Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История принятия и основные положения Конституции СССР 1936 г




В феврале 1935г. Пленум ЦК ВКП (б) выступил с инициативой внесения изменений в Конституцию СССР ~ ССС принял соответствующее положение и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию под председательством Сталина. В мае 1936г проект был подготовлен. 5.12.1936г. Чрезвычайный VIII ССС постатейным голосованием, а затем в целом единогласно утвердил проект К СССР. День принятия К СССР – 5.12. – был объявлен всенародным праздником.

Конституция состояла из 13 глав и 146 статей.

Глава I рассматривала вопросы общественного устройства (ст.1-12). Гос. руководство обществом осуществлял рабочий класс. Полит. основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Эк. основу составляли соц. система хозяйства и соц. собственность на орудия и средства произ-ва. Соц. собственность выступает в 2-х формах: гос. и кооперативно-колхозной. Наряду с соц. системой хозяйства допускалось мелкое частное, основанное на личном труде, хозяйство. Хоз. жизнь страны определялась гос. народнохозяйственным планом. К СССР закрепила принцип: «от каждого по способности, каждому – по труду» и правило: «кто не работает, тот не ест».

Глава II определяла гос. устройство (ст.13-29). Закреплялись принципы советского соц. федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет последних. Ведению СССР подлежали: вопросы, касающиеся м/народных отношений Союза и расширения границ; контроль за соблюдением К СССР; организация обороны и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; установление общих планов и бюджета; всякие кодексы и др. все остальное относилось в к ведению союзных республик. Устанавливалось единое союзное гражданство.

В главах III-VIII рассматривалась организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Высшим органом власти Союза стал Верховный Совет СССР (ВС), избиравшийся на 4 года. Этот законодательный орган состоял из двух палат: Совет Национальностей и Совет Союза, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Законы считались утвержденными, если они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Совет Союза избирался гражданами по норме – 1 депутат на 300 тыс. человек. Совет Национальностей – по 25 от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа. Все депутаты обладали неприкосновенностью. К СССР устанавливала сессионный порядок работы ВС, созыв его очередных сессий предусматривался 2 раза в год, а внеочередных – по усмотрению Президиума ВС СССР или по требованию одной из союзной республик.

Высшим органом власти в период м/у сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум ВС СССР (ПВС), избиравшийся на совместном заседании 2-х палат. ПВС давал толкование законам, издавал указы, распускал ВС СССР при отсутствии согласного решения 2-х его палат и назначал новые выборы; производил референдум; отменял постановления СНК, осуществлял право помилования; награждал орденами и присваивал почетные звания СССр и др.

В главе V определялась компетенция Правительства СССР – СНК, являвший высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. СНК образовывался ВС СССР. Его постановления и распоряжения были обязательными на всей территории СССР. СНК объединял и направлял работу 8 общесоюзных и 10 союзно-республиканских наркоматов.

Такое же строение высших органов было в республиках.

В главе IX были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. Правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами, создаваемыми по постановлению ВС и народными судами. Народные суды избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. Конституция провозглашала принцип независимости судей, который на практике часто нарушался.

Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственным им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагался на Прокурора СССР. Он назначал республиканских, краевых, областных прокуроров, а также прокуроров автономных областей и республик сроком на 5 лет.

В главе X закреплялись основные демократические права, свободы и обязанности граждан СССР. Права и свободы такие же как у нас сейчас + материальное обеспечение старости, свобода митингов и собраний, право на объединение в общественные организации, право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу. В ст. 126 закреплялась руководящая роль ВКП(б). К СССР устанавливала гарантии прав и свобод граждан. Обязанности: соблюдать К СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила соц. общежития, беречь и укреплять соц. собственность.

Глава XI была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее, прямое и равное избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательного права.

В главе XII говорилось о гербе, флаге и столице СССР.

Глава XIII посвящалась порядку изменения Конституции СССР, согласно которому она могла быть изменена лишь по решению ВС СССР, принятому большинством (не менее 2/3) голосов в каждой из палат.

55) Развитие советского государственного аппарата в 1920-е – 1930-е. Реформы правоохранительных органов.

Госплан вырабатывал общехозяйственный план. Совет труда и обороны (СТО) осуществлял общее руководство экономической политикой. ВСНХ проводил в жизнь планы и общехозяйственные директивы в области промышленности, утвержденные СТО. В 1923г. отраслевые главки ВСНХ ликвидированы ~ созданы 2 главных управления: Главное управление экономикой (регулирующий и планирующий орган) и Центральное управление гос. промышленностью (орган оперативного управления).

Реорганизация правоохранительных органов:

05.1922г. ВЦИК издал «Положение о прокурорском надзоре». Прокуратура *осуществляла надзор за законностью действий всех органов власти, юр. и физ. лиц; *наблюдала за деятельностью органов ОГПУ, следственных органов и дознанием; *поддерживала обвинение в суде; *наблюдала за содержанием заключенных под стражей. Народный Комиссар Юстиции (Нкю) возглавил прокуратуру. Он опирался на помощников, которым в свою очередь подчинялись особые помощники. Губ. прокуроры и их помощники назначались Нкю. Нкю – «прокурор республики».

«Положение об адвокатуре» ~ при губернском отделении юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губ. исполкомом. Члены коллегий не могли работать в гос. организациях. Адвокатура *оказывала юр. помощь гражданам и *защищала их интересы в суде.

1922г. «Положение о нотариате и об арбитражных комиссиях». Нотариат осуществлял работу по регистрации сделок с недвижимостью и др. имуществом, различного рода юр. актов. Арбитражные комиссии рассматривали имущественные споры, касающиеся гос. органов и хозяйственных организаций.

11.1922г. «Положение о судоустройстве РСФСР» ~ создавалась единая судебная система:

Народный суд в составе постоянного народного судьи;

Народный суд в составе постоянного народного судьи и 2-х народных заседателей;

Губернский суд;

Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Специальные суды:

1) Военные суды;

2) Военно-транспортные трибуналы;

3) Трудовые сессии народных судов;

4) Земельные комиссии;

5) Арбитражные комиссии (при СТО и губэкосо).

Судьи и заседатели народных судов избирались губ. исполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты д.б. обладать стажем ответственной работы.

Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и 7 комиссий: 2 судебные (уголовные и гражданские), 2 кассационные, 1 военная, 1 военно-транспортная, 1 дисциплинарная (по делам судебных работников). Верховный суд: ^ д/всех судебных органов – надзорная инстанция, ^ д/губ. судов – кассационная, ^ по делам особо опасных преступлений – 1-ая инстанция.

Сократилось количество революционных трибуналов, сохранились лишь военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в 7 городах страны.

Прокуроры и губ. суды наблюдали за «народными следователями», осуществляли предварительное следствие при отдельных судебных учреждениях.

IX ВСС постановил в 1921г. «Сузить компетенцию и круг деятельности ВЧК и ее органов, возложить борьбу с нарушением законов на судебные органы». 6.02.1922г. ВЧК была упразднена и было создано Гос. полит. управление (ГПУ) при НКВД. ГПУ занималось предупреждением, раскрытием и пресечением «враждебной деятельности антисоветских элементов», охраной гос. тайны, борьбой со шпионажем, т.е. раскрытием полит. и антисоветских преступлений.

56) Развитие советского права в 1930-е гг.: трудовое, колхозное, земельное, гражданское и семейное право.

Трудовое право: содействовало обеспечению народного хозяйства новыми кадрами, повышению культурно-техническому уровню работы, решению вопроса оплаты труда, укреплению трудовой дисциплины.

Конституция закрепила право на труд и обязанность трудиться. В 10.1930 г. ликвидирована безработица, прекратилась выплата пособий, связанных с безработицей.

Закон от 23.06.1931г. «О социальном страховании» поощрял ударников произ-ва, членов профсоюза, длительно работающих на данном предприятии.

Постановление ЦИК от 13.10.1929 г. «Об основах дисциплинарного законодательства» предусматривал ответственность за нарушение трудовой дисциплины и служебных обязанностей в виде наказаний от выговора до увольнения.

В 1938г. была проведена грань м/у честными работниками, длительно работающими на данном предприятии и летунами, прогульщиками; введены новые нормы страхового обеспечения по болезни, зависящие от стажа работы на данном предприятии. Введена единая трудовая книжка. Утверждается Положение о присвоении высшего трудового отличия – звания Героя Соц. Труда и о награждении медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».

26.06.1940г. повышается обязательная мера труда ~ устанавливается 8-часовой рабочий день (за исключением профессий с вредными условиями труда), 6-дневная рабочая неделя.

26.07.1940г. вводится уголовная ответственность за самовольный уход с рабочего места и самовольный переход с одного предприятия на другое.

Колхозное и земельное право: Земельный фонд делился на 2: общественный и приусадебный.

В 05.1939г. СНК СССР принял Постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от раздробления», закрепляющее колхозные земли в установленных пределах и ограничивающее процесс нарастания приусадебных земель колхозников.

В 09.1939г. изменяется система с/х налога, включающий прогрессивно – подоходное обложение приусадебных участков и освобождающий от налога получаемых колхозниками трудодней. Д/колхозов устанавливается принцип погектарного обложения, стимулирующий более интенсивное использование колхозниками земельных владений.

04.1939г. Постановление «О запрещении исключения колхозников из колхоза», т.к. гос-во стремится закрепить рабочую силу на колхозных землях и на колхозном произ-ва.

Гражданское право:

Направлено на защиту соц. собственности. Большое внимание уделялось договорным отношениям. С 1931г. все хозорганы д.б. оформлять в письменном виде поставку товаров, произ-во работ и оказание услуг. С 1933г. усиливается ответственность за неисполнение договоров.

ДОГОВОРЫ

 

Генеральные Локальные

(м/у центральными органами) (м/у конкретными контрагентами)

15.01.1936г. Постановлением «О заключении договоров на 1936г.» основной формой хоз. договоров стали прямые договоры.

В 1935г. отменяется договорной порядок поставки машин, а в 1938г. – поставки металлов и товаров на экспорт ~ усиление административных форм в ущерб гражданско-правовым.

29.08.1936г. СНК утверждает инструкцию Госарбитража «О порядке и сроках предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества», за что были высокие штрафы.

Право пользования жилым помещением оформлялось письменным договором, заключенным квартиросъемщиком и управляющим домом. В договоре определялись права и обязанности обеих сторон и последствия их нарушений. Договор заключался не более, чем на 5 лет.

Единый гос. жилой фонд

 

Фонд строений, находящийся Фонд строений, находящийся

в управлении местных Советов в управлении гос. органов и предприятий

(жилищных управлений) (ведомственных домов)

Семейное право: служило целям укрепления советской семьи, защиты интересов детей и здоровья матери, оказанию материальной помощи многодетным семьям.

Дети – сироты могли отдаваться в семьи трудящихся на воспитание, что оформлялось договором купли-продажи (шутка, но договор был), в котором определялись круг обязанностей взявших ребенка на воспитание.

27.06.1936г. Постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам; расширении сети роддомов, детских яслей и садов; усилении уголовной ответственности за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

Брак расторгался при условии обязательного вызова супругов в ЗАГС, который обязан был принять все меры к примирению сторон. При разводе в паспорте делалась пометка в паспорте.

Расширялся круг лиц, могущих подать заявление о взыскании алиментов. Алименты устанавливались в зависимости от количества детей, а НЕ по усмотрению суда: ¼ (з/п) - на 1 ребенка, 1/3 – на 2 штуки, ½ - на 3 и более. Устанавливалось наказание за неплатеж алиментов – до 2-х лет тюряги.

57) Развитие советского права в 1930-е гг.: уголовное право и уголовный процесс. Судоустройство в 1930-е гг.

Уголовное право: происходит усиление борьбы против гос. преступлений. Появляются новые объекты преступлений: соц. собственность, трудовая дисциплина, нормальная работа пром-ти. Уголовная ответственность также предусматривалась за подстрекательство или привлечение несовершеннолетних к участию в преступлениях, а также за принуждение к занятию проституцией, спекуляцией и нищенством. Ужесточаются меры наказания. Некоторые уголовные законы использовались гос-вом д/массовых репрессий против невиновных людей.

В Постановлении ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» устанавливалась уголовная ответственность с 14 лет за такие тяжкие преступления, как кражи, убийства, насилия и увечья, действия, повлекшие за собой крушение поездов. За все остальные преступления Указ Президиума ВС от 31.05.1941г. устанавливал уголовную ответственность с 12 лет.

7.08.1932г. ЦИК и СНК приняли Постановление «Об охране имущества гос. предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной собственности», согласно которому лица, покушавшиеся на общественную собственность – основу советского строя, рассматривались как враги народа ~ расстрел. Закон «О трех колосках».

Отягчающее вину обстоятельство – принадлежность к классово враждебным элементам.

Постановлением ЦИК СССР от 2.10.1937г. за особо опасные преступления: шпионаж, вредительство, диверсию – при смягчающих обстоятельствах повышался срок наказания с 10 до 25 лет. Президиум ВС СССР 10.08.1940г. издал указ «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на произ-ве и за хулиганство», по которому виновные в них подвергались тюремному заключению сроком на 1 год.

Уголовный процесс: Парадокс: принимаются нормативные акты, являвшиеся правовым обеспечением массовых незаконных репрессий; создавались законы, закреплявшие демократические положения уголовного процесса, которые во времена репрессий нарушались.

Президиум ЦИК СССР принял Постановление в 1934г. «Об особом порядке произ-ва по делам о террористических организациях и террористических актах», согласно которому устанавливался необычайно краткий срок расследования этих дел – не более 10 суток. *Копия обвинительного заключения вручалась обвиняемому за 1 сутки до слушания дела. *Устранялся надзор прокуратуры за соблюдением законов во время судебного разбирательства. *Защитник мог участвовать в процессе только со стадии судебного разбирательства. *Обвиняемый не имел права обжаловать дело в кассационном порядке. *Он был лишен возможности ходатайствовать о помиловании. *Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

НО! Конституция СССР 1936г. и Закон «О судоустройстве» закрепили следующие демократические принципы уголовного процесса: *гласность судопроизводства, *независимость судей и подчинение их только закону, *обеспечение обвиняемому права на защиту, *участие в составе суда народных заседателей, *ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или области и т.д.

Судоустройство: Большое внимание судам было уделено в Конституции СССР 1936г.

Общесоюзными судами являлись Верховный Суд СССР (Вс) и подчиненные ему специальные суды. Вс по Закону являлся высшим судебным органом СССР и избирался ВС СССР сроком на 5 лет. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. Он имел право отменять приговор или решение любого суда и давать руководящие разъяснения по вопросам судебной практики. Специальными судами являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

Система судов союзных республик была построена применительно к политико-административному делению страны: народный суд (в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел; областной, краевой, окружной суд, суд автономной области и Вс автономной республики. Последние избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их подсудности, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения народных судов.

Вс союзной республики являлся ее высшим судебным органом и избирался ВС союзной республики сроком на 5 лет. Он рассматривал особо важные уголовные и гражданские дела, кассационные жалобы и протесты на приговоры, решения областных и соответствующих им судов, имел право принять к своему произ-ву любое дело, отнесенное к компетенции любого суда на территории данной республики. Вс мог пересматривать уголовные и гражданские дела в порядке надзора.

Для контроля за деятельностью всех судов СССР и улучшения качества их работы в 07.1936г. был создан общесоюзный орган судебного управления – Народный комиссариат юстиции СССР.

58) Советское государство и право в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.).

Установился режим личной власти Сталина, который совмещает посты ген. секретаря ЦК, Председателя СНК и Ставки Военного Совета. 30.06.1941г. образовывается Гос. комитет обороны (ГКО) и наш пострел везде поспел, Сталин и там стал председателем.

Конституция 1936г. не предусматривает порядка осуществления гос. власти в период военного времени. ГКО принимает Постановления, которые обладают высшей юр. силой. Гос. органы всех уровней обязаны подчиняться ГКО, который руководил деятельностью наркоматов по вопросам военного хозяйствования. ГКО разрабатывал планы эвакуации, решал задачи военно-полит. характера. ГКО было упразднено Указом ВС СССР от 4.09.1945г. наркоматам предоставлялось право самостоятельно распределять ресурсы.

Для решения особо важных проблем при ГКО создаются спец. комиссии. 24.06.1941г. создается Совет по Эвакуации, 1942г. – центральный штаб партизанского движения.

ВС и Президиум СНК помогают ГКО в решении проблем. ВС принимает закон о расширении прав союзных республик, СНК – это исполнительный и распорядительный орган, подчиненный ГКО.

Местные советы действовали в тылу, следили за проведением эвакуационных мероприятий, реализовывали постановления СНК, привлекали население к трудовой повинности, задерживали подозрительных лиц, устанавливали нормы отпусков.

Указом ВС «О военном положении» от 22.06.1941г. власть передавалась военным властям – военным советам фронта.

Гос. комитеты: образуется более 60 комитетов при ГКО. В комитет входили: 1-ый секретарь горкома партии, председатель горисполкома, начальник управления НКВД и военный комендант. Комитеты объявляли город на осадном положении, руководили разминированием полей.

Судебные органы. 22.06.1941г. ВС издает Указ «О военном положении» ~ в местах, объявленных на военном положении, все дела рассматривали военные трибуналы (Вт). Штаты военных трибуналов утверждались НКЮ. В них входили: 3 постоянных члена и народные заседатели. Компетенция Вт: преступления против обороны и гос. безопасности, уклонение от воинской повинности, самовольный уход с работы, распространение тревожных слухов среди населения. Дела, не подсудные Вт, рассматривались судами в соответствии с Законом «О судоустройстве».

Прокуратура. Расширяется компетенция военных прокуроров: надзор за исполнением постановлений ГКО, директив партии и Постановлений СНК. Осуществление общего руководства над военными и гражданскими прокурорами осуществлял Ген. прокурор СССР.

Органы гос. безопасности. В 1941г. орган контрразведки превращается в особый отдел при НКВД. В 1943г. образуется постановлением ГКО особый орган контрразведки – «СМЕРШ», который помогал партизанам и добывал свежую информацию о планах противника. Милиция изменениям не подверглась. Ее органы содействовали властям в привлечении граждан к трудовой повинности, выявляли дезертиров.

Вооруженные силы. 23.06.1941г. по решению СНК и ЦК создается Ставка главного командования, которая осуществляла стратегическое руководство вооруженными силами. Оперативный орган – Ген. штаб, осуществлявший сбор и обработку данных об обстановки на фронте.

Советское право в период Великой Отечественной войны:

Гражданское: На территории, оккупированной врагом, советское законодательство считалось не действительными. В обязательственном праве сужались договорные отношения, расширялось применение административных методов. Война не являлась освобождением от обязательств.

Семейное: 21.11.1941г. вводится налог на холостяков. В 1943г. принимаются НПА об опеке. Указом ВС СССР от 8.07.1944г. «Об увеличении помощи беременным и многодетным одиноким матерям» вводится медаль «Мать – героиня». Отменяется судебный порядок установления отцовства. Развод осуществлялся в судебном порядке в 2 стадии: 1) народный суд применял меры по примирению супругов; 2) развод и девичья фамилия в случае неудачи народного суда.

Трудовое: 22.06.1941г. Указ ВС «О военном положении», согласно которому гос-во имело право привлекать граждан к трудовой повинности. Увеличена мера труда, сверхурочные работы – до 3 ч. Отменяются дополнительные и очередные отпуска, исключение составляли болезнь и беременность. Согласно указу ВС от 13.02.1942г. «О мобилизации трудоспособного населения на период военного времени» трудоспособными объявлялись женщины от 16 до 45 лет, а мужчины 16-55 лет. За уклонение от работы наступала уголовная ответственность.

Колхозное: цель колхозов – обеспечивать продовольствием и сырьем, укреплять трудовую дисциплину. Никаких принципиальных изменений я не нашла.

Уголовное: Действовали нормы довоенного права и нормы права периода войны. За распространение тревожных слухов среди населения следовало лишение свободы от2 до 5 лет. В 1943г. введена уголовная ответственность начальников за незаконное награждение. За разглашение гос. тайны или утрату документов, содержащих гос. тайну должностные лица сидели на хлебе и вине в тюряге 10 лет, а гражданские – 3 года. Отсрочка наказания была для тех, кто шел на фронт, а тех, кто там еще и отличился, ожидало на Родине помилование.

59) Советский государственный аппарат в послевоенный период (1945–1985 гг.).

В 03.1953г. умер Иосиф Виссарионович Сталин. В 09.1953г. 1-ым секретарем стал Никита Сергеевич Хрущев. Прежде всего стала восстанавливаться законность. Началась реабилитация невинно пострадавших.

Перестройка была обусловлена стремлением к демократизму и преодолением централизма.

Чистка партии и полиции ~ удалены все сподвижники Сталина, в т.ч. и Берия (12.1953г.).

Был восстановлен партийный и прокурорский надзор над органами внутренних дел и гос. безопасности. Были ликвидированы органы чрезвычайного назначения. Механизм гос. безопасности был лишен всякой автономии. В 1954г. был учрежден Комитет гос. безопасности (КГБ) при СМ СССР, во главе с Серовым. «Тройки» были упразднены. «ГУЛАГ» перешел в подчинение Минюста. Начальник управления милиции стал одновременно заместителем МВД в союз. республиках. В 1956г. Минюст упразднен, его функции были переданы верховному суду.

В 12.1955г. была организована Комиссия по реабилитации заключенных под руководством Поспелова.

11.1957г. заявление Хрущева «О полной и окончательной победе социализма в СССР». 5.02.1959г. – XXI съезд КПСС – заявление Хрущева о начале «развернутого строительства коммунизма». 31.10.1961г. – XXII съезд КПСС – провозглашение СССР общенародным гос-вом, коммунизм д.б. построен к 1980г.

В целях дальнейшего улучшения народнохозяйственного планирования и учета запросов союзных республик постановлением Совета Национальностей Верховного Совета СССР от 11.02.1957г. была образована экономическая комиссия Совета Национальностей.

В 1957г. отраслевой принцип управления пром-тью был заменен территориальным ~ децентрализация. Созданы советы народного хозяйства, для чего страна была поделена на 105 эк. Административных районов. Гос. комиссия СМ СССР по перспективному планированию народного хозяйства в Гос. плановый комитет СМ СССР. 11.1962г. частичное восстановление отраслевого управления хоз-вом посредством образования системы госкомитетов. Разделение парт. и гос. на промышленные и с/х. С 1962г. создавались комитеты по с/х. В 1962г. был образован Высший совет народного хозяйства.

В 1958г. были пересмотрены объем деятельности и полномочия Верховного суда СССР, теперь он не осуществлял надзирательной функции. Расширялись полномочия Верховных судов союзных республик.

Еще пара важных моментов: 25.02. 1956г. XX съезд ЦК КПСС – критика культа личности Сталина Хрущевым. 30.06.1956г. постановление ЦК КПСС «о преодолении культа личности и его последствий». 25.04.1962г. на сессии Верховного совета СССР Хрущев выступил с предложением о разработке проекта новой конституции, но предложение поддержано не было.

10.1964г. – антихрущевский заговор ~ Хрущев ушел на пенсию и умер в 1971г.

Итак, формальной главой гос-ва был Председатель Президиума Верховного Совета. Высшим органом власти Союза был Верховный Совет СССР (ВС), избиравшийся на 4 года. Этот законодательный орган состоял из двух палат: Совет Национальностей и Совет Союза. Высшим органом власти в период м/у сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум ВС СССР (ПВС), избиравшийся на совместном заседании 2-х палат. Исполнительным органом был Совет Министров. Неофициальной главой гос-ва был 1-ый секретарь ЦК КПСС. Высшая судебная власть была у Верховного суда.

60) Общая характеристика развития советского законодательства в послевоенный период (1945 – 1985 гг.).

общая тенденция развития права не изменилась.

Гражданское и хозяйственное право: В послевоенные годы договор, как средство правового оформления хозяйственных связей в обобществленном секторе, вновь получает широкое распространение. В постановлении СМ СССР от 21 апреля 1949 г. «О заключении хозяйственных договоров» подчеркивалось, что договор, заключенный на основе плана, признается единственно правильной формой отношений между хозорганами. Наряду с системой генеральных и локальных договоров, являвшейся в тот период основной, в некоторых отраслях народного хозяйства, в частности, в торговле, применялись и прямые договоры. Развернулась борьба с бездоговорными поставками. Здесь большую роль сыграли органы арбитража, отказывавшие в исках при отсутствии договора.

Гражданское право внесло свой вклад в решение такой острой проблемы, как обеспечение населения жильем. 26.08.1948 г. Президиум ВС СССР издает указ «О праве граждан на покупку, строительство индивидуальных жилых домов», а СМ СССР принимает соответствующие постановления. На основании чего граждане имели право построить или купить на праве личной собственности как в городе, так и вне его один жилой дом в один или два этажа с числом комнат от 1 до 5, общей площадью, не более 60 м2. Исполкомы местных Советов обязывали отводить земельные участки под строительство. При этом отпадала необходимость в институте застройки, предусмотренной законодательством 20-х годов. Названные акты имели практический успех: гражданами было построено значительное количество жилой площади. Государство оказывало помощь населению путем предоставления кредитов.

Трудовое право: С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Указом Президиума ВС СССР от 30.06.1945г. восстанавливались с 1.07.1945г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись ежедневные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на работу в различные отрасли народного хозяйства. Восстанавливалось действие норм трудового права, которые в военное время не применялись, в том числе система коллективных договоров на предприятиях между администрацией и фабрично-заводскими комитетами профсоюзов (февраль 1947 г.). Кол. договоры касались выполнения и перевыполнения государственных планов, материально-бытовых условий жизни трудящихся и их культурного обслуживания, укрепления трудовой дисциплины и т. д. В учреждениях в отличие от довоенного времени коллективные договоры теперь не заключались. В соответствии с четвертым пятилетним планом Советское государство вновь вернулось к решению вопроса о привлечении кадров в промышленность, строительство и других отраслей народного хозяйства через систему организованного набора рабочей силы на основе договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками.

Трудовое право в первые послевоенные годы решало очень важную проблему — трудоустройство демобилизованных из армии и флота, которых к сентябрю 1945 г. насчитывалось уже 3,8 млн. В соответствии с законом, принятым еще 23 июня 1945 г., местные органы Советской власти, а также руководители предприятий и учреждений обязывались в месячный срок предоставить демобилизованным работу с учетом их специальности. Советы сельской местности и правления колхозов должны были также помочь демобилизованным в налаживании хозяйства. В четвертом пятилетнем плане предусматривалась система мероприятий по механизации производства, совершенствованию оплаты труда, улучшению жилищных и бытовых условий, охране труда. Повышалась роль профсоюзных организаций. Постановление Секретариата ВЦСПС от 21 июля 1947 г. обязывало ФЗМК не допускать сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, больных открытой формой туберкулеза легких. Обкомы профсоюзов должны были проверять обоснованность, устанавливать причины сверхурочных работ и делать все для ликвидации условий, их порождающих. ФЗМК должны были строго следить за соблюдением трудового законодательства администрацией, особенно в отношении рабочего времени, времени отдыха, труда женщин и подростков.

Значительное внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС от21 июня 1949 г. был установлен обязательный медицинский осмотр всех работающих на предприятиях с вредными условиями труда. Постановление Президиума ВСЦПС от 8 февраля 1951 г. предписывало создание общественных комиссий охраны труда при ФЗМК. По Указу Президиума ВС СССР от 19.05.1949 г. для женщин, имевших детей до одного года, сохранялся непрерывный стаж во всех случаях перехода на другую работу. Государство уделяло внимание и моральному стимулированию добросовестного труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 г. рабочих и горных мастеров за безупречную работу в лавах и забоях продолжительностью от 5 до 20 лет награждали медалями и орденами.

Семейное право: в 1948г. запрещаются браки с иностранцами.

Колхозное право: После войны сельское хозяйство находилось в особенно тяжелом положении. К разрушениям, вызванным войной, прибавились последствия сильной засухи 1946 г. на значительной территории европейской части СССР. Естественно, что гос-во и партия неоднократно обращали внимание на необходимость подъема сельского хозяйства. Принятые НПА по этому поводу определяли развитие колхозного права. Существенных изменений не было, однако многократно предпринимались попытки укрепить колхозы, навести в них порядок, повысить производительность труда. 19.09.1946 г. СМ СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», в котором вскрывались серьёзные недостатки: разбазаривание общественных земель колхозов, неправильное назначение трудодней лицам, которые не занимались производительным трудом в артелях, отмечались факты нарушения демократических принципов управления колхозными делами. За период с 1946 по 1948 г. колхозам было возвращено 6 млн. га земли, 250 тыс. голов скота и значительное количество другого имущества, растащенного как руководителями, так и самими колхозниками. Этим же Постановлением для наблюдения за выполнением Устава с/х артели был учрежден Совет по делам колхозов при Прав-ве СССР. В целях поднятия урожайности, усиления ответственности МТС и колхозов за недоброкачественное выполнение всех сельскохозяйственных работ СМ СССР утвердил 27.01.1948 г. типовой договор МТС с колхозами. Постановление СМ СССР и ЦК ВКП(б) от 19.04.1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в Колхозах» рекомендовало примерные нормы выработки и единые расценки в трудоднях, предусматривало планирование затрат трудодней, порядок оплаты труда колхозников и руководящего состава колхозов. 3 сентября 1948 г. СМ СССР принял Постановление, рекомендовавшее колхозам сократить излишние должности административного и обслуживающего персонала, чтобы на их оплату расходовать не более 3—8% общего числа выработанных трудодней в году.

Колхозное право также уделяло большое внимание и рычагам Морального стимулирования труда в колхозах. С 1947 по 1948 г. был принят ряд Указов Президиума ВС СССР, содержавших конкретные показатели, за выполнение которых присваивали высокое звание Героя Социалистического Труда и Предусматривалось награждение орденами и медалями. В 1950, г. было решено провести укрупнение колхозов. Постановление СМ СССР от 17 июля 1950 г. «О мерах в связи с укрупнением мелких колхозов» регулировало вопросы землепользования, землеустройства, финансирования, возникшие в ходе укрупнения колхозов. Постановление СМ СССР от 26.04.1950 г. указывало, что изменение границ колхозных земель, их слияние и разукрупнение должны производиться лишь с согласия не менее чем 2/3 членов сельскохозяйственной артели. В этот период был сделан шаг и к более высокой интеграции сельскохозяйственного производства, начали создаваться разного рода межколхозные организации.

Уголовное право: Кардинальных изменений в этой отрасли права в послевоенный период не происходит. Можно лишь отметить одну общую тенденцию — определенное усиление репрессий. В 1947 г. была даже отменена смертная казнь. Однако эта отмена продержалась не долго — уже в 1950г. за государственные преступления (измена Родине, шпионаж, диверсии) смертная казнь была восстановлена. Для повышения бдительности, усиления охраны государственной тайны Президиум ВС СССР 9.06.1947 г. издал Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну». Государство делает новую попытку усилить борьбу с имущественными преступлениями, причем теперь внимание обращается на охрану не только общественной, но и личной собственности. 4.06.1947 г. были приняты два указа Президиума ВС СССР «О хищении государственного, общественного и личного имущества». Согласно 1-ому указу кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой; при квалифицирующих признаках лишение свободы повышалось до 25 лет. За хищение общественного имущества сроки лишения свободы были несколько меньше, но верхний предел их достигал 20 лет. По Указу устанавливалась ответственность даже за недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершенном хищении государственного или общественного имущества. 2-ой Указ усиливал ответственность за хищение личной собственности граждан до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Недонесение о разбое также каралось. Указ Президиума ВС СССР от 7.04.1948 г. «Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона» значительно ужесточил наказания за эти преступления. На усиление защиты чести, здоровья, жизни граждан были направлены Указы Президиума ВС СССР от 4.01.1948 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование» и от 14 февраля 1953 г. «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах».

Финансовое право: война приводит страну к экономическому упадку ~ эмиссия $. З/п не растет, а цену растут. В 12.1947г. проводят денежную реформу ~ деноминация (1 новый руб. = 10 старым), для низкооплачиваемых рабочих и служащих, студентов надбавка к з/п.

В 60-80е годы происходит интенсивное развитие общесоюзного зак-ва в пределах компетенции СССР. В союзных республиках на базе основ и др. общесоюзных норм проводилась кодификация законов и издание иных НПА.

Гражданское право. 8.12.1961г. Верховный Совет СССР принял «Основы гражданского зак-ва СССР и союзных республик» - общесоюзный законодательный акт, содержавший основополагающие нормы гражданского права. В них говорилось о задачах советского гражданского зак-ва, об отношениях, которые оно регулировало, об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей, о защите этих прав, защите чести и достоинства, о праве собственности, обязательственном праве, авторском и наследственном праве. В 1963-1964гг. на базе Основ в союзных республиках были приняты гражданские кодексы.

В 1963г. в союзных республиках были приняты жилищные кодексы. 24.06.1981г. ВС СССР принял «Основы жилищного зак-ва СССР и союзных республик» - общесоюзный законодательный акт, регулировавший жилищные и связанные с ними общественные отношения.

Семейное право. В 1965г. был упрощен порядок развода. Теперь вопрос о расторжении брака решал народный суд. 27.06.1968г. ВС СССР принял «Основы зак-ва СССР и союзных республик о браке и семье» - общесоюзный законодательный акт, регулирующий брачно-семейные отношения. Задачами зак-ва о браке и семье является согласно Основам укрепление советской семьи. Подчеркивалось равноправие мужчины и женщины в семейных отношениях. Основы регламентировали порядок и условия заключения и расторжения брака, личные и имущественные отношения супругов, взаимные права и обязанности членов семьи, вопросы усыновления, опеки и попечительства, порядок регистрации актов гражданского состояния. Законным признавался брак, заключенный в ЗАГСе. Брачный возраст – 18 лет. Закреплялась общность имущества, которое супруги нажили вместе. Восстанавливался порядок установления отцовства и определялись условия этого установления. В 1969-1970 гг. в союзных республиках были приняты кодексы о браке и семье.

Трудовое право. В 1960 г. был завершен перевод всех рабочих и служащих на 7- и 6-часовой рабочий день. В 1966-1967гг. была введена 5-дневная рабочая неделя. 15.07.1970г. ВС СССР принял «Основы зак-ва о труде» - общесоюзный законодательный акт, регулировавший трудовые отношения рабочих и служащих. Минимальный трудовой возраст – 16 лет. В целях укрепления трудовой дисциплины в 12.1979г. было принято постановление «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хоз-ве». В 1783г. был принят закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями.

Природоохранительное право. 27.10.1960г. был принят закон «Об охране природы в РСФСР» в целях усиления охраны природы, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Природоресурсное право. Мерам улучшения охраны природы и рационального использования природных ресурсов был посвящен НПА, принятый ВС СССР в 1972г. 9.07.1975г. ВС СССР принял «Основы зак-ва СССР и союзных республик о недрах», регулировавший общественные отношения в области использования и охраны недр. В 1977г. ВС СССР одобрил «Основы лесного зак-ва СССР и союзных республик», регламентировавший общественные отношения в области использования, воспроизводства и охраны лесов.

Земельное право. В 1968г. ВС СССР принял «Основы земельного зак-ва СССР и союзных республик» - общесоюзный законодательный акт, регулировавший общественные отношения в области использования и охраны земель.

Колхозное право. В 1969г. был принят новый Примерный устав колхозов, обобщивший опыт развития колхозов с 1935г.

Водное право. 1970г. ВС СССР одобрил «Основы водного зак-ва СССР и союзных республик», регулировавший водные отношения.

Уголовное право. 25.12.1958г. ВС СССР принял «Основы уголовного зак-ва СССР и союзных республик», определявшие принципы и основные положения советского уголовного права. В 1961г. принимаются указы «Об усилении борьбы за особо опасные преступления», «Об ответственности за приписки в планах». В 1962г. принимаются Указы «Об усилении ответ-ти за посягательства на жизнь, здоровье», «Об усилении ответ-ти за изнасилование», «Об усилении ответ-ти за взяточничество». Особое место занимает Указ от 4.03.1965г. «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления». В 1971г. суды получили право при определенных обстоятельствах применять условно-досрочное освобождение. Указы 1971 и 1977г. расширили применение условного осуждения с обязательным привлечением осужденного к труду. Указ 1981г. усиливал ответственность за хулиганство. С 1985г. в числе мер борьбы с пьянством предусматривались и уголовные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.