Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оформление конституционной монархии

Преобразования в судебной системе: повышение ценза для присяжных, уменьшение доли крестьян. Из ведом присяжных изымались дела о противлении гос. власти. Ограничивались публичность.

Любой гражданин без суда и следствия может быть сослан, посажен в тюрьму

3) Могут быть закрыты учебные заведения, торговые предприятия, органы печати и городские думы.

Либеральные министры были удалены от госаппарата. Реформы были не свернуты, а изменены. Александр III – «политика корректировки гос. курса». Он приостановил реформирование общественно-политической сферы. Была огранич. демократия: выборные органы МСУ были поставлены под госконтроль, ограничено крестьянское самоуправление. Вновь вводилась цензура, отменялась автономия университетам (Университетский устав от 1894 г). Представителям низших сословий было очень трудно попасть в ВУЗы (Циркуляр «О кухаркиных детях»). Введен Устав о печати.

Городское самоуправление поставлено под контроль Правительства, ограничено число заседаний, постановления городских дум санкционировались губернским начальством.

1889 – вводится институт земских начальников – как попечителей крестьянского быта. Земские начальники чаще всего назначались МВД из незнатного, но преданного своему делу дворянства, которые отягощали государственный аппарат. Они осуществляли административно-полицейский контроль, следили за соблюдением порядка, сбором податей. Таким образом были восстановлены властные полномочия помещиков над крестьянами.

Россия конца XIX века. Оформление конституционной монархии в России.

«Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только себя и своей совести» (из завещания Александра III).

Через полвека после падения крепостного права в России наблюдается бурный промышленный подъем. Александр III в социально-экономическом развитии не придерживался консервативных взглядов, как и Витте. В то время Россия занимала пятое место в мире по производству промышленной продукции. Была разрешена полная свобода экономической деятельности, свобода занятий, выбора места жительства (кроме евреев, но и черта оседлости шла к отмене). В бюрократическом аппарате доступ к занятию должностей был свободен для лиц любой национальности и социального положения, т.е. он не был замкнут ни социально, ни национально. На военные верхи люди могли пробиться с самых низов общества: «В смысле восхождения отдельных лиц Россия – страна демократическая».

«Кроме особого положения крестьянства, сословных перегородок к началу XX века не существовало».

Имущественные права человека определялись его сословием и родом занятий. Действовала бесплатная земская медицина высокого качества, рабочим оформляли страховки, наблюдался высокий естественный прирост, а Россия занимала первое место в мире по количеству образованных женщин.

С конца XIX в. отечественная правовая наука непрерывно развивалась под влиянием основных идей западноевропейского права; она успешно сочетала их со сложившимися правовыми традициями. Реформы середины XIX века и активная кодификационная работы стимулировали формирования продуманных и законченных правовых концепций. Имена известных правоведов того времени (Гелена, Лазаревского, Ященко, Петражицкого, Кистяковского, Виноградова и др.) связывали с эпохой Возрождения отечественной правовой культуры.

В конце XIX – начале XX вв. экономико-политическое развитие страны достигло наивысшей стадии капиталистического развития – империализма. Увеличилось количество монополий, наблюдались слияние государственной и частной собственности, борьба на рынках инвестиций, сбыта, увеличились темпы экономического роста в целом. Все это не могло не отразиться в правовой сфере, где появляются новые сферы и объекты регулирования. Ситуация усложнялась элементами прошлого: помещичьим землевладением, особым статусом крестьянского землепользования, недостаточностью регулирования трудовых отношений в промышленном производстве. Россия чревата противоречиями:

1) социальными: между трудом и капиталом;

2) национальными: оппозиционные настроения на окраинах Империи;

3) аграрными: помещиков и крестьян по аграрному вопросу;

4) политическими: деятельность революционеров, давление внешнеполитических блоков (Россия к тому времени сильно задолжала Англии и лишь поэтому оказалась в Антанте, хотя по планам должна была быть в блоке с Германией).

Все эти противоречия являли собой благодатную почву для проведения революции.

I. Революция 1905-1907 гг. Государственные акты переходного периода. Манифест от 17 октября 1905 г., «основные законы» 1906. Власть императора. Реформы Совета министров и Государственного Совета. Государственная дума. Манифест от 3 июня 1907 г.

II. Деятельность Столыпина: программа модернизации, аграрная реформа.

Несмотря на ограниченный характер буржуазной революции, произошли изменения в государственно-правовом облике Империи:

1. Установление МСУ и независимых судов обусловили первый шаг от перерастания абсолютной монархии в буржуазную.

2. Изменения 1905-1907 гг.: характер революции, этапы, общественные силы, политические партии, задачи, итоги.

Во всех странах Европы, даже в странах «второго эшелона» действовали Конституции, в России же ее еще не было.

Статья 3(4) «Основных законов Российской Империи» почти дословно повторяет Воинские артикулы: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает». Абсолютная прерогатива императора ограничивалась лишь двумя условиями: ему вменялось неукоснительно соблюдать закон «О престолонаследии» и исповедовать православие.

С самых первых дней Николай II придерживался одной задачи – сохранения самодержавия (по завещанию отца). Но страна нуждалась в реформах. Высшая законодательная власть сосредотачивалась в руках министра, совещательным органом был Государственный Совет, члены которого назначались императором. Высшей судебной инстанцией являлся Правительствующий Сенат с правом толкования законов. Исполнительная власть – в руках 11 министров, координируемая Комитетом Министров. Но он не имел характера единого правительства: каждый министр был ответственен перед императором лично (не весь Комитет). На местах власть сосредотачивалась у губернаторов, назначаемых из центра.

Порог революция миновала 9 января 1905 года – «Кровавым воскресеньем». В условиях недовольства народа властью, она пошла на некоторые незначительные уступки: 18 февраля 1905 вышел Манифест императора, в котором он объявлял о намерении создать законосовещательную Думу. Император указал МВД Булыгину составить проект будущей Думы. По нему: ГД не имела законодательной инициативы и обладала лишь законосовещательными полномочиями. Избирательное право ограничивалось высоким имущественным цензом. Были лишены избирательных прав женщины, лица, моложе 25 лет, военнослужащие срочной службы (т.к. он выражала государственный интерес и не участвовала в политике), иностранцы, РАБОЧИЕ. Основа избирательного закона – сословно-территориальный принцип.

Дума должна была собраться не позднее середины января 1906 года. Но волна народного возмущения => Дума бойкотирована и не была создана, т.к. эта уступка власти была слишком незначительна для того, чтобы остановить войну.

В октябре 1906 – Всеобщая политическая стачка под лозунгом «Долой самодержавие». В октябре же в СПБ погасло освещение, телефон, перестали ходить поезда. Император готовился покинуть страну. Витте пишет: «опубликование закона от 6 августа никого не успокоило, а рассматривалось как широчайшая дверь в спальню госпожи Конституции». «Революция начала лезть во все щели, а неудовлетворение нужд и война обратили эти щели в прорву». В условиях стачки Николай I назначает председателем СМ Витте: «в умах – истинная революция». Требуются срочные меры! Император решается подписать Манифест от 17 октября 1905 «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому он дает народу три обещания:

1) даровать гражданские свободы на основе незыблемых принципов: неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, организаций;

2) обеспечить участие в выборах широких слоев населения, а новый законодательный орган впоследствии разработает принцип всеобщности выборов;

3) считать непременным правилом, что ни один закон не может вступить в силу без согласия ГД.

Манифест явился декларацией намерений власти (а не конституцией). Власть намечала перспективы преобразований в России. Их реализация должна была осуществиться в атмосфере стабильности и порядка, но власть плелась в хвосте событий.

После декабрьского вооруженность восстания от 11 декабря 1205 года издается Декрет «Об изменении положения о выборах в ГД». Принятию его сопутствовала острая дискуссия:

1) всеобщие выборы, прямые, равные, тайные («четыреххвостка»);

2) более осторожный вариант, которого придерживались Витте и император: сохранение сословно-куриальных принципов.

Витте опасался, что в России, в крестьянской стране, где большинство не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов. В результате сохранился сословно-куриальный принцип, понизился имущественный ценз, выборы стали многоступенчатыми и теперь работали по 4 куриям (+рабочие).

19 октября 1905 – указ «О создании Совета Министров», коллегиального совещательного органа во главе с премьер-министром. Объединение деятельности всех ведомств по вопросам законодательства и высшего государственного управления. Этот орган противостоял ГД: установилось, что законопроекты не могли быть внесены в ГД без предварительного обсуждения их в Совете.

В декабре 1905 наблюдались попытки наладить отношения власти и общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Период контрреформ (80-е гг. XIX в.) | Столыпинская аграрная реформа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.