правительства, местных органов управления и самоуправления и др.

В истории развития права различают следующие виды источников права: правовой обычай; судебный или административный прецедент; нормативный договор; нормативный акт.

Правовой обычаи имел преобладающее значение в период становления права. Он представлял собой правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного периода и было санкцио­нировано государством. Правовой обычай — это основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родового строя. Соблюде­ние обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение огня, воды, кровная месть, талион). Ст. 222 ГК Республики Беларусь. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей.

Обычное право (совокупность обычаев, санкционированных государством) было основным источником права на ранних этапах развития рабовладель­ческого и феодального права. С разделением общества на классы и возник­новением государства обычай становится источником права, его соблюдение обеспечивается принудительной силой государства. Таким образом, обычай становится правовым в отличие от неправового (традиции, нравы, унаследо­ванные привычки и т. д.). С возникновением крупных государственных обра­зований и централизацией власти обычай как источник права уступает место закону. Вместе с тем в законодательстве и практике ряда стран Запада, Азии для учета особенностей отношений в данной местности или в данной отрасли деятельности и в настоящее время используется обычай (например, при реше­нии споров, связанных с землепользованием, водопользованием, учитываются обычаи данной местности).

Судебный прецедент — это решение по конкретному делу, являющееся обя­зательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент в странах, признающих его обязатель­ность, является источником права. Систему права, основанного на судебном прецеденте, нередко называют судейским правом. Кроме того, он был широко распространен в античных и феодальных государствах и сохранил свое значение в странах англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Австралия, Канада). Судебный прецедент широко применялся в феодальных сословных судах, в частности, при рассмотрении споров, связанных с внутрен­ней и международной торговлей. На основе прецедента был создан ряд норм морского и торгового права.

Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права (например, Договор от 1922 г. об образовании СССР; Договор об образовании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г., коллективный договор между нанимателем и проф­союзной организацией и т. д.).

Нормативный акт является наиболее совершенным источником права, соз­дающим основу для четкости и точности правового регулирования, укрепления законности. Он является наиболее характерным способом правового регулиро­вания, поскольку содержит норму права и отличается от индивидуального акта, направленного на решение конкретного, индивидуального случая. Нормативный акт не исчерпывается исполнением, действует непрерывно и, как правило, рас­считан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридиче­ская сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт.

Среди нормативных актов вершину пирамиды законодательства занимает конституция, затем законы, далее — подзаконные акты, к которым относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного управления и самоуправления. Однако среди всех законов есть Основной Закон — Кон­ституция, устанавливающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственно-территориальное устройство, полномо­чия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного управления и самоуправления. Конституционные по­ложения являются отправными для других отраслей права, в том числе и для земельного права.

Источники земельного права — это нормативные акты, в которых содержат­ся нормы земельного права; это акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы земельного права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Соот­ветственно источником земельного права является внешняя форма выражения земельно-правовых норм. По своей совокупности источники земельного права образуют определенную систему.

Земельное законодательство Республики Беларусь — это совокупность норм Конституции Республики Беларусь, иного конституционного законодательства, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, подзаконных нормативных правовых актов, содержащих нормы земельного права.

В отличие от отрасли земельного права, регулирующего, как правило, одно­родный вид общественных отношений — земельные отношения, — земельное законодательство зачастую выходит за их рамки и может регулировать смежные области отношений: гражданских, административных, финансовых. В част­ности, при осуществлении сделок по купле-продаже земельных участков ее участники руководствуются не только нормами Кодекса о земле, но и установ­лениями главы «Купля—продажа» Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Система нормативных правовых актов (четко установленный порядок соподчиненности правовых актов по их юридической силе) закреплена в Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Ре­спублики Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) [175].

К источникам земельного права Республики Беларусь относятся:

— Конституция;

—конституционные законы;

—программные законы;

—нормы международного права, международные договоры и др.;

—кодексы;

—законы;

—декреты Президента;

—указы Президента;

—постановления палат Национального собрания;

—постановления Совета Министров;

—решения высших органов судебной власти;

—акты иных республиканских органов государственного управления;

—акты органов местного управления и самоуправления.

К числу источников земельного права можно отнести также всевозможные правила, инструкции, уставы, положения, приказы организаций и предприятий различных форм собственности, если они содержат земельно-правовые нормы. Кроме того, источники земельного права могут классифицироваться по спосо­бу правотворчества на нормативные правовые акты государства и акты санк­ционированного и делегированного правотворчества. Нормы, регулирующие земельные отношения, могут содержаться также в международных договорах Республики Беларусь, ратифицированных в установленном порядке, и в согла­шениях между государственными органами.

Установления Конституции, в той или иной мере регулирующие земельные отношения, условно можно подразделить на две основные группы:

1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения;

2) нормы, опосредованно участвующие в регулировании земельных отношений. К первой группе относятся нормы, содержащиеся:

- в статье 13 — о формах собственности, в том числе на землю;

- статье 44 — о праве собственности, в том числе на землю, которое гаран­тируется государством каждому; неприкосновенности собственности; о праве наследования собственности, которое охраняется законом;

- статье 46 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

- статье 54 — об обязанностях каждого беречь национальные ценности, в том числе и землю;

- статье 55 — о долге каждого охранять природную среду, в том числе и землю;

- статье 45 — о праве на охрану здоровья, которое обеспечивается ком­плексом мер, в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды, со­ставной частью которой является земля.

Вторая группа норм представляет собой установления Конституции, хотя и отдаленные от непосредственно земельных отношений, косвенно их регулирую­щие, но, тем не менее, весьма значимые для их регулирования:

- статья 2 — о человеке, его правах, свободах и гарантии их реализации как высшей ценности и цели общества и государства;

- статья 1 — о демократическом, социальном, правовом характере Респу­блики Беларусь;

- статья 21 — об обеспечении прав и свобод граждан, что является высшей целью государства; о гарантированности государственной защиты прав и свобод граждан;

- статья 22 — о равенстве всех перед законом;

- статья 41 — о праве на защиту экономических и социальных интересов граждан и др.

 

Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З

Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года

Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 6 ноября 2008 г. № 447-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1544) <H10800447> - Закон Республики Беларусь вступает в силу 1 января 2009 г.;

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 96-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648) <H10900096> - Закон Республики Беларусь вступает в силу 15 февраля 2010 г.

Приостановление действия:

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система земельного права | Земельные правоотношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.