Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудиовизуальное произведение




Аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Согласно ГК РФ аудиовизуальное произведение само является объектом авторских прав, которое, в свою очередь, состоит из других объектов авторских прав, которые либо существовали до создания аудиовизуального произведения, либо создавались специально для аудиовизуального произведения.

К авторам аудиовизуального произведения как единого целого российский законодатель отнес только три категории авторов: режиссера-постановщика; автора сценария; композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Другие творцы, принявшие участие в создании аудиовизуального произведения, а также лица, чьи произведения вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, но существовали до него, к авторам аудиовизуального произведения не относятся.

Таким образом, у трех категорий лиц возникают авторские права на аудиовизуальное произведение в целом. Кроме того, у этих лиц возникают авторские права на конкретно созданное ими в процессе создания фильма произведение. Так, у композитора, написавшего музыкальное произведение к фильму, возникают авторские права на фильм и авторские права на созданную им к фильму музыку.

У остальных авторов, создавших произведения для аудиовизуального произведения, возникают авторские права только на конкретно созданные ими произведения.

Поскольку аудиовизуальное произведение само как единое целое является объектом авторских прав, при этом состоит из ряда произведений, то изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) для того, чтобы правомерно использовать аудиовизуальное произведение, необходимо обладать как исключительным правом или правом использования на аудиовизуальное произведение в целом, так и исключительными правами или правом использования на все охраняемые произведения, вошедшие составной частью в аудиовизуальное произведение.

Первоначально исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом возникает у режиссера-постановщика, автора сценария и композитора. Их работа по созданию произведений может выполняться как в рамках исполнения трудового договора, так и в рамках исполнения гражданско-правового договора в зависимости от вида отношений, в которых авторы состоят с изготовителем аудиовизуального произведения. Если режиссер-постановщик состоит в трудовых отношениях с изготовителем аудиовизуального произведения, то аудиовизуальное произведение применительно к режиссеру-постановщику будет являться служебным произведением. Если изготовителем аудиовизуального произведения с одним из авторов аудиовизуального произведения заключается договор для выполнения конкретной работы, для создания произведений к конкретному фильму, то имеет место договор авторского заказа, который является гражданско-правовым.

Таким образом, в первую очередь необходимо правильно определить природу договора, лежащего в основании отношений между изготовителем аудиовизуального произведения и авторами аудиовизуального произведения.

Если все три категории авторов связывает с изготовителем аудиовизуального произведения трудовой договор, то аудиовизуальное произведение в целом является служебным произведением и согласно п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на аудиовизуальное произведение, первоначально возникшее у трех категорий авторов, переходит в силу закона к изготовителю аудиовизуального произведения, если договором между ними и работодателем, в качестве которого выступает изготовитель аудиовизуального произведения, не предусмотрено иное.

Если аудиовизуальное произведение создается в рамках гражданско-правового договора - договора авторского заказа, то отношения между авторами аудиовизуального произведения и изготовителем аудиовизуального произведения, хотя и в недостаточной мере, регулируются положениями ст. 1288 ГК РФ. Следует обратить внимание, что автоматически в силу данного договора исключительное право на аудиовизуальное произведение или право использования аудиовизуального произведения к изготовителю аудиовизуального произведения не переходит, поэтому в данном договоре должно быть обязательно прямо предусмотрено условие или об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение в целом или о предоставлении права использования аудиовизуального произведения.

Кроме того, изготовитель аудиовизуального произведения для правомерного использования произведений, вошедших в аудиовизуальное произведение, должен обладать исключительными правами или правом использования произведений в составе аудиовизуального произведения, в том числе и тех произведений, которые созданы авторами аудиовизуального произведения.

Согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Другим авторам аудиовизуального произведения такое право не предусмотрено.

 

Права продюсера на аудиовизуальное произведение носят производный от исключительных прав авторов характер и зависят от типа договора, заключаемого им с авторами. Законодатель закрепляет за продюсером право на указание своего имени или наименования. Данное право является неимущественным правом.

Каждый автор, чье произведение составной частью вошло в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, если автор заключит с продюсером договор об отчуждении исключительного права на произведение либо это право перешло к другим лицам. В том случае, если еще до создания аудиовизуального произведения автор передал исключительное право на свое произведение другому лицу, продюсер должен будет заключать договор на использование произведения при создании аудиовизуального произведения с этим другим лицом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.