Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графические методы

Графические методы исследования СУ часто предполагают ис­пользование различных диаграмм, графиков и гистограмм в качест­ве инструмента изучения явлений. В частности, известны:

1) диаграммы — Исикавы («рыбьего скелета» — причинно-следственной диаграммы, цель построения такой диаграммы — выявление эффек­тивного способа решения поставленного вопроса. В диаграмме ис­следуемый вопрос (например, характеристика качества) изобража­ется в виде прямой горизонтальной линии, а причинные факторы, влияющие на исследуемую характеристику, даются наклонными прямыми линиями (стрелками). На диаграмме причинные факторы первого порядка изображаются большими наклонными линиями, а второго, третьего и т.д.— малыми наклонными линиями); диаграммы Парето, круговая, системная — древовидная, матричная, сетевая и др.;

2) графики круговой, ленточный, Z-образный, в виде лома­ных линий и др.;

3) гистограммы — с двухсторонней симметрией, вытянутые вле­во или вправо, «двухгорбые», с обрезанными (ограниченными) од­ним или двумя краями и др.

Исторический и логический методы научного познания

Эти методы применяются для исследования сложных развивающихся объек­тов и только там, где, так или иначе, предметом исследования становится история объекта.

Областью применения исторического метода является, прежде всего, исследование человеческой истории. Однако этот метод используется также и в целях познания различных явлений живой и неживой природы.

Логический метод исследования — это метод воспроизведения в мыш­лении сложного развивавшегося (или развившегося) объекта в форме ис­торической теории.

Можно сказать, что логический метод позволяет получить представле­ние о «теоретической истории» объекта. При логическом исследовании объекта отвлекаются от всех исторических случайностей, отдельных фак­тов, зигзагов и даже обратных движений, вызванных теми или иными событиями. Из истории вычленяется самое главное, определяющее, суще­ственное. Она рассматривается, образно говоря, не такой, какой была, а в «исправленном» виде.

Логически воспроизведенная история — это действительная история, но обобщенная, освобожденная от всего случайного, наносного, несуще­ственного. В ней сохраняется только то, что закономерно необходимо. Логи­ческое воспроизведение истории должно в общем и целом соответствовать действительной, эмпирической истории.

Исторический и логический методы исследования отличны друг от друга, но в значительной мере совпадают. Логический метод есть почти тот же исторический метод, но освобожденный от ненужных исторических фактов.

5.4. Методы формализованного представления систем управления

 

Для описания систем управления на практике ис­пользуется ряд формализованных методов, которые в разной степени обеспечивают изучение функционирова­ния систем во времени, изучение схем управления, со­става подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управле­ния, персонализации и четкого информационного обеспечения управления.

Иначе говоря, обследование системы управления в рамках выбранного метода формализованного описания должно выявить оптимальные варианты построения, ор­ганизации и функционирования реальной системы. Применяемые методы формализованного описания систем управления должны способствовать в конечном итоге созданию четких организационных механизмов управления, используемых объектов.

Необходимость создания таких механизмов обуслов­лена внедрением новых методов хозяйствования, кото­рые требуют как четкой регламентации управления, так и сокращения управленческих расходов.

Моделирование

Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.

Следовательно, моделирование какого-либо объекта заключается в замене исходного объекта таким объектом (моделью), исследование которого можно провести эф­фективнее, т.е. легче, доступнее, быстрее, дешевле и т.д.

Модель — это одна из основных категорий теории познания. На идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследова­ния, как теоретический (при котором используются различного рода зна­ковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).

Для того чтобы лучше уяснить роль иместо метода моделирования в познании, необходимо кратко рассмотреть более общий вопрос — о роли в научном исследовании средств познания. Тогда роль моделей в познании будет очерчена рельефнее, так как их применение предстанет перед нами как частный случай более обширных познавательных действий.

Классическая схема процесса познания включает в себе два компонента: субъект объект

познания познания

Однако по данной схеме исследователь получает лишь незначительную долю информации об окружающем мире, или объекте познания. Несрав­ненно более эффективным оказывается опосредованное познание, пред­полагающее кроме двух взаимодействующих систем наличие третьей, по­средствующей. В качестве таковой выступают все те вещи (как искусствен­ные, так и естественные), которые субъект ставит между собой и объектом с целью познания или исследования его свойств. Посредниками познания могут быть как технические средства, так и анкета и т.п. Для обозначения вещей, выступающих как посредствующие системы, употребляется поня­тие «средство познания». Тогда схема процесса познания может быть пред­ставлена следующим образом:

субъект средство объект

познания познания познания

Анализ классической схемы процесса познания показывает, что эф­фективность познавательной деятельности человека может быть увеличена двумя путями:

а) использованием в познании естественных возможностей человека;

б) замещением объекта познания, другим объектом, имеющим опре­деленные преимущества.

Первому пути соответствует создание приборов, а второму — исполь­зование моделей. Таким образом, процесс опосредованного познания мо­жет быть представлен развернутой схемой следующего вида:

 
 
Прибор Модель   Средство познания


субъект объект

познания познания

 

Опосредованное познание обладает целым рядом достоинств по срав­нению с непосредственным. Использование посредников позволяет:

- отражать такие объекты и такие их свойства, которые человеку непосредственно изучить не дано;

- ускорять процесс познания и осуществлять познание быстро изменя­ющихся объектов;

- устранить возможную пристрастность, необъективность субъекта при оценке состояния объекта;

- экономно и эффективно расходовать физические, чувственные и мыс­лительные возможности человека.

Под моделями понимаются такие материальные системы, которые за­мещают объект исследования (оригинал) и служат источником информа­ции о нем. Они могут быть средством объяснения некоторого явления или интерпретации теории. Большое значение в научных исследованиях приоб­ретает предсказательная (эвристическая) функция модели. Модель может служить и целям проверки теории на предмет ее истинности.

Существует много разновидностей моделей:

- графи­ки и таблицы, - физические модели, - логические и матема­тические выражения, - машинные модели, - имитационные модели.

Самые главные функции модели:

а) модель как источник информации;

б) модель как средство фиксации знания.

Модели выступают такими аналогами оригиналов, сходство которых с этими оригиналами существенно, а различие не существенно для решения конкретной познавательной задачи. Быть аналогом данной материальной системы — это необходимое, но не достаточное условие того, чтобы быть ее моделью, аналог — это «потенциальная» модель.

Аналогия — это не тождество, и вывод на основе аналогии всегда пред­ставляет некоторую опасность. Тем не менее такой вывод может привести и к истинному знанию даже тогда, когда модель и оригинал представляют собой весьма различные в качественном отношении системы. Это возмож­но в том случае, когда в аналогии охвачены существенные черты рассмат­риваемых систем.

Завершая рассмотрение метода моделирования, можно сказать, что «модельное» исследование имеет следующую структуру.

1) постановка задачи;

2) создание или выбор модели;

3) исследование модели;

4) перенос знания с модели на оригинал.

С помощью моделей могут исследоваться любые объекты, в том числе и системы управления. Но принципиальная неполнота, фрагментарность мо­делей не позволяет получить с их помощью исчерпывающего знания об оригинале. Только в сочетании с другими методами исследования, в сочета­нии с непосредственным исследованием оригинала метод моделирования может быть плодотворным и иметь значительную эвристическую ценность.

Выбор конкретного метода формализованного опи­сания, системы управления зависит от того, в каких ус­ловиях осуществляется обследование, какова ответствен­ность исполнителей за принимаемые решения и какова степень регламентации управления в обследуемой орга­низации.

В настоящее время разработано и опробовано целый ряд различных методик обследования и формализован­ного представления систем управления. Они, как правило, существенно отличаются одна от другой и соответствуют разной глубине исследования и поставленным целям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод точечной интерполяции | Сетевой метод
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.